В Германии есть несколько телерадиокомпаний,
официально называемых "публично-правовыми".
Первая — ARD — была создана в 1950 году по
распоряжению оккупационных властей.
В нее входит, в частности, немецкий "Первый
канал" (Das Erste) и "Немецкая волна"
(Deutsche Welle), вещающая за рубеж. К категории
общественных относятся также ZDF (основана
в 1961 году) и Deutschlandradio. Они финансируются
в основном из средств телезрителей —
около €18 в месяц с домохозяйства. Объем
рекламы строго ограничен (только по будням
до 20:00; максимум 20 минут в день). Руководство
компаний назначается на год (и может быть
переизбрано еще на один) общим собранием,
где представлены руководители разных
подразделений компаний, а также представители
федеральных властей.
Во Франции роль общественного
ТВ играет France Television, созданная в 1992 году
объединением телеканалов France 2 и France 3,
а затем и France 5, France O, France 4. Финансируется
из взносов владельцев телевизоров —
€123 в 2011 году. В 2009 году страна приняла
закон о постепенном удалении рекламы
с общественного ТВ к 1 января 2012 года.
Президента France Television назначает президент
страны, и затем кандидат утверждается
в обеих палатах парламента.
В США общественное ТВ не так
популярно. Общественная компания PBS создана
в 1969 году. Принадлежит Корпорации общественного
телерадиовещания (CPB), которая финансирует
в основном образовательные программы.
Главные источники дохода — спонсорство
и взносы телезрителей. Доля поступлений
от властей ничтожно мала. Правда, в некоторых
штатах — Висконсин, Мэриленд, Миннесота
и Южная Каролина — общественное телевидение
полностью финансируется за счет средств
местных властей. Совет директоров PBS включает
27 человек: 14 профессиональных директоров
(главы телекомпаний, избираемые путем
общего голосования входящих в PBS телекомпаний);
12 генеральных директоров (от общественности;
выбираются советом профессиональных
директоров). Все члены совета директоров
занимают свой пост в течение трех лет,
не получая за это зарплаты.
Развитие общественного телевидения
США за последние два десятилетия было
бурным. Этот факт особенно впечатляет,
если учесть, что телестанции в США часто
существуют на весьма ограниченные средства
из бюджета, на пожертвования телезрителей
и за счет частных фондов. Общественное
телевидение США можно отождествить с
корпорацией CPB. Корпорация CPB – частная
некоммерческая организация, финансируемая
правительством США. Она была создана
7 ноября 1967, когда американский президент
Линдон Б. Джонсон в 1967 году подписал «Акт
об общественном вещании». CPB первоначально
сотрудничала с существовавшей ранее
Национальной Образовательной Телевизионной
сетью, но в 1969 была основана своя собственная
сеть - Общественная служба телепередач
(PBS). PBS впервые вышла в эфир в октябре 1970
года. PBS (Общественная служба телепередач)
является самой большой телевизионной
сетью в США, в нее входят более 280 некоммерческих
станций, распределяющие между собой программы.
Развитие общественного телевидения за
последние два десятилетия было бурным.
Этот факт особенно впечатляет, если учесть,
что телестанции в США часто существуют
на весьма ограниченные средства из бюджета,
на пожертвования телезрителей и за счет
частных фондов. CPB оказывает финансовую
поддержку PBS и NPR (Национального Общественного
Радио), но основные средства идут непосредственно
теле- и радиостанциям, которые являются
(и не являются) членами PBS и NPR. CPB финансирует
деятельность этих компаний, даёт деньги
для создания новых передач, новых проектов.
Кроме того, CPB поддерживает некоторые
общественные радиостанции (к слову, общественное
радио добилось в Америке больших успехов,
чем телевидение, по мнению некоторых
экспертов) и поддерживаются отдельные
образовательные Интернет-сайты. Ежегодный
бюджет CPB состоит практически полностью
из федеральными вливаний. В 2005, бюджет
CPB составил 480.4 млн. долларов, 386 из них
поступили в рамках распределения конгресса.
Приблизительно 90 % бюджета в 2005 году были
распределены общественным станциям по
всей стране, включая и местные и национальные
организации. CPB также распределяет деньги,
как уже было сказано, непосредственно
PBS и NPR для того, чтобы финансировать непосредственно
вещание и плановую замену оборудования.
В 2004, например, около $38 млн. пошли в бюджет
PBS и около $2 млн. - в NPR. Хоть эти вклады
могут казаться маленькими, CPB обеспечивает
очень существенное финансирование и
PBS и NPR. Таким образом, CPB поддерживает
более чем 1000 телеканалов и радиостанций.
И практически в каждом доме есть хотя
бы один канал, получающий поддержку государства.
То есть американцы не могут жаловаться,
что они платят налоги, а взамен ничего
не получают. Интересно, что именно американское
общественное телевидение впервые в США
начало вещать со спутника.
Заключение
В процессе становления
современного телевидения особое место
занимает общественное вещание, информационная
политика и функции которого отличаются
от задач государственного и коммерческого.
Основная цель общественного телевидения
– предоставить аудитории полную картину
жизни, плюрализм мнений и точек зрения,
оградить общество от излишнего «развлекающего»
и «развращающего», просвещать и нести
достоверную информацию. Теоретики развитых
стран говорят о необходимости создания
независимых телекомпаний, так как это
один из важных компонентов демократического
устройства. Западные исследователи занимаются
разработкой моделей общественного телевидения
с середины ХХ века, в России же такой проект
принят сравнительно недавно. Поэтому
нам важно изучать данную проблему на
примере общественного вещания своей
страны и зарубежья, выявляя их сходства
и различия.
Ежегодно медиасообщество
обсуждает вопросы функционирования общественного
телевидения на разного уровня конференциях,
форумах, саммитах. Так, перед запуском широкомасштабного
проекта под названием «Общественное
телевидение России» (ОТР) стал «круглый
стол», собравшийся по этому поводу в начале
декабря в Москве. О возможном применении
мирового опыта при создании ОТР дискутировали
известные представители отечественного
медиасообщества, политики и деятели культуры.
Исходя из этого, нами была определена
следующая тема исследования:
«Специфика общественного телевидения
в России и за рубежом».
Цель исследования
заключалась в том, чтобы рассмотреть
особенности российского и зарубежного
общественного телевидения.
В соответствии с целью, объектом
и предметом были определены следующие задачи исследования:
Первая задача включала в себя выявление сущности
понятия «общественного телевидение».
Взяв за основу исследования
И.В. Григорьевой, Н.Е. Орешкиной, С.С. Сумленного
и др., мы конкретизировали понятие общественного
телевидения, которым можно обозначить
средства массовой информации, отражающие
интересы широкого спектра общественных
групп.
При решении второй задачи - определить значение
общественного телевидения в формировании
гражданского общества - мы установили, что основная
функция общественного вещания заключается
в обеспечение зрителей независимой, объективной информацией. Телевидение представляет
целостную систему, формирующую информационные,
социокультурные и этико-психологические
установки. И в этом плане стоит говорить
о его функционально-целевом предназначении.
И общественное телевидение в этом смысле
не исключение, так как оно, прежде всего,
имеет социально-культурную доминанту.
Третьей задачей исследования было рассмотреть отдельные
элементы общественного телевидения России
в разных аспектах: как системы и как информационной
телевизионной единицы. Изучая общественное
телевидение России как систему, мы охарактеризовали
ее основные элементы, выявили взаимосвязь
между ними. На примере «ОТР», исследовали
модель общественного вещания России,
определили ее особенности.
В процессе решения четвертой
задачи – изучить специфику
общественного телевидения зарубежных
стран – мы пришли к
выводу, что западные общественные телекомпании
развиваются быстрее как на техническом,
информационном, так и на экономическом
фоне, имеют значительный уровень доверия
аудитории и независимость от государства.
Таким образом, в результате
исследования нами подтверждена значимость
изучения специфики общественного телевидения
в России и странах зарубежья.
Список использованных
источников
- Абашина Е.В. Механизмы формирования Совета управления общественного вещателя в России и странах Закавказья / Е.В. Абашина // Медиаскоп. — № 2. — 2013. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mediascope.ru/node/1378 (дата обращения: 18.12.13).
Аграновский В.А. Вторая древнейшая: Беседы о
журналистике / В.А Аграновкий. – М., 1999. – 414 с.
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные
теории и концепции / Г. П Бакулев. – М., 2005. – 173 с.
- Барабаш
Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма
/ Н. А. Барабаш. – М., 2003. – 181 с.
- Баткин Л.М. Пристрастия:
избранные эссе и статьи о культуре / Л.
М. Баткин. – М., 2002. – 631 с.
- Белл
Д. Грядущее постиндустриальное общество:
опыт социального прогнозирования / Д.
Белл. – М., 2004. – 783 с.
- Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Л. Вартанова. – М., 2003. – 334 с.
- Вачнадзе
Г.Н. Всемирное телевидение / Г. Н. Вачнадзе.
– Тбилиси, 1989. – 671 с.
- Галушко
Р.И. Западное телевидение и «массовая культура»
/ Р. И. Галушко. – М., 1991. – 238 с.
- Григорьева
И.В. Эталон классической модели общественного
телевидения в новомедийной среде / И.В. Григорьева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2010. — № 9 (85). — С. 215—221.
- Егоров
В.В. Телевидение: теория и практика: учебное
пособие / В. В. Егоров. – М., 1993. – 312 с.
- Засурский Я.Н. Искушение
свободой. Российская журналистика: 1990–2004
/ Я. Н. Засурский. – М., 2004. – 456 с.
- Качкаева, А. Новейшая
история российского телевидения 1990–2002
(опыт периодизации) / А. Качкаева // Вестник Московского университета. – 2003. - №3. – С. 24–32
- Кравченко
А.И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов / А. И Кравченко. – М., 2001. – 494 с.
- Кузнецов
Г.В. Журналист на экране / Г. В. Кузнецов. –
М., 1985. – 230 с.
- Любимов
Б.И. Общественное вещание: британская модель
/ Б. И. Любимов. – М., 2006. – 280 с.
- Михайлов
С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки
/ С. А. Михайлов. – СПб, 2004. – 447 с.
- Муратов
С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника
авторских наблюдений / С. А. Муратов. –
М., 2001. – 170 с.
- О
создании общественного вещания в Российской
Федерации (Проект концепции) от 29.02.1012.
— [Электронный ресурс] — Режим доступа.
— http://www.president-sovet.ru/structure/group_16/materials/proekt-conc.php.
- Общественное
телерадиовещание. Документы. Комментарии.
Рекомендации / Сост. Ю.И. Вдовин. – СПб., 2000. – 195 с.
- Общественное
телерадиовещание: документы, комментарии,
рекомендации. Информационно-издательское
агентство «ЛИК». — СПб. — 2000. — 192 с.
- Овсепян
Р.П. История новейшей отечественной журналистики:
учебное пособие / Р. П. Опресян. – М., 1999. – 302 с.
- Оганов Г.С. TV – по-американски
/ Г. С. Оганов. – М., 1985. – 287 с.
- Орешкина
Н.Е. Общественное телевидение в информационном
обществе: британская модель: автореф. дис. М. — 2005.
- Петров
Г.Н. Средства массовой коммуникации и художественная
культура: взаимодействие и синтез / Г.
Н. Петров. – СПб., 2003. – 57 с.
- Прохоров
Е.П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров.
– М., 2004. – 350 с.
- Разлогов К.Э. Коммерция
и творчество: враги или союзники? / К. Э. Разлогов. – М., 1992. – 271 с.
- Редакционное
руководство Си-би-эй (Телерадиовещательной ассоциации стран Британского содружества) / Под ред. М. Рэйн // www.unesco.ru/files/docs/ci/cba.pdf
- Розов
А.Ю. Шаболовка, 53. Страницы истории телевидения
/ А. Ю. Розов. – М., 1988. – 255 с.
