Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель – проанализировать, каким образом на современном ТВ репрезентируются стереотипные образы мужчин. Реализации поставленной цели способствует решение ряда задач:
Рассмотреть особенности репрезентации мужчин на современном ТВ;
Проанализировать и классифицировать основные мужские образы и доказать, что они во многом стереотипны.
ВВЕДЕНИЕ
Телевидение – составная
часть средств массовой коммуникации.
Оно является одним из основных факторов
влияния на массовое сознание, определяет
в обществе образы мужчин и женщин.
Также его очень часто
СМИ регулируют формы поведения, так как создают совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни общества. Таким образом, телевидение выступает транслятором гендерных стереотипов. Это проявляется в навязывании устаревших представлений о женском и мужском предназначении, в трансляции искаженного образа современных женщин и мужчин, в замалчивании проблемы гендерной дискриминации. Действительно, тема использования на телевидении стереотипов является довольно популярной, но зачастую авторы обращаются к ней с целью выявления женских образов в СМИ, рассматриваются гендерные стереотипы именно женской аудитории. В результате получилось неравноценное внимание к «мужской» и «женской» тематике. Но ведь в средствах массовой информации довольно часто используются и мужские стереотипы, на которые мы не обращаем внимание. Гендерные стереотипы действуют как на мужчин, так и на женщин, но тема мужских образов изучена мало. Исследование стереотипности образов мужчин на современном ТВ является не только важным в теоретическом плане, но и актуальным в плане практическом. Изучение стереотипной репрезентации мужских образов будет способствовать их изменению и, в конечном итоге, приведет к отображению многоаспектных и многообразных ролей. Исследовать проблему стереотипного отражения мужских образов является актуальным, но, к сожалению, ни один из исследователей не уделил внимание классификации мужских стереотипов. В телевизионном образе мужчины происходит потеря маскулинных характеристик. ТВ больше ориентировано на мужчин, но они представлены более женственными, менее сдержанными, что раньше считалось отрицательными качествами.
В данной работе мы опирались на исследования: А.В. Куликовой «Телевидение как техника конструирования повседневности: гендерный аспект», раздел «Телевидение как фактор формирования системы гендерных отношений с точки зрения психологии»; Н.И. Ажгихиной «Гендерные стереотипы в современных масс-медиа»; И. Кона «Мужчина теряет свое господствующее положение».
Новизна исследования: рассмотрение мужских образов на телевидении в современности.
Объект исследования – образы мужчин, демонстрируемые на современном телевидении в России. Предмет – стереотипная репрезентация мужских образов на каналах «Первый», «СТС», «НТВ».
Цель – проанализировать, каким образом на современном ТВ репрезентируются стереотипные образы мужчин. Реализации поставленной цели способствует решение ряда задач:
Гипотеза – из-за телевидения в массовом сознании формируются типичные характеристики современного мужчины.
В данной работе использованы как общенаучные теоретические методы: аналогия, синтез, сопоставление, рассуждение, так и эмпирические: наблюдение, анализ видеоматериалов.
Результаты данного исследования были апробированы и стали предметом обсуждения на 64 студенческой научной конференции ЮУрГУ (г. Челябинск, 14 мая).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав («Особенности репрезентации мужчин на современном телевидении» и «Анализ и классификация основных мужских образов на телевидении»), каждая из которых состоит из двух параграфов соответственно, заключения, библиографического списка, а также презентации основных выводов исследования.
1 ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МУЖЧИН
НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
1.1 Теоретические
подходы к проблеме
Российское телевидение отличается большим спектром образов, они репрезентируются на экране и находят свое отражение в реальной жизни. Во многом эти образы стереотипны. Необходимо рассмотреть основные понятия.
Понятие «репрезентация» является многозначным, в последнее время его стали употреблять довольно часто. В основном его используют в философии, культурологии, психологии и других социальных науках.
«С традиционной точки зрения репрезентация – это создание образа чего-либо, дающего определенное представление об объекте, представление объекта, но не прямое, коим является презентация, а опосредованное, т. е. посредством каких-либо идей или образов»1. Наиболее общее определение может быть зафиксировано как «представление одного в другом и посредством другого».
В средствах массовой информации под репрезентацией следует понимать активный процесс отбора, структурирования и представления информации посредством различных средств и приемов, в ходе этого происходит наделение представляемых образов некоторыми признаками.
Таким образом, репрезентация представляется как принятое установление тождества, которое кажется «правильным» или «подлинным». Отсюда репрезентация в целом есть функция визуального понимания, которым обладает субъект. Но существует еще понятие репрезентации как симуляции, под которым понимается притворство, создание ложного представления о чём-либо с целью ввести в обман. Оно противопоставляется традиционному, «позитивному» понятию. Симуляция упраздняет «принцип реального». Во многих случаях репрезентация становится рабочим инструментом механизма симуляции. Репрезентация образов на телевидении подобна самой реальности, но может стать ее искажением и в какой-то момент заслонить собой. Из-за этого может актуализироваться метод манипулирования, насильственного навязывания каких-либо репрезентаций, в ущерб другим, более подлинным. В этом случае репрезентация становится симулятивной, но не просто обманом, а социальным конструктом, способствует рождению нового образа, который становится единственной формой, которая воспринимается как действительность. На телевидении любое высказывание о «действительности» предполагает, что его кто-то произносит, кодирует информацию, облекает ее в слова, за которыми стоит определенная идеология, система взглядов и ценностей2.
Репрезентация предстает как знаковый феномен, поэтому понятия «репрезентация» и «знак» взаимно определяют друг друга.
Знаком называется материальный объект, который для интерпретатора выступает в качестве представителя какого-то другого предмета. Информация о репрезентируемом предмете содержится в самом знаке и связывается с ним в процессе общения или познания. Знак – это овеществленный носитель образа предмета. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную обработку. Зачастую понятия «знак» и «символ» используются в одном и том же смысловом контексте. «Символ – это условное обозначение какого-либо явления или понятия. В процессе познания на ранних ступенях развития человеческого мышления символы выражали стремление к познанию действительности путем сравнения сходных явлений». Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, намного превышает возможности человеческого восприятия.
Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Посредством телевидения также в сознании формируются конкретные стандарты, эталоны и идеалы. Следуя стандарту, мы стремимся к соответствующей визуальной форме, обладающей определенным стилем. Стандарт – это абстрактный эстетический идеал. Если стандарт задает нижний предел тех или иных характеристик объекта, то верхний предел, подчинение жизни и деятельности определенному набору происходит за счет эталона. Эталон – особая форма идеала, то есть образец, которому нужно подражать. Идеал же является представлением высшего совершенства в каком-либо отношении. В этом широком смысле, слово идеал применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: идеал добра, идеал красоты, идеал государства и т. д.
Природа телевидения подразумевает,
что мышление формируется за счет
постоянного поступления
Образ – это форма существования материального в идеальном, это живое, наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь, которое является результатом отражения объекта в сознании человека. «Чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логического мышления – понятия, суждения и умозаключения. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели»3.
Большое внимание привлекает
визуальный образ, он позволяет не только
проиллюстрировать вербальную информацию,
но и добавить ей большей образности,
выразительности, более того во многих
случаях в сочетании с
Как мы уже говорилось, образ имеет самостоятельный характер, поэтому он влияет на сознание и играет активно-действенную роль в поведении человека. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями.
Таким образом, репрезентация
заданных образов выводит на определенное
сознание и приводит к возникновению
стереотипов. Стереотипы служат средством
самоидентификации ее участников, то
есть каждый человек соотносит себя
с образами и подсознательно соотносит
себя с какой-то конкретной группой.
Стереотипы представляют собой социальные
феномены, которые обусловлены
В современности под стереотипом понимается «принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность»4. Это понятие дал Уолтер Липпман в своей книге «Общественное мнение», и сейчас оно вошло в обыденный язык. Особенность стереотипа в том, что он начинает действовать еще до того, как успел включиться наш рассудок, то есть он накладывает сильный отпечаток на воспринимаемую нами информацию.
Стереотипы формируют ценностную структуру образов, ориентированных на конкретного человека. Интерпретация заданных образов в средствах массовой информации выводит на определенное сознание и служит средством самоидентификации ее участников. Стереотипы представляют собой социальные феномены, которые обусловлены социокультурными механизмами.
Телевидение невозможно без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, положительном и отрицательным. Стереотипы складываются из устойчивых представлений и отражаются в телевизионном образе. В то же время, стереотипы имеют свойство меняться с ходом времени. Не в последнюю очередь это относится к гендерным стереотипам – представлениям о «хороших» и «плохих» женщинах и мужчинах и взаимоотношении их ролей в том или ином обществе. «Гендер – (англ. gender, от лат. Genus "род") – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается»5.
Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, которые предназначены женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни. Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека – на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т. д. Через «гендерную линзу» человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир тоже с помощью гендерного дисплея, т. е. процесс гендерной социализации и содержание гендерных стереотипов имеет огромное значение не только для жизни отдельного индивидуума, но и для прогрессивного развития всего общества. Мужчина и женщина в обществе и его институтах (семье, политике, экономике, образовании, культуре и др.) выполняют те или иные предписанные им гендерные роли. Вследствие этого гендерная роль означает «выполнение определенных социальных предписаний, то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего.
Трансформация гендерной идентичности напрямую связана с «кризисом привычного гендерного порядка и традиционной маскулинной идеологии, которая перестала соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям, и создает социально-психологические трудности, как для женщин, так и для самих мужчин». Телесность, сексуальность, материнство и отцовство, культурные стандарты и гендерные нормы играют огромную роль в рефлексии человека, соответственно в идентификации. Чаще всего гендерные роли не отражают истинных реалий нашей жизни, но конструируют идеализированный образ женственности и мужественности. Люди закрепляют эти образы как стандарты и ориентируются на них, чтобы оценить свою «красоту» и «успех».
В зависимости от гендера образы трансформируются. Те образы, которые соответствуют реальной жизни, изображаются средствами массовой информации очень редко. Размываются поля, отсюда размываются и личности. Вместо этого СМИ выдают нам образ, какими мы должны быть, что часто не соответствует истине и не может быть реализовано на практике. Трансформация гендерной идентичности обусловлена идеологией и материально-вещной атрибутикой. Идеология выстраивает систему ценностей, стереотипы и мировоззренческие установки.
1.2 Репрезентация мужчин на современном телевидении
Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям – это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество не отвергло его. Информационное же давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими6.
Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям.
Таким образом, гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью7. Учителя, другие дети, родители, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека, начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни. Обратимся к одному из них – немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играет телевидение, ведь оно постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы.
Информация о работе Особенности репрезентации мужчин на современном телевидении