Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:42, курсовая работа
Целью нашего исследования является определение средств реализации модальных значений как способа выражения идиолекта поэта в односоставных предложениях. Достижение цели потребовало решения следующих задач:
1) проследить историю становления понятия модальности в отечественной лингвистике;
2) охарактеризовать точки зрения лингвистов на проблему разграничения видов модальности и модальных значений;
3) рассмотреть понятие идиолекта, установить статус данного явления в рамках языковой системы;
4) рассмотреть модальные значения, свойственные односоставным предложениям, служащие для передачи авторского мнения при функционировании в художественном тексте.
1. Ведение……………………………………………………………………………...3
Тема курсовой работы
Объект и предмет исследования
Цель и задачи исследования
Материал исследования
2. Описательный метод…..…………………………………………………………...5
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Методика
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности использования общенаучных методов применительно к теме курсовой работы
3. Структурный метод………………………………………………………………..6
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности использования общенаучных методов применительно к теме курсовой работы
4. Количественный метод…………………………………………………………….8
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности использования общенаучных методов применительно к теме курсовой работы
5. Заключение…………………………………………………………………............9
6. Список используемой литературы………………………………………...........
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
Кафедра
русского языка
Лабораторное задание №1
по учебной дисциплине «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ КОММУНИКАЦИИ»
на
тему: «Общенаучные методы в курсовой
работе магистранта»
Волгоград,
2012
Оглавление
Тема курсовой работы
Объект и предмет исследования
Цель и задачи исследования
Материал исследования
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Методика
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности
использования общенаучных
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности
использования общенаучных
Цель и задачи метода
База исследования
Специализация
Аспекты анализа
Научно-исследовательские приемы
Технические приемы и процедуры
Возможности
использования общенаучных
1. Введение
Термин «метод» по своей природе является многозначным: он применяется в общенаучном, философском и в специально-научном смысле, относящемся к определенной области науки. В философском смысле термин «метод» обозначает путь познания и истолкования любого явления жизни. В специально-научном данный термин обозначает путь познания и истолкования явлений, используемый в указанной науке. В этом случае говорят о методах математического, биологического, физического, лингвистического исследования. Каждому из них соответствует своя главная исследовательская задача, объект исследования, круг основных требований, предъявляемых методом исследователю.
В рамках современной лингвистики одним из главных вопросов, которому посвящаются исследования разных ученых лингвистов, является проблема описания и четкой классификации методов исследования. Она заключается в отсутствии четкого разграничения понятий «метод», «прием», «аспект», «методика». Так, например, исследователями структурный аспект описания зачастую называют методом; смешиваются понятия описательного метода и методики описания; количественные методы определяются как методика количественных подсчетов. Кроме того, существует проблема взаимодействия методов в процессе исследования, их «наложение» друг на друга. Учеными-лингвистами предлагается несколько вариантов решения этих проблем – приводятся определения терминов, предлагаются многоаспектные классификации. Например, Б.Н. Головин под методикой предлагает понимать систему приемов, воплощение исследовательского метода в «ту или иную систему логических действий и в ту или иную систему повторяющихся, более или менее стандартизованных приемов собирания, обработки и обобщения фактов» (Головин 1983: 190). Кроме этого, автором дается разграничение понятий «метод» и «методика»; лингвист считает, что «если метод – это путь, прокладываемый к истине, то методика – инструмент, нужный для прокладывания этого пути» (Головин 1983: 190).
Использование методов при проведении научно-исследовательской работы является важным аспектом исследования любой проблемы. При этом следует четко понимать, осознавать и уметь четко сформулировать тему, объект, предмет, цель и задачи исследования. Определим, каковыми являются перечисленные элементы в рамках нашего исследования.
Тема работы – реализация модальных значений как проявление идиолекта поэтов (на материале волгоградских авторов).
Объектом исследования являются односоставные предложения, а предметом – способы реализации в них модальных значений, свидетельствующие о проявлении идиолекта автора.
Целью нашего исследования является определение средств реализации модальных значений как способа выражения идиолекта поэта в односоставных предложениях. Достижение цели потребовало решения следующих задач:
Решение задач, поставленных в исследовании, осуществлялось при помощи следующих методов:
Материалом
исследования послужили односоставные
предложения, извлеченные из стихотворений
волгоградских поэтов Н.Н. Мазанова, Е.В.
Иванниковой, Л.В. Щипахиной и В.П. Овчинцева.
2. Основные методы исследования. Описательный метод.
Среди
ряда общенаучных методов
Описательный метод – это вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов, особенно в лингвистике Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения).
Цель и задачи метода:
Цель: изучение социального функционирования языка, описание и анализ элементов и частей «механизма» языка;
Задачи: установить набор языковых явлений, подлежащих изучению, обозначить их в ряду смежных явлений, определить статус, охарактеризовать данные дефиниции.
База исследования:
Базой исследования для описательного метода является язык.
Специализация:
Аспекты анализа:
Аспектами анализа в описательном методе являются формальный и семантический.
Методика
Господствующей методикой является методика наблюдения, с последующей классификацией, интерпретацией и обобщением.
Научно-исследовательские приемы:
Компонентный анализ исходит из того, что единицами анализа являются части или элементы языковой единицы – номинативно-коммуникативной и структурной. Примером компонентного анализа являются толкования слов.
Контекстный анализ – здесь единицами анализа выступают речевые или языковые единицы. В языкознании применяется методика контекстного анализа, при которой единица языка анализируется в составе речевого образования – контекста.
Технические приемы и процедуры: сбор, каталогизация (типологизация, систематизация или распределение по категориям) материала, открывающие возможность исследования его состава, структуры, генетических характеристик, наиболее общих отношений между ними, а также предметно заданных качеств (распределение и поляризация данных по типам, классам, видам, родам или категориям, напротив, реализуется преимущественно в синтетическом ключе);
Возможности
использования общенаучных
методов применительно
к теме курсовой работы: в рамках проводимого
нами исследования описательный метод
используется в качестве одного из базовых
методов исследования. С его помощью нам
удается описывать актуальные в рамках
исследования понятия, устанавливать
их статус в науке о языке. С помощью описания
языковых единиц мы даем им характеристику,
подготавливая для дальнейшего анализа.
3. Структурный метод.
Структурный метод - один из основных методов в языкознании, основоположником которого является Ф. де Соссюр. Он сформулировал «базу» структурного метода, его принципы – «чтобы звуки живого языка или буквы письменного языка определялись не чисто фонетически или чисто графологически, а только путем регистрации взаимных соотношений и чтобы единицы языковых значений (языковых содержаний) тоже определялись не чисто семантически, а путем такой же регистрации взаимных соотношений» (Ельмслев 2012: электронный ресурс). В понимании Соссюра, главное в структурном методе – «не в звуках или знаках и значениях как таковых, а во взаимных соотношениях между ними в речевой цепи и в парадигмах грамматики. Эти именно соотношения и составляют систему языка, и именно эта внутренняя система является характерной для данного языка в отличие от других языков, в то время как проявление языка в звуках, или письменных знаках, или значениях остается безразличным для самой системы языка и может изменяться без всякого ущерба для системы» (Ельмслев 2012: электронный ресурс).
Цель и задачи метода:
Цель: структурное описание языка;
Задачи: выделить обобщённые инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы, фонемы) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации.
База исследования - изучение и анализ текста с целью установления структурных отношений между его элементами;
Специализация - структурная характеристика отдельного языка, его особенностей.
Аспекты анализа:
В качестве аспектов в структурном методе могут выступать дистрибутивный и трансформационный анализ, формальнограмматический и анализ посредством установления языковых «универсалий».
Методика:
Информация о работе Общенаучные методы в курсовой работе магистранта