Морально-этические установки фотожурналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрены такие понятия, как нормы морали и этики в фотожурналистике, которые стали постоянными спутниками большинства изданий в современном мире информации. Здесь будут рассматриваться этические нормы, которые присущи как журналистике, так и фотографии в этой сфере деятельности. Будут приводиться примеры корректного использования фотожурналистом норм этики и морали, а также ошибки в его деятельности.

Содержание

Введение
Фотожурналистика как часть журналистики
Морально-этические установки фотожурналиста
Примеры из истории
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУР_Морально-этические установки фотожурналиста.docx

— 348.83 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление:

 

  1. Введение
  2. Фотожурналистика как часть журналистики
  3. Морально-этические установки фотожурналиста
  4. Примеры из истории
  5. Вывод
  6. Литература

 

1. Введение

 

С возникновением журналистики можно начинать отсчет действия некоторых этических норм, которые со временем вошли в обиход всех работников этой сферы. Этика журналиста сродни этике медицинского работника. И в одной, и в другой сфере действует правило «не навреди», ведь ранить человека можно не только физически, но и одним словом, необдуманно оброненным в телевизионной передаче, напечатанном в периодическом издании либо фотографией.

С приходом в область журналистики такого явления, как фотография, этические нормы стали едиными для всех, ведь иллюстрация очень часто может сказать намного больше, нежели получается выразить словами. И здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не нанести непоправимый ущерб, передавая через изображение информационный факт.

В курсовой работе будет рассмотрено такие понятия, как нормы морали и этики в фотожурналистике, которые стали постоянными спутниками большинства изданий в современном мире информации. Здесь будут рассматриваться этические нормы, которые присущи как журналистике, так и фотографии в этой сфере деятельности. Будут приводиться примеры корректного использования фотожурналистом норм этики и морали, а также ошибки в его деятельности.

 

2. Фотожурналистика  как часть журналистики

 

Прежде, чем разбираться в месте фотожурналистики в таком виде деятельности, как журналистика, стоит дать понятие второй. Ведь невозможно оценить весь масштаб деятельности одной профессии, не зная целей ее основоположника.

Итак, журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.

Однако, журналистика — это не печать и пресса, не газеты с журналами, которые люди используют для получения информации. Журналистика — это вид деятельности, который предшествует и способствует появлению информации.

Журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить.

По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биографию. Она не существовала, например, в античном мире и во времена средневековья.

Выделяя фотожурналистику в самостоятельный вид, необходимо указать на то, что время ее становления не совпало с рождением фотографии как таковой. Открытие Ньепса, Дагера, Тальбота — это лишь предыстория фотожурналистики. Только через несколько десятилетий после получения первых дагерротипов фотография начала появляться в печати. Но и после этого прошло немало времени, прежде чем стало возможным говорить о самоопределении нового вида фотографического творчества — о фотожурналистике.

Первоначально фотограф не мог запечатлеть всего, что он хотел, что представляло, с его точки зрения, интерес. Город, улица с постоянным движением, сменой освещения, минутными встречами, конфликтами, ситуациями — были недоступны фотографу с его несовершенным оборудованием. Понятно, что пропасть между журналистикой и фотографией, замкнутой в стенах фотоателье, была огромна. Однако техническое оснащение фотографа не стояло на месте. В начале прошлого века появляются фотоаппараты, уже сравнительно удобные в употреблении, с малой экспозицией, оснащенные оптикой достаточной светосилы, позволяющей производить фотосъемку в неблагоприятных световых условиях.

Появление фотографии в печати сопряжено не только с развитием непосредственно фотографической техники, позволяющей получать необходимые прессе снимки, но и с развитием полиграфической промышленности.

Развитие фотооборудования и полиграфической промышленности явилось технической, материальной базой для выхода фотографии в печать. Без технических предпосылок самоопределение фотожурналистики было бы объективно невозможно.

Фотожурналистика возникла как элемент идеологической надстройки в силу потребностей, испытываемых обществом на определенном этапе его исторического развития. Без потребности нет производства. Но именно потребление воспроизводит потребность.

Рубеж веков характеризуется значительным ускорением темпов исторического развития. Расширяются связи между странами, углубляется взаимовлияние самых различных процессов, сфер человеческой деятельности (науки и политики, например), происходят резкие социальные сдвиги, в активное «творение истории» втягиваются многомиллионные массы. Все это оказывает непосредственное влияние на количественный рост информации, которую должна давать пресса.

Для человека все большее значение приобретает общение в широком смысле этого слова, потребность осознать происходящее, причем не только в рамках его квартала, города, страны, но и в мировом масштабе. Газеты и журналы информируют своих читателей о все более широком круге фактов, явлений, проблем. Читатель, в свою очередь, должен воспринять и осмыслить эту нарастающую лавину информации. Обилие многообразных сведений самого различного характера вынуждает вычленять главное, основное. Лапидарным, более «сухим» становится газетный язык. Но все насущней встает вопрос о включении в структуру прессы нового средства информации и пропаганды. Им становится фотография. Быстрота ее восприятия, наглядность, легкость понимания ее смысла делают фотографию незаменимым элементом печати. Одним снимком можно очень многое сказать, и это «многое» будет почти моментально воспринято читателем.

Фотография может сделать человека как бы свидетелем событий, происходящих в мире, возбудить чувство сопричастности этим событиям, она дает наглядное представление об отдельных эпизодах общественной жизни, военных столкновениях, стихийных бедствиях, научных открытиях, происходящих в самых отдаленных уголках нашей планеты.

Но и это еще не все. Появление фотографии в прессе в значительной степени обусловлено потребностью читателя в документальном, достоверном отражении фактов. Фотография создает иллюзию того, что она предоставляет объективные и достоверные показания о факте, поэтому читатель ищет в ней как бы точку отсчета истинности журналистской информации.

Необходимо отметить, что включение фотографии в сферу журналистики и выполнение возложенных на нее в печати функций обусловливаются и возросшим культурным уровнем аудитории. Читатель-зритель постепенно приобрел способность видеть в конкретной фиксации объекта, осуществляемой с помощью фотографии, информацию более глубокую, нежели представление о материальной «данности» объектов в реальной действительности, увидел в фотографии отражение смысла явления или даже целой группы явлений и фактов.

Фотожурналистика как самостоятельный вид фотографии, со специфическим предметом исследования, содержания, функциями, формой, возникла не на пустом месте, она имеет свою предысторию.

В истории фотографии XIX – начала XX века можно обнаружить стилистическое направление, близкое по своей проблематике и форме тому, что впоследствии получит дальнейшее развитие в фотожурналистике. Мы имеем в виду гак называемую «социальную» фотографию.

Представители социальной фотографии были первыми военными репортерами, которые обратили внимание не на парадную сторону войны, а на те бедствия, которые она несет с собой. Здесь можно назвать Мэтью Брэди (1823-1896 г.г.), снимавшего гражданскую войну в США, Д. Никитина и А. Иванова, рассказавших своими фотографиями о русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., А. Савельева, показавшего на снимках страдания беженцев и раненых во время первой мировой войны.

Этот далеко не полный перечень имен показывает, что уже в XIX – начале XX века фотографы обратились к социально-политическим проблемам. Это можно объяснить тем, что внутренняя логика развития искусства всегда тесно связана с проблемами своего времени, с процессами, которые оказывают воздействие на духовную жизнь общества. Она порождает потребность в новых средствах отражения, в еще более близких контактах с жизнью. И эта возрастающая по мере удовлетворения жажда максимально приблизиться к действительности объясняется в конечном счете не только внутренней эстетической закономерностью, но и прежде всего той ролью, которую призвано играть искусство в обществе.

Темы, которые затрагивались представителями социальной фотографии, различны по своей общественной значимости — от бесконфликтных уличных сценок до изображения ужасов войны и подневольного труда. Большинство фотографов, принадлежавших к этому направлению, не занимало четких и определенных классовых позиций, их политические воззрения были эклектичны и весьма разнородны. Однако они были искренни в своем стремлении честно и всесторонне отразить в своих снимках реальные проблемы, стоящие перед обществом.

Социальная фотография близка по своей проблематике и форме к фотожурналистике. Действительно, отказ от «салонности», от подражания живописи, предпочтение, отданное репортажному методу съемки, — это первые шаги на пути к самоопределению фотографии в прессе как самостоятельного вида фотографии.

Таким образом, определяя причины и предпосылки появления фотожурналистики, можно выделить следующие основные моменты:

    • первое — общественная необходимость нового средства познания и отражения экономических, политических, социальных процессов современности, появившаяся на определенном этапе исторического развития общества. Фотография удовлетворяет требованию наглядности и быстроты восприятия, продиктованному резким ростом информации. В силу своей документальности она как бы делает зрителя свидетелем события, заставляя его поверить заключенной в снимке информации;
    • второе — появление и развитие технических возможностей для удовлетворения потребности общества в расширении средств массовой коммуникации и социально-политического управления;
    • третье — наличие содержательно-стилистической базы в лице социальной фотографии, с которой начала свое развитие фотожурналистика.

Все эти компоненты находятся в диалектическом единстве и взаимовлиянии. Их совокупное развитие и определило появление фотожурналистики.

 

3. Нормы морали  и этики в журналистике

 

В современном мире очень важное место в журналистике отдается фотографии, ведь всего одним снимком можно передать информацию о происходящем полнее и точнее, нежели корреспондент опишет словами. Сегодня перед фотожурналистами ставится задача достать снимок любой ценой, временами даже — переступая нормы этики и морали, которые стали основой в деятельности пишущих журналистов.

Однако стоит помнить, что фотожурналисты работают в тех же рамках объективности, что и остальные журналисты. Как снять и кадрировать, что можно, а что нельзя редактировать — такие вопросы постоянно решает фотожурналист. Не все так просто, когда дело доходит до подачи фотографического материала на страницы газет и журналов.

Рассмотрим сами понятия морали и этики. Что они обозначают и для чего они существуют, как действуют?

Сущность морали составляет добрая воля индивида к согласованию своих действий с интересами общности. Эта добрая воля изначально обусловливается тесной связью между обстоятельствами выживания индивида и общности. Она восходит к общим «точкам отсчета» этих интересов, фиксируемым в общественном сознании на том или ином этапе в виде определенных ценностей, и проявляется через особые отношения индивида и общности — моральные отношения.

Хотя мораль не «прикреплена» ни к какому социальному учреждению и ее нельзя «потрогать руками», тем не менее, она является реальным компонентом социальной жизни. Ее реальность ощущает каждый человек: она дает знать о себе то муками совести, то повелением долга, то больно задетой честью, ввергая нас в глубокие эмоциональные переживания и нелегкие размышления, а иногда даже в опасные ситуации.

Этика — наука, изучающая мораль. Суть профессиональной этики — научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.

Профессий, при которых нравственные (этические) нормы входят в саму суть профессиональной деятельности, не так немного. В работе такого рода моральный выбор становится для специалиста сопутствующим во всем. Одной из таких профессий является журналистика.

Профессиональная этика журналиста — это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде, и поддерживаемые силой общественного мнения профессионально-творческие моральные предписания — принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем, с этической точки зрения, выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

В профессиональной этике складывается некий свод принципов, правил достойного поведения и запретов, фиксируемых либо в неписанных, либо в разработанных журналистскими организациями и созданных кодексах чести. Контроль за соблюдением этических норм ведется как изнутри, так и извне. Изнутри — это совесть журналиста, которая, в зависимости от характера поведения, или заставляет его переживать стыд, самоосуждение, или напротив, вызывает гордость. Извне действуют журналистские организации или «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов. Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности.

Информация о работе Морально-этические установки фотожурналиста