- Самарцев
О.Р. Телевидение, личность, образование.
Очерки теории образовательного телевидения
/ О. Р. Самарцев. – Ульяновск, 1998. – 220 с.
- Саппак В.С. Телевидение
и мы / В. С. Саппак. – М., 1988. – 166 с.
- Сергеев
В.К. Молодёжная культура и СМИ / В. К. Сергеев.
– М., 2002. – 84 с.
- Служба
общественного вещания: справочник лучших
приёмов и методов работы / Под ред. И. Банержи, К. Сеневиратне. – Русское издание UNESCO, 2006. – 208 с.
- Совет
Европы: документы по проблемам средств
массовой информации / Сост. Ю.И. Вдовин. – СПб., 2000. – 149 с.
- Сумленный С.С. Общественное телевидение в России и мире: проблемы и перспективы // Россия и мир в новом веке. — 2005. — № 3. — С. 40—54.
- Устав
АНО «Общественное телевидение России»
от 12.09.2012 № 1679-р. — [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — http://www.otr-online.ru/resources/userFiles/documents/a1bc7d0b48.pdf.
- Цвик
В.Л. Телевизионная журналистика. История,
теория, практика / В. Л. Цвик. – М., 2004. –
381 с.
- Чередниченко
Т.В. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах: Актуальный лексикон истории культуры / Т. В. Чередниченко. – М., 1999. – 416 с.
Приложения
Приложение А
Е. Студнева
Общественное телевидение
в России. Мировой опыт
«Сверкой часов» перед запуском
широкомасштабного проекта под названием
«Общественное телевидение России» (ОТР)
стал «круглый стол», собравшийся по этому
поводу в начале декабря в Москве. Общенациональный
российский телеканал должен начать вещание
уже в 2013 году, согласно Указу Президента
РФ Владимира Путина. В таком начинании
не обойтись без мирового опыта, - посчитали
инициаторы и организаторы «круглого
стола» - редакция журнала «Международная
жизнь» и Международный клуб журналистов,
а также Союз журналистов России. О возможном
применении мирового опыта при создании
ОТР и дискутировали известные представители
отечественного медиа сообщества, политики
и деятели культуры, чей многолетний багаж
в сфере телевещания уже стал частью мирового.
Не секрет, что реклама на телевидении
стала не просто навязчивым сервисом,
- этот «продукт» отторгается телезрителем
как идущий вразрез всем представлениям
об этике и элементарных правилах приличия.
Практически не осталось телеканала, который
можно было бы смотреть всей семьёй. Это,
конечно, не означает, что ОТР станет панацеей
от «телевизионных бед», но это будет,
во всяком случае, попытка создания особого
рода телевидения, отличительной чертой
которого, может быть, станет момент сотворчества
с отечественным телезрителем. «Однако,
ни при каких обстоятельствах Общественное
телевидение России не должно быть «нишевым»,
- подчеркнул на конференции генеральный
директор будущего телеканала Анатолий
Лысенко.
Концепция общественного телевидения
России, как выяснилось, уже практически
готова, и есть возможность внести в неё
необходимые штрихи из мирового опыта.
Надо понимать, чем принципиально и концептуально
общественное телевидение отличается
от государственного ТВ. По какому принципу
будет осуществляться руководство им,
и формироваться программная политика?
В какой степени целесообразно воспользоваться
мировым опытом общественного телевидения,
дабы не копировать программы, подобные
таким, как «Как выиграть миллион», «Готовьте
вкусную еду с нами» и другие развлекательные
шоу.
Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная
жизнь», проработавший несколько лет в
Административном совете телерадиовещания
в Женеве, в так называемой «зонтиковой»
организации для крупнейших европейских
каналов общественного вещания, открывая
дискуссию, отметил, что критерии, предъявляемые
общественному телевидению, достаточно
глобальны. Например, в Уставе членов Европейского
вещательного союза записано, что по своему
формату, по своей адресности, Общественное
телевидение не может быть «нишевым».
Оно обязательно должно обращаться к общей
аудитории. Есть и другие параметры, касающиеся
экономики, но в данном случае, применительно
к российскому общественному телевидению
– эта тема очень и очень сложная, отметил
Армен Оганесян. Нам же важно понять, к
какой все-таки аудитории мы будем обращаться
на Общественном канале телевещания. В
этом смысле, отметил Армен Оганесян, важно,
чтобы личность потенциального зрителя
Общественного телевидения России была
осознана.
Анатолий Лысенко, глава Общественного телевидения
России, президент Международной академии
телевидения и радио обозначил суть своего
статуса, который на данный момент равен
аналогичному небезызвестному литературному
образу поручика Киже. То есть он занимается
Общественным телевидением, которого
нет, по сути - символом. Выразив глубочайший
пессимизм по этому поводу, Анатолий Лысенко
предрек ему срок жизни в полгода, исходя
из той экономической базы, которая уготована
ОТР бюджетным лимитом. Тем не менее, размышляя
об Общественном телевидении на отечественной
почве, Анатолий Лысенко склонен настаивать,
что функции ОТ в России существенно отличаются
от функций ОТ за рубежом. «Команда, которая
занимается созданием ОТ в России рассматривает
таковое как ликбез по созданию гражданского
общества». Итак, сложнейшая задача ОТР
– это адрес, т.е. к кому обращено ОТР. Всеобщее
телевидение? – это слишком наивно, поскольку
аудитория ОТР будет не многочисленна
по прогнозу мониторингов. Следовательно,
можно предположить, что это будет наиболее
«продвинутая», образованная аудитория.
Не верит Анатолий Лысенко и в то, что это
телевидение станет народным. Оно формируется
под двумя посылами: - не политизированное
телевидение и познавательное, разъясняющее
и воспитательное телевидение. А значит,
это 2% всей аудитории России. В этот процент
входят и оленеводы Чукотки, и жители Новосибирского
Академгородка. В связи с этим Анатолий
Лысенко намерен пустить на Общественное
телевидение огромный творческий потенциал
провинции России.
Выступление Генерального директора
ОТР Армен Оганесян ассоциировал со словами
Гете «кто хочет невозможного, мне мил».
Он передал слово Михаилу Федотову,
председателю Совета при Президенте РФ
по содействию развитию институтов гражданского
общества и правам человека. А он в свою
очередь напомнил, что в начале 90-х годов
именно А.Лысенко возглавил создание Российского
телевидения и радио, и никто не верил,
что из этого что-либо стоящее получится.
Но получилось. Поэтому есть надежда и
в создание достойного ОТР. Тем не менее, Михаил
Федотов полагает, что создание гражданского
общества в России должно опираться на
Общественное телевидение, равно, как
и ОТР должно апеллировать к гражданскому
обществу. М.Федотов полагает, что создание
и деятельность в России Общественной
наблюдательной комиссии - своего рода
чудо, происшедшее в стране, где людей
любой социальной группы, а не только тех,
кто имеет власть и деньги, могут выслушать.
Даже заключенные колонии в Копейске могли
добиться права голоса и быть услышанными
властью. Поэтому Михаил Федотов считает,
что ОТР должно стать таким же чудом в
России, и этот романтизм имеет под собой
вполне реальную почву. Даже понимая, что
когда ОТР выйдет в эфир, критика будет
ужасающая, но это будут «крики чаек за
бортом». Не надо этого пугаться. ОТР и
государство. Мы создаем не уникальную
модель ОТР по его отношению с государством.
Такая модель существует в Азербайджане.
Там есть и общественное и государственное
телевидение. Общественное телевидение
выполняет функции государственного телевидения
в отсутствии государственной пропаганды.
Это не оппозиционное телевидение. А публично-правовое
телевидение. То есть оно выполняет функции государства,
не отделяющего себя от общества. И ещё
Михаил Федотов уточнил, что Общественное
телевидение не существует отдельно от
Общественного радио. И видимо, вскоре
придется принимать специальный закон
для Общественного телевидения и Общественного
радио.