Морально-этические установки фотожурналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассмотрены такие понятия, как нормы морали и этики в фотожурналистике, которые стали постоянными спутниками большинства изданий в современном мире информации. Здесь будут рассматриваться этические нормы, которые присущи как журналистике, так и фотографии в этой сфере деятельности. Будут приводиться примеры корректного использования фотожурналистом норм этики и морали, а также ошибки в его деятельности.

Содержание

Введение
Фотожурналистика как часть журналистики
Морально-этические установки фотожурналиста
Примеры из истории
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУР_Морально-этические установки фотожурналиста.docx

— 348.83 Кб (Скачать файл)

Через день он вернулся в Йоханнесбург (ЮАР). В это время голод в Судане был «модной» темой и «Нью-Йорк Таймс» сразу же купил его фотографию. 26 марта 1993 года она была опубликована. Фотография сразу же стал символом бедственного положения в Африке, а Кевин Картер стал знаменитостью. Признание пришло чуть позже — в мае 1994 года, когда Кевин Картер получил Пулитцеровскую премию.

Однако на этот снимок обратили внимание журналисты многих газет, которые не просто критиковали Картера за бездушность, а называли его хищником, люди присылали письма фотографу, в которых спрашивали его о том, что же случилось с девочкой, жива ли она…

Позже Картер говорил друзьям, что жалеет о том, что не помог девочке: ведь рядом был лагерь Объединённых Наций, где голодающим оказывали помощь. Но было уже слишком поздно. Он впадает в глубокую депрессию. Это тут же сказывается на его работе.

А уже 27 июня 1994 года Кевин Картер покончил жизнь самоубийством. Это были, как предполагают психологи и журналисты, последствия не только продолжительной депрессии, связанной с серьезными проблемами на работе, но и воспоминания о девочке из Судана, множестве смертей. Эти предположения находят подтверждения в предсмертной записке Кевина, он писал: «…Меня преследуют воспоминания об убийствах и трупах, и злости, и боли… о голодных или раненных детях».

Не менее известным снимком является «Падающий человек» фотографа Ассошиэйтед Пресс Ричарда Дрю. Это фотография, рассказывающая о последних минутах человека, от безысходности выпрыгнувшего 11 сентября 2001 года из окна Всемирного торгового центра.

После съемки перед фотографом и бильд-редактором стоял вопрос — можно ли пропускать в печать такое фото? Ведь еще живы воспоминания о теракте в людской памяти, а публикация фотографии, напоминающей о нем, как и сам факт запечатления последних мгновений жизни человека — весьма сложные вопросы.

Фотограф называет свой снимок «самой известной фотографией, которую никто не видел». Репортер «Эсквайр» Том Джунод позднее писал о сложном выборе при верстке материала, о решении редакции по поводу снимка падающего с небоскреба человека: «В тот день, который больше всех других дней в истории был запечатлен на камерах и на фотопленке, единственным табу с общего согласия стали снимки выпрыгивающих из окон людей».

Здесь очень четко раскрывается моральная сторона вопроса — снимок попал под цензуру по этическим соображениям. Редактор не взял на себя ответственность и смелость опубликовать кадр гибели человека. Это еще раз подтверждает, что необходимость рассматривать каждый снимок с точки зрения этики морали можно и нужно. Ведь неизвестно, как он может повлиять на судьбы людей.

 

5. ВыводОчевидно то, что происходит со средствами массовой информации, то же происходит и со страной. Однако со временем все очевиднее становится другое — происходящее в мире, стране все в большей мере зависит от СМИ. Не зря ведь средства массовой информации признаны, хоть и не официально, «четвертой властью».

Но возросла ли в той же степени и нравственная ответственность журналистов, ответственность перед обществом, перед массовой аудиторией, перед своими коллегами по цеху, перед человечеством?

Не все журналисты осознают то обстоятельство, что защита нравственных принципов и идеалов для них обязательна еще в большей степени, чем для священнослужителя, хотя бы потому что «прихожанами» СМИ выступают все члены общества. Что именно эти ценности определяют не только степень терпимости к многообразию интересов и взглядов зрителей, читателей и слушателей, но и меру нетерпимости к проявлениям пошлости, отсутствию вкуса, жестокосердию, цинизму и тривиальности. Что понятие о нравственной ответственности не допускает подмены всеобщих идеалов, сиюминутными умонастроениями аудитории.

Этически «воспитанный» журналист не позволяет себе забыть о последствиях своих слов и действий, забыть о том, что его публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев. Бывает, что после неловкого слова в прессе человек с хорошей репутацией вдруг превращается в объект подозрений и пересудов, способных надолго отравить ему жизнь. Речь в данном случае идет о журналистских «неловкостях», в адрес героя. А если журналистские оценки предвзяты, поверхностны, проявлены профессиональной недобросовестностью, тогда и случаются с людьми сердечные приступы.  
Журналист может попасть в зависимость от рекламодателя или своего руководства, чьи указания противоречат его этическим принципам, польстится соблазнами популярности. Журналист не имеет права становиться жертвой собственного тщеславия. Каждый журналист обязан взвесить все возможные «за» и «против», всякий раз, когда его материал, будь то текст или фотография, готовится к печати. Ведь одно необдуманное слово или снимок с искаженной сутью могут погубить не только доброе имя, но и жизнь. Этические принципы журналистики, однозначны. Для журналиста они все ровно, как присяга солдата или клятва врача.

Подводя итог, надо сказать, что фотожурналист в большей степени уязвим, чем пишущий автор. Фоторепортер должен работать непременно с людьми и не может сделать изобразительный ряд, например, по телефону. Опасность работы фоторепортера заключается в личном присутствии во время происшествия. Журналист никак не защищен в ситуации социальных катаклизмов, свой профессиональный долг фотограф выполняет согласно собственным убеждениям. Поэтому можно сказать, что фотожурналист в гораздо большей мере зависим от этических норм, нежели публицист, готовящий статью. Работа фотожурналиста всегда связана с личными стереотипами и нередко встает в противоречие со служебным долгом. Фотограф должен доказать автору почему именно данное фото должно иллюстрировать его статью, как оно может с ней взаимодействовать.

Таким образом, фоторепортеры и публика находятся по разные стороны баррикад. Их объединяет желание «достучаться» до общества, власти, но разъединяет гораздо большее — социальные мотивы, нравственность и этические представления. Люди требуют совсем немногого — учет их мнения, согласие, но журналистика не может ждать этого согласия, когда материал уже должен быть опубликован, иначе он потеряет актуальность.

 

6. Литература

 

  1. «Профессиональная этика журналиста», Лазутина Г. В., Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 2000 г.
  2. «Профессиональная этика журналиста», Аврамов Д. С., 2000 г.
  3. «Основы журналистики», Корконосеноко С. Г., М.: Аспект Пресс, 2004 г.
  4. «Репортер: Профессионализм и этика. (из серии Практическая журналистика)», Шостак М. И., М.: Изд. РИП-холдинг, 2001 г.
  5. Этический кодекс Национальной ассоциации фотожурналистов.
  6. «Специфика содержания и формы фотожурналистики», Бальтерманц, И. Д., Москва, 1981 г.
  7. Журнал «Time», 12 сентября 1994 г.
  8. Журнал «Еsquire», 30 января 2012 г.

Информация о работе Морально-этические установки фотожурналиста