Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:02, контрольная работа
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.
Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Словарная работа на уроках русского языка.
И. В. Николаева.
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.
Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Поэтому в разработке вопросов методики обучения непроверяемым написанием мы исходим из следующего. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы
– активация умственной деятельности учащихся и их памяти;
– обучающий характер учебной деятельности;
– регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Слова с непроверяемым написанием изучаются в начальной школе в алфавитном порядке, т.е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Практика подсказала, что работа над неправеряемыми написаниями ориентированая только на механическое запоминание слов с такими орфорграммами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах непроверяемым написанием встречается даже в работах старшеклассников.
И нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальной школы.
Сегодня я познакомлю вас с приемами работы над словарными словами, которые я использую в работе на протяжении многих лет.
Работу по учебнику увязываю с изучением трудного слова. Сначала ученики под моим руководством, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Покажу пример для иллюстрации. Встретилось слово облака. Дети проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака — облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: По небу плыли лёгкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжёлое облако повисло над домом. Такая работа со словами, которых нет в «Саловаре» учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
Как и другие учителя, широко использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Диктую слова, словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т. д. Например, по теме «Птицы»: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель; по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, классная комната, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, ученица, экскурсия.
На стенде по русскому языку у нас есть рубрика «Запомни эти слова». На нем мы помещаем только те трудные слова, которых нет в «Словаре» учебника и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, багаж и другие..
Крайне важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных непрограммных понятий. Мои учащиеся уже знают, что данные слова нашли они сами в других источниках. Работа над непррграммным словом обычно проводится следующим образом. Обращаюсь к детям:. «В упражнении вам встретилось слово каникулы. В «Словаре» учебника это слово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной, так и в письменной речи. Сейчас поработаем с ним». Показываю карточку со словом каникулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная а. учащиеся хором и индивидуально произносят его, записывают на доске и в тетрадях, рядом пишут родственное слово каникулярное {время), устно составляют предложение. Потом я сообщаю учащимся: «Все знакомы со словом каникулы, но не каждый знает, что это любимое всеми слово связано с небом. В переводе слово каникулы означает собачки (по-латыни канис — собака). Каникулой древние римляне именовали самую яркую звезду Сириус: Каникула — Сириус — каждый год появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Но так как в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов, школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти - дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычное каникулы стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении».(книга Введенская Л.А., Саакян Р.Я Наш родной язык. – М., 1971год)
Работа над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. При написании строчных букв использую слова типа ветер, герой, колхоз, народ, отец. и т.д. Но есть одно непременное условие: слово мною вводится не оторвано от темы урока. Учащиеся пишут слова, взятые из учебника «Русский язык» или из «Книги для чтения» из учебников математики, окружающий мир. Таким образом, когда я готовлюсь к урокам на следующий день, обязательно ищу трудные слова, пусть даже непрограммные.
В моей практической деятельности хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по «Словарю» учебника, по индивидуальному словарику; ученики же меняются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.
Всем известно, что при изучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамках встречаются слова с непроверяемым написанием. Мы их записываем, работаем с ними. А я делаю еще так, и, как убедилась на практике, получаются довольно хорошие результаты. К примеру, пройдена тема «Местоимение».
В проверочную работу по данной теме непременно включаю задание с этими словами. Вот некоторые задания:
1. Составь предложение со словами (идут слова одно, два).
2. Вспомни и запиши слова с непроверяемым написанием, которые ты изучал по теме «Местоимение». Составь с ними словосочетания.
В теме «Имя существительное» или «Имя прилагательное» предлагаю такое задание: «Просклоняй слова килограмм, прекрасный.
Этим я приучаю учащихся работать с трудным словом при выполнении любого вида задания. Дети лучше запоминают и усваивают правописание таких слов. Причем делаю это при изучении каждой темы.
И еще расскажу об одной интересной работе, дающей также положительные результаты при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющейся важной для лингвистического развития учащихся.
Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным». Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Составляю список слов, которые объясняю путем этимологического анализа. Так, слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнали, что первая часть слов теле - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запомнили графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомлю учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета;, команда, командир; кол — коллекция, коллективный; ком – комиссия, компот.
Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься»,— говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так»,— говорю я ребятам. Показываю цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица — синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает , где его искать.
Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде;
1. Ответить на вопросы, ответы, записать.
Кто продает билеты в кассах? Kaкую единицу массы составляет тысяча граммов?
2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.
1. Сообщение по телеграфу – ...
Для моих учащихся, как показывает долголетняя практика, этимологический анализ — важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в шкальном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не иначе?» (М., 1967), в «Занимательной грамматике» А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой (М., 1963.— Ч. 1).
Порой на помощь моим учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон. На доске — стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».
Что за л и?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
— Л им он...—
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно: «Что за ли? Что за мон? Значит, в этом слове ошибок не будет. Или считалка И. Демьянова:
Взял Егор в углу топор.
С топором пошёл во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор...
Поищи и ты топор!
Учащиеся обозначают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, устанавливают, в каких падежах употреблено слово топор. Желающие выучивают считалку наизусть.
Так, названия дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера «Муха-цокотуха»:
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник —
В вишнёвой наливке.
Во вторник —
В томатной подливке.
В среду —
В лимонном желе.
В четверг —
В киселе и смоле.
В пятницу —
В простокваше,
В компоте
И в манной каше...
После того как учащиеся выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: «В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели?».
3апись слов по алфавиту. Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту. Например, на доске даются слова: диван, песок, альбом, вагон, тетрадь, пальто. Дети записывают, подчеркивая непроверяемые орфограммы: альбом, вагон, диван, пальто, песок, тетрадь.
По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске даются словa: батон, билет, берёза, багаж.. Учащиеся записывают: багаж, берёза, билет. Затем задания усложняются. На доске или нa плакате я даю слова: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог. От учащихся требуется записать эти слова соответственно в три столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту. Дети записывают:
автобус газета пакет азбука гараж пенал
алмаз герой пирог
алфавит горох помидор
апельсин
Выборочный диктант: Исходный этап в работе над словами с непроверяемыми написаниями — обучение учащихся умению находить слова с такими написаниями в тексте. Наиболее эффективный прием, с помощью которого формируется такое умение,— выборочный диктант. Небольшие диктанты этого вида можно проводить уже в конце первого года обучения.
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. Например, читается текст рассказа А. Гайдара «Совесть». Учащиеся записывают слова: математика, пакет, завтрак, тетрадка, собака, совесть.
В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой с непроверяемыми
Выборочный ответ Суть его в том что, предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос), учитель сопровождает его (несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ. Например:
Слова |
Ответы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
б ..тон |
а |
о |
а |
о | |
г...зета |
о |
а |
а |
о | |
г...рох |
о |
а |
о |
о |
Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка