Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа
СМИ называют четвертой ветвью власти. СМИ способны влиять на мнения, взгляды, ожидания, интересы, ценности людей, живущих в обществе, новости которого СМИ освещают. Через СМИ мы узнаем актуальные и интересные именно нам новости окружающего нас мира политики, экономики, культуры и шоу-бизнеса.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика Закона о СМИ…………………………………………..6
1.1. История и предпосылки создания закона о СМИ…………………....6
1.2. Анализ структуры закона о СМИ (ред. от 27.12.1991)…………..…...10
1.3. Поправки в закон о СМИ………………………………………..……..11
1.4. Международное законодательство о СМИ…………………………....15
1.5. Виды нарушений……….……………………………………..…….......17
1.5.1. Ответственность за нарушение закона о СМИ……………………17
Глава 2. Основные случаи нарушения законодательства о СМИ…………….…21
2.1. Примеры нарушения закона о СМИ в печатных изданиях……..…21
2.2. Примеры нарушения закона о СМИ на телевидении………………24
2.3. Примеры нарушения закона о СМИ на радио………………………25
Заключение…………………………………………………………………….........27
Список литературы………………………………………………………………....29
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ
И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
КАФЕДРА «ЖУРНАЛИСТИКА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Теория и практика массовой информации»
ТЕМА РАБОТЫ:
«НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬТСВА О СМИ В РФ»
ВЫПОЛНИЛ: Студент 4 курса
Очного отделения
Группа 3504.2
Куликова А.А.
ПРОВЕРИЛ: Старший преподаватель
Кафедры «Журналистика»
Подставко Е.Н.
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика Закона о СМИ…………………………………………..6
1.1. История и предпосылки создания закона о СМИ…………………....6
1.2. Анализ структуры закона о СМИ (ред. от 27.12.1991)…………..…...10
1.3. Поправки в закон о СМИ………………………………………..……..11
1.4. Международное законодательство о СМИ…………………………....15
1.5. Виды нарушений……….……………………………………..…
1.5.1. Ответственность за нарушение закона о СМИ……………………17
Глава 2. Основные случаи нарушения законодательства о СМИ…………….…21
2.1. Примеры нарушения закона о СМИ в печатных изданиях……..…21
2.2. Примеры нарушения закона о СМИ на телевидении………………24
2.3. Примеры нарушения закона о СМИ на радио………………………25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
СМИ называют четвертой ветвью власти. СМИ способны влиять на мнения, взгляды, ожидания, интересы, ценности людей, живущих в обществе, новости которого СМИ освещают. Через СМИ мы узнаем актуальные и интересные именно нам новости окружающего нас мира политики, экономики, культуры и шоу-бизнеса.
Однако СМИ передают нам новости не точно, а сквозь призму своей, внутренней политики и ориентиров издания, телеканала. Так одну и ту же новость можно изложить по-разному, соответственно по-разному и расположив к ней аудиторию.
Большинство людей,
не только в нашей стране, но
и во всем мире, безоговорочно
доверяют определенным, оправдавшим
их доверие изданиям и
Осознавая всю мощь возможного
влияния СМИ, кажется очевидным
стремление узаконить и жестко контролировать
эту живую структуру. В наше время,
в каждой стране, где существуют
СМИ, существуют и законы, регулирующие
их деятельность. Таким образом, объектом
данной работы становиться законодательство
о СМИ и смежных с ними структурах.
Эффективность, противоречия, а так
же нарушения данного
Целью работы является рассмотрение некоторых, особенно заметных, либо наиболее актуальных случаев противоречий и нарушений законодательства. Так же на примерах общеизвестных и популярных представителей СМИ будут рассмотрены случаи применения законодательства на практике, эффективности данных мер и анализ конкретных результатов действия законов о СМИ в нашей стране, а так же странах Европы.
Для достижения данной цели необходимо:
1) проанализировать предложенные СМИ на предмет нарушений;
Для получения наиболее адекватной, актуальной и точной информации в исследовании будут использоваться такие печатные издания, как :
Так же будет проведен анализ новостных и развлекательных программ телеканалов:
Из доступных к анализу радиостанций взяты к рассмотрению:
В качестве научной базы для написания данной работы будет использоваться законодательство РФ о СМИ (редакции от 27.12.1991 N 2124-1 года), закон о рекламе (Федеральный Закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ, с вн. изменениями от 18.07.2011 N 218-ФЗ года), а так же сопутствующие законодательные акты РФ регламентирующие данную и смежные сферы деятельности. Любые материалы и источники будут использованы в соответствии с законом об авторском праве.
Структура данной работы состоит из: 1) введения, 2) основной части, которая подразделяется на теоретическую и практическую, 3)заключения,
4) списка литературы.
Глава 1. Характеристика законодательства о СМИ
Действующий Закон о СМИ был впервые издан в 1991 году и подписанный нашим первым президентом Борисом Ельциным, существует вот уже практически 22 года. Созданный в далекие и не совсем спокойные времена преобразования СССР в Российскую Федерацию Закон о СМИ ни разу не переписывали, а лишь вносили поправки. Есть мнение, что это свидетельствует о качестве и эффективности, а главное о применимости и актуальности закона для страны и сферы, которую он призван регулировать.
Многие с такой точкой зрения могут не согласиться. Из-за многочисленных поправок, внесенных в закон на протяжении всей его «жизни», сам этот закон стал напоминать «лоскутное одеяло», а по мнению одного из соавторов данного законопроекта М.А. Федотова, не все поправки были необходимы, а главное удачны.
Чтобы разобраться и понять, насколько действующий закон отвечает требованиям современного общества нужно в первую очередь проследить историю и предпосылки создания Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1.
1.1. История и предпосылки создания закона
Не заглядывая глубоко в историю нашей страны, возьмем за точку отсчета начало правления советской власти. Хотя первые попытки контролировать распространение информации в обществе известны на Руси задолго до этого – в 1073г. был издан «Список отреченных книг», что считается первым сохранившимся списком книг, запрещенных к чтению.
Весь советский период в истории нашей страны можно охарактеризовать как попытку властей тотально контролировать все сферы общества, и конечно же, в первую очередь средства массовой передачи информации.
27 октября (9 ноября) 1917 года Советом народных комиссаров РСФСР был принят «Декрет о печати»1. В данном документе озвучивались критерии, по которым должны были быть закрыты газеты:
Так на основании «Декрета о печати» за восемь месяцев с момента издания декрета были упразднены более 470 оппозиционных изданий2
Цензуре подвергались все элементы системы СМИ под различными предлогами, но в первую очередь цензуру объясняли старанием не допустить утечки важной государственной информации, военной тайны, препятствованием распространения ложной информации и другими «благими» намерениями. Однако, степень ложности и важности распространения информации определяла действующая власть, и достаточно часто результат не соответствовал действительности.
В след за «Декретом о печати», было принято постановление «О контроле в кинопредприятиях», а позже и вся фото- и киноиндустрия были национализированы и тщательно контролировались. Критерии оценки были такими же, как и в печатных изданиях.
Та же участь постигла и радиовещание. Одновременно с установлением постоянного радиовещания появилась и система цензуры на радио, контролирующее работу акционерного общества «Радиопередачи», в частности обязывая его все тексты перед выходом в эфир заверять цензурой. Позже общество было расформировано по причине неэффективности работы, и вместо него в 1933 году был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете Народных Комиссаров СССР, который являлся государственным органом.
Партийная власть всячески препятствовала и осуждала любое противоречие коммунистической идеологии, в то же время подчеркивая право голоса и свободу слова трудящихся, что в некоторых случаях противоречило одно другому.
После окончания Гражданской войны появилось много новых течений, призывающих к демократизации и полной свободе слова и печати, что было воспринято партией власти как призыв к сотрудничеству с буржуазией:
Ленин В.И.: «Свобода печати в РСФСР, окруженной врагами всего мира, есть свобода политической организации буржуазии и ее вернейших слуг – меньшевиков и эсеров. Это факт неопровержимый. Буржуазия (во всем мире) еще сильнее нас и во много раз. Дать ей еще такое оружие, как свобода политической организации (свободу печати, ибо печать есть центр и основа политической организации), значит облегчать дело врагу, помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем»3.
Таким образом, невероятное
стремление правящей партии к контролю
над всем и всеми в пределах
страны, страх перед оппозицией,
нежелание развиваться и
Сложившаяся система цензуры контролировала все средства массовой информации на протяжении всей истории существования СССР вплоть до перестройки и появления современных СМИ.
Но какой бы ужасающей не казалась ситуация со стороны, всегда находились пути обхода цензуры, что по сути являлось нарушением существующих правовых норм.
На начальных этапах это удавалось, в основном, печатным изданиям. В качестве методов обхода цензуры использовались иносказания, самиздат, подпольные неподцензурные библиотеки, контрабанда, издательство за рубежом.
Позже, с появлением у граждан аудио– и видеомагнитофонов стали распространяться запрещенные музыкальные записи, рок-музыка, зарубежные фильмы.
Оглядываясь сейчас назад, немного иначе сформулировав пункты декретов и постановлений того времени, можно получить текст очень схожий с пунктами нынешнего Закона «О СМИ»:
1. «Декрет о печати» 1917 г. – закрывались газеты «призывающее к действиям преступного характера».
Закон «О СМИ» 1991 г. (с поправками 1995 г.) – «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний».
2. «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной» 1926 г. – сведения, относящиеся к данному перечню запрещались к распространению4.
Закон «о СМИ» 1991 г. (с поправками от 1995 г.) – «не допускается использование средств массовой информации для <…> , распространения сведений, составляющих государственную или иную другую специально охраняемую законом тайну».
Даже самый поверхностный анализ Закона «О СМИ» от 1991 г. позволяет понять, что исторический опыт регулирования средств массовой информации был использован законодателями при составлении нового современного закона. Однако, изменить его представлялось необходимым по определенным причинам: