Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель – проанализировать, каким образом на современном ТВ репрезентируются стереотипные образы мужчин. Реализации поставленной цели способствует решение ряда задач:
Рассмотреть особенности репрезентации мужчин на современном ТВ;
Проанализировать и классифицировать основные мужские образы и доказать, что они во многом стереотипны.
На протяжении многих веков при социализации мужчины создаются критерии и рамки, в соответствии с которыми он живет. Телевидение стало формировать ценности жизни мужчин. Если раньше «главным» был мужчина, то сейчас вступает в силу женское равноправие. Женщины успешно конкурируют с мужчинами в профессиональной сфере, в политике, опережают их по уровню образования. Раньше то, что человек родился мужчиной, автоматически определяло его преимущество во всем, сегодня же ему нужно конкурировать, причем возникают новые, более сложные требования. В основе становления мужской идентичности лежит «идеология мужественности», которая является составной частью традиционной патриархатной культуры. Структура ролевых норм «идеологии мужественности» определяется нормой статуса, нормой антиженственности. Центральной характеристикой мужской идентичности является потребность доминирования, неразрывно связанная с мужской гендерной ролью8.
В настоящее время телевидение
рассматривается как транслятор
уровня жизни. Оно создает приемлемые
для различных культур
В обыденном сознании прочно
утвердилось мнение, что мужчины
и женщины существенно
Изменение социокультурных условий существования личности, новых технологий, изменяющих природные половые различия, ведет к постоянной трансформации и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие при этом личностные затруднения могут привести к кризису идентичности, «потери себя». Поэтому основной функцией идентичности посредством телевидения является адаптация к современному миру в самом широком смысле. Как результат мы видим развитие маскулинных качеств у многих женщин и феминных у мужчин (эмпатия, склонность к компромиссу, чувствительность). Такие изменения глобальны, они происходят на разных уровнях социальной организации, где главным принципом является взаимозависимость. Таким образом, трансформация гендерной идентичности содержит в себе адаптивные возможности к изменяющимся условиям и вариативность норм.
Сегодня многие ведущие аналитики сходятся во мнении, что многие мужчины перестают обладать свойственным мужским качествам и превращаются в женщин. То же самое происходит и с женщинами9. Природой так устроено, что в женщине мужчину притягивают свойственные женщине качества – женственность, любовь к детям. Женщине наоборот нравятся мужественные мужчины, которые обладают такими качествами как сила, смелость, которые способны быть защитой и поддержкой в трудную минуту.
Исходя из данных предположений, можно сделать вывод, что пока женщины своими мыслями будут подпитывать несовершенные и женственные образы мужчин, мужчины прямо на глазах будут становиться «женщинами», а как следствие нарушение восприятия себя – нарушение восприятия мира и своего предназначения.
Как уже говорилось, чаще всего телевидение конструирует идеализированный образ женственности и мужественности. Люди закрепляют эти образы как стандарты и ориентируются на них, чтобы оценить свою «красоту» и «успех».
На телевидении такие образы репрезентируются в двух ипостасях: как собирательные образы, то есть сконструированные (ведущие, герои телесериалов), и образы людей из реальной жизни (герои различных программ, комментаторы, участники событий).
Через собирательный образ,
через ведущих и героев телесериалов,
проявляется та модель, которую конструирует
телевидение в обществе. Именно репрезентируемые
собирательные образы являются примером
для зрителя и средством
2 АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ МУЖСКИХ ОБРАЗОВ
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
«Гендерные роли являются продуктом социализации – процесса, посредством которого индивид усваивает и принимает ожидания общества, касающиеся поведения его членов, то есть общество является фактором формирования гендерных ролей для человека»10. В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования, большую роль играет религия. Мужские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам мужского пола и где мужчина – главный участник в религиозных церемониях. Безусловно, на формирование гендерной роли также влияет такой фактор как государство. Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в демократических странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах. Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи.
Кроме этих факторов, огромное влияние оказывает телевидение. Российское телевидение является откровенно сексистским. Образы мужчины и женщины на наших телеэкранах не просто созданы разными средствами, но и наделены разными обязанностями, разными устремлениями в жизни, разной социальной силой. Уже давно нам все излагают старый патриархальный миф о том, какими должны быть мужчина и женщина.
«Настоящий мужчина»
предстаёт личностью
вовремя проинструктировать и поощрить
представительницу слабого во всех отношениях
пола.
На усиление этих консервативных гендерных стереотипов работает телевизионная реклама, постоянно демонстрирующая образы мужчин, которые доминируют. К примеру, ролик жевательной резинки «Eclipse», в котором от одного дыхания «мачо» женщины «падают штабелями», или реклама «Burn», выпив который мужчина станет энергичным и одержит победы над всем. Многие рекламные ролики, ориентированные на представителей сильного пола, стараются сделать свои бренды максимально «мужественными». В результате на свет появляется пиво «с мужским характером» или сигареты «для настоящих мужчин».
Вместе с тем на российском телевидении настойчиво проводится и мысль о неполноценности и угнетенности российских мужчин, являющихся жертвами стервозных женщин. Все чаще задаются вопросы, каким же должен быть идеальный мужчина. По результатам исследований последних лет выявили идеальную модель мужского образа. Выделяют несколько основных норм, на которых строится образ «настоящего мужчины»:
Одной из составляющих мужской роли является норма успешности, статуса. Она означает, что ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе.
Другая норма – норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и эмоциональной. Норма физической твердости содержит ожидания того, что мужчина будет физически сильным, мужественным и не избегать опасности. Норма умственной твердости предполагает ожидание того, что мужчина в любой ситуации будет выглядеть компетентным и знающим. Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчины не должны выражать чувства, показывать эмоциональную слабость и обязаны сами решать собственные проблемы.
Выделяется также норма антиженственности. Эта норма побуждает мужчин избегать стереотипично считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Например, психологи отмечают, что некоторые мужчины считают выражения чувств, эмоциональность, «принадлежностью» исключительно женщин и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны.
У некоторых мужчин проявляется в виде фемифобии – страха показаться женственными, что, возможно, связано со стереотипом теории сексуальной инверсии, согласно которому женственность у мужчины – это признак гомосексуализма. Телевидение символически воспроизводит стереотипы «мужественности», ведь по силе эффекта привлекательности именно изображения людей занимают значительные позиции.
Так как собирательные образы мужчин на телевидении никто не выделял, мы проанализировали и классифицировали их.
Образ репрезентируемого в восприятии зрителей включает в себя, по меньшей мере, два уровня:
Учитывая эти уровни, мы оценивали личностные характеристики – внешние особенности, (стиль одежды, брутальность, ухоженность), а также личностно-образные. Это деятельность, добросовестность, доброта, независимость, обаяние, общительность, отзывчивость, открытость, разговорчивость, решительность, сила, спокойствие, справедливость, уверенность, уступчивость, честность, энергичность.
Анализ суждений об образах мужчин и женщин позволил установить следующие 8 тем, в которых в той или иной степени проявились значимые, привлекательные или негативные качества личности или формы поведения мужчин и женщин:
Самый популярный мужской тип, который появляется на телевидении, это метросексуалы (Андрей Малахов, ведущий программы «Пусть говорят» на 1 канале, Александр Васильев, ведущий программы «Модный приговор», Павел Седов, ведущий программы «Городские новости» на СТС, Антон Привольнов, ведущий программы «Контрольная закупка, 1 канал). Мужчины данного типа следят за модой слишком активно, у них всегда идеальные ногти, прически, томные манеры. Например, Антон Привольнов всегда одевается элегантно, в «сочные» сорочки. Ему характерна манерность, мягкий, нежный голос, неуверенный взгляд. Когда он дает интервью, не проявляет открытость, постоянно бегают глаза, не проявляет характера, занимается самолюбованием. Его любимое выражение «так-с», оно показывает его манерность, антимаскулинность.
Андрей Малахов – глянцевый персонаж, мягкий характер, не красавец, но обаятельный, всегда ухоженный, придерживается моды. Сентиментальный, внимательный, амбициозный ведущий, карьерист, ради карьеры он готов на многое. Андрей Малахов давно уже стал человеком-символом. В пародиях протаскивают скорость его речи, в звездном мире у Андрея репутация человека-мотора, вечно что-то делающего.
«Метросексуал – термин, введенный в 1994 году британским журналистом Марком Симпсоном для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни». Метросексуалы – поклонники всего изящного, прекрасного, заботятся о своей внешности, посещают косметические салоны, следуют моде 11.
Вторая категория мужских образов – мачо, красавец, сердцеед. К таким относятся Иван Ургант, Александр Олешко, ведущие 1 канала. Они трудолюбивы, артистичны, четко знают свои цели и идут к ним. Им характерна брутальность, красота, но они не так много уделяют внимание своей внешности, как метросексуалы, одеты просто, но со вкусом. Важное качество – самолюбование и чувство юмора, это привлекает женщин.
Следующая категория – мужчина – ребенок, сентиментальный «подкаблучник».
Такой образ больше
всего воспроизводится в
Информация о работе Особенности репрезентации мужчин на современном телевидении