Словарная работа на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.
Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Вложенные файлы: 1 файл

Словарная работа на уроках русского языка.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Словарная работа на уроках русского языка.

И. В. Николаева.

 

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.

Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем  того хотелось бы.

Поэтому в разработке вопросов методики обучения  непроверяемым написанием мы исходим из следующего. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы

–  активация умственной деятельности учащихся и их памяти;

–  обучающий характер учебной деятельности;

–  регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Слова с непроверяемым написанием изучаются в начальной школе в алфавитном порядке, т.е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Практика подсказала, что работа над неправеряемыми написаниями ориентированая только  на механическое запоминание слов с такими орфорграммами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах непроверяемым написанием встречается даже в работах старшеклассников.

И нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальной школы.

Сегодня я познакомлю вас с приемами работы над словарными словами, которые я использую в работе на протяжении многих лет.

Работу по учебнику увязываю с изучением трудного слова. Сначала ученики под моим руководством, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Покажу пример для иллюстрации. Встретилось слово облака. Дети проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака — облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: По небу плыли лёгкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжёлое облако повисло над домом. Такая работа со словами, которых нет в «Саловаре» учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику  как главному источнику знаний и умений.

Как и другие учителя, широко использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Диктую слова, словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т. д. Например, по теме «Птицы»: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель; по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, классная комната, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, ученица, экскурсия.

На стенде по русскому языку у нас есть рубрика «Запомни эти слова». На нем мы помещаем только те трудные слова, которых нет в «Словаре» учебника и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит,  асфальт,  багаж и другие..

Крайне важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных непрограммных понятий. Мои учащиеся уже знают, что данные слова нашли они сами в других источниках. Работа над непррграммным словом обычно проводится следующим образом. Обращаюсь к детям:. «В упражнении вам встретилось слово каникулы.  В  «Словаре»  учебника  это  слово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной, так и в письменной речи. Сейчас поработаем с ним». Показываю карточку со словом каникулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная а. учащиеся хором и индивидуально произносят его, записывают на доске и в тетрадях, рядом пишут родственное слово каникулярное {время), устно составляют предложение. Потом я сообщаю учащимся: «Все знакомы со словом каникулы, но не каждый знает, что это любимое всеми слово связано с небом. В переводе слово  каникулы   означает   собачки   (по-латыни канис — собака). Каникулой древние римляне именовали самую яркую звезду Сириус:   Каникула — Сириус — каждый год появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Но так как  в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов, школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти -  дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычное каникулы стало относиться вообще ко всякому  перерыву в учении».(книга Введенская Л.А., Саакян Р.Я  Наш родной язык. – М., 1971год)

Работа над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. При написании строчных букв использую слова типа ветер, герой, колхоз, народ, отец. и т.д. Но есть одно непременное условие: слово мною вводится не оторвано от темы урока. Учащиеся пишут слова, взятые из учебника «Русский язык» или из «Книги для чтения» из учебников математики, окружающий  мир.  Таким образом, когда я готовлюсь к урокам на следующий день, обязательно ищу трудные слова, пусть даже непрограммные.

В моей практической деятельности хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по «Словарю» учебника, по индивидуальному словарику; ученики же меняются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.

Всем известно,  что при изучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамках встречаются слова с непроверяемым написанием. Мы их  записываем, работаем с ними. А я делаю еще так, и, как убедилась на практике, получаются довольно хорошие результаты. К примеру, пройдена тема  «Местоимение».

В проверочную работу по данной теме непременно включаю задание с этими словами. Вот некоторые задания:

1. Составь предложение со словами (идут слова одно, два).

2. Вспомни и запиши слова с  непроверяемым написанием, которые ты изучал по теме «Местоимение». Составь с ними словосочетания.

В теме «Имя существительное» или «Имя прилагательное» предлагаю такое задание: «Просклоняй слова килограмм, прекрасный.

Этим я приучаю учащихся работать с трудным словом при выполнении любого вида задания. Дети лучше запоминают и усваивают правописание таких слов. Причем делаю это при изучении каждой темы.

И еще расскажу об одной интересной работе, дающей также положительные результаты при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющейся важной для лингвистического развития учащихся.

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может  быть не полным, а частичным, «упрощенным». Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного  трудного слова. Составляю список слов, которые объясняю путем этимологического  анализа.   Так, слова: телефон,   телеграф,   телевизор,   телескоп. Учащиеся узнали, что первая часть слов теле - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запомнили графический образ этих   слов.   В   латинском   языке   есть  приставка кон-.  Воспользовавшись этими сведениями, знакомлю учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета;, команда, командир; кол — коллекция, коллективный;  ком – комиссия,   компот.

Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься»,— говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так»,— говорю я ребятам. Показываю цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица — синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает , где его искать.

Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде;

1. Ответить на вопросы, ответы, записать.   

Кто продает билеты в кассах? Kaкую единицу массы составляет тысяча граммов?

2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Сообщение по телеграфу – ...

Для моих учащихся, как показывает долголетняя практика, этимологический анализ — важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в шкальном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не иначе?» (М., 1967), в «Занