Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:19, курсовая работа
Объектом исследования в нашей работе является творчество журналиста-международника очеркиста Всеволода Овчинникова. В данной работе мы рассмотрим особенности отечественной журналистики периода 70-80х годов, историю становления жанра очерка и основные черты его разновидности – путевого очерка.
Предмет исследования – книга Всеволода Овчинникова «Корни дуба».
Особый интерес в нашем исследовании представляет именно жанр очерка, принадлежащий к художественно-публицистической группе жанров. Этот род журналистских текстов является своеобразным синтезом двух основных начал – факта и образа.
Вступление……………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. 80е годы 20 века: журналистика и журналист………………………………..6
Глава 2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики
2.1 Очерк в системе художественно-публицистических жанров……….12
2.2 Путевой очерк как разновидность жанра очерка………………………….16
Глава 3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.
3.1Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества…….20
3.2Образ Великобритании в книге «Корни дуба»……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………………………….39
Министерство образования РФ
Воронежский государственный университет
Факультет журналистики
Кафедра истории журналистики
Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»
Выполнила:
студентка второго курса первой группы
«Специальность журналистика»
Евсюкова Ирина
Проверила:
Сергунина Н.А.
Воронеж 2011.
Содержание
Вступление……………………………………………………
Глава 1. 80е годы 20 века: журналистика и журналист………………………………..6
Глава 2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики
2.1 Очерк в системе художественно-
Глава 3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.
3.1Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества…….20
3.2Образ Великобритании в книге «Корни дуба»……………………………….24
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Вступление
Объектом исследования в нашей работе является творчество журналиста-международника очеркиста Всеволода Овчинникова. В данной работе мы рассмотрим особенности отечественной журналистики периода 70-80х годов, историю становления жанра очерка и основные черты его разновидности – путевого очерка.
Предмет исследования – книга Всеволода Овчинникова «Корни дуба».
Особый интерес в нашем исследовании представляет именно жанр очерка, принадлежащий к художественно-публицистической группе жанров. Этот род журналистских текстов является своеобразным синтезом двух основных начал – факта и образа. Двойная природа этой группы жанров определяет такие особенности очерка как ярко выраженное авторское «я», приемы интимизации, эскизность, документальность, злободневность, типизация героев и ситуаций. А.А.Тертычный называет очерк «наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства»1.
Но специфика нашей работы включает в себя анализ не просто очерка, а путевого очерка. Этот подвид жанра очерка считается одним из старейших, ведь его придерживались такие мастера как Пушкин, Радищев, Гончаров. Само название раскрывает суть этого рода произведений – описать дорогу, путь, маршрут, новую местность. Великолепными очеркистами 20 века считаются А.Аграновский, Ю.Смул, В.Песков. Но в центре нашей работы – творчество В.Овчинникова, перу которого посвящены множество очерков о Великобритании, Японии, КНР и множества других стран. В деле повествования о жизни других государств Овчинников во многом был первопроходцем. Его опыт помогал и помогает более поздним поколениям журналистов-международников. Это и обуславливает актуальность нашей работы.
Эмпирическая база работы состоит из книги Всеволода Овчинникова «Корни дуба», учебных пособий по теории журналистики, газетных публикаций и интернет ресурсов. Проведем анализ источников.
Учебные пособия:
Также в работе использовались интернет-ресурсы для быстрого получения необходимой справки.
Структура работы:
2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики
2.1 Очерк в системе художественно-
2.2 Путевой очерк как разновидность жанра очерка – Рассмотрение теории путевого очерка, особенностей его написания и путь становление этого жанра в отечественной публицистике.
3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.
3.1 Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества. – Исследование творческого и жизненного пути Всеволода Овчинникова, рассмотрение основных его произведений.
3.2 Образ Великобритании в книге «Корни дуба». – Анализ цикла путевых очерков Всеволода Овчинникова и составление целостного образа Великобритании.
Глава 1. 80-е годы XX века: журналистика и журналист.
Журналистика ХХ века традиционно делится на 8 этапов. Рассматриваемый нами период – 80е годы – захватывает сразу два из них. Переломным моментом, как в истории страны, так и в истории журналистики советского времени стал апрель 1985 года, когда пришедший к власти М.С.Горбачев полностью поменял курс дальнейшего развития страны. Поэтому экскурс в историю интересующего нас периода следует также разделять на этапы «до» и «после».
Журналистика доперестроечного периода носила исключительно пропагандистский характер. Сам за себя говорит тот факт, что ЦК КПСС признал советских журналистов главными «подручными» партии. Такое лестное заявление было сделано в честь создания в 1959 году Союза журналистов СССР. С конца 60-х и до середины 80-х годов произошло лишь четыре съезда Союза, которые «уходили от тех реалий жизни, которые оставались вне поля зрения средств массовой информации и способствовали бурному расцвету застойных явлений»2.
Особое внимание предавалось роли победы СССР в Великой Отечественной войне, все даты связанные с ходом войны чрезмерно широко освещались во всех СМИ. Неизменным было преувеличение роли сначала Н. Хрущева, а затем Л.Брежнева в достижении побед на фронтах ВОВ. Иными словами, создавая идеальную картину жизни в стране, журналисты умалчивали лишь о трагических и спорных моментах ее истории.
Интересно также освещение средствами массовой информации интернациональной миссии советских войск в Афганистане. Со страниц газет народ узнавал о славной миссии помощи братскому народу. Телевидение показывало захватывающие репортажи Александра Каверзнева из Афганистана. Информация о том, что на самом деле советские солдаты ввязались в вооруженную борьбу с моджахедами, попросту не предоставлялась.
СМИ держали в сознании граждан картину спокойной жизни в стране. Как пишет исследователь Стровский: «В конце 70-х – середине 80-х гг. в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, безудержное славословие, явное стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем, выдвигаемых жизнью».
Период до 70-80х годов ознаменовался также небывалым ростом количества изданий и их тиражей. Появилось большое количество совершенно новых изданий с различной тематикой. Историк журналистики Р.О.Овсепян приводит такие статистические данные. «В 1985 г. «Огонек» имел тираж 1,5 млн. экз., в 1990 – 4 млн., «Новый мир» – 425 тыс. и 2,7 млн., «Знамя» –177 тыс. и 900 тыс. экз. Самые крупные тиражи по-прежнему были у журналов «Работница» (20,5 млн.), «Крестьянка» (20,3 млн.), «Здоровье» (25,5 млн. экз.)».3
Такой рост печатной публицистики приблизил страну к позиции самой читающей страны мира. К 1985 году по показателю количества газет на каждую тысячу человек СССР опережала только Япония.
К концу 70х – начал 80х годов еще больше возросла роль ТАСС. За счет государственных ассигнований произошло его полное техническое переоснащение, расширилась сеть корреспондентов. Собственные корреспонденты теперь работали более чем в 100 странах мира.
Несмотря на изменение количества печатных
СМИ в Союзе, темы, которые освещались
на их страницах, оставались незыблемыми.
По-прежнему, журналисты и писатели стремились
воспитать в своих читателях патриотизм,
честность, порядочность. Возросла роль
такого художественно-
Но не поднимать неприятные темы, волнующие всю страну, было невозможно. И хоть роль самиздата и «тамиздата» (русской прессы за границей) в эти годы слегка убавилась, цензуре в СССР по-прежнему доставало работы. Огонь критики на себя принимает журнал «Новый мир», охотно публиковавший произведения неугодных власти Солженицына и Твардовского. Журнал сокращался, изымался с продажи, подвергался жесткому давлению, но все существовал. Именно там была напечатана повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вызвавшая широкий общественный резонанс.
Описывая состояние СМИ в этот период, нельзя не затронуть активно развивающиеся телевидение и радио. К 1985 году сетка радиовещания охватывала всю страну, а телевизоры в своих домах имели около 90% населения. В 1981 году страна отметила полувековой юбилей телевизионному вещанию. За это время телевидение стало цветным, круглосуточным и повсеместным. 1982 год Союз начал с общесоюзной программы, которая соединяла в себе информационную, общественно-политическую, культурно-образовательную, художественную и спортивную тематики и охватывала более 230 млн. человек.
Апрель 1985 года стал переломным историческим рубежом для страны в целом и для отечественной журналистики в частности. Курс на обновленный социализм и его более либеральным отношением к СМИ поднял интерес народа к публицистике. Перестройка подключила все средства массовой информации к пропаганде нового курса. Освещались все мельчайшие события, связанные с ускорением НТП, реконструкции производства, программы борьбы с дефицитом товаров народного потребления. Акцент делается на том, чтобы привесь каждого читателя к процессу построения «нового социализма». «Правда» публикует читательские письма с предложениями по поводу дальнейшего развития страны, оценками заявлений власти и даже поправками к программе и уставу КПСС.
Главной чертой журналистики периода перестройки является ее полемичность. Один за другим появляются сборники публицистики «Если по совести…», «Перестройка в зеркале прессы» и другие. Можно сказать, что после 70 лет молчания журналистам впервые разрешили говорить. Отсюда значительно повысился авторитет СМИ. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз.[2] Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов – на 4,3%[3].4
Более того, наконец, стала решаться организаторская функция журналистики. Благодаря выступлениям видных публицистов того времени и откликам читателей удалось отклонить проект строительства Нижнеобской ГЭС. Строительство могло привести к затоплению сотни тысяч квадратных километров территории. В целом помощь в решении острых социальных и экологических проблем – это еще одна важная страница журналистики периода перестройки. Но даже в это время использование СМИ в качестве главных органов пропаганды не прекращалось. Об этом, прежде всего, говорит постановление ЦК КПСС «О газете «Правда», которое было принято на апрельском съезде 1990 года. «Будучи главной трибуной партии, – особо подчеркивалось в этом постановлении, – «Правда» призвана сосредоточить внимание на ключевых направлениях реализации политики КПСС», а журналист-коммунист, на каком бы участке не работал, должен быть «активным, думающим бойцом партии». А уже в июне был предпринят качественно новый шаг – принят первый в истории страны «Закон о печати и других средствах массовой информации».
Но даже новые тенденции в журналистике конца 80-х годов не изменяли самой структуры получения и обработки оперативной информации. Основным каналом обмена информацией и главным пропагандистским органом правящей партии по-прежнему оставался незыблемый ТАСС, что не могло не влиять на саму суть работы журналистов. Альтернативные информационные агентства начали появляться лишь ближе к распаду СССР – в 1992 году.
Информация о работе Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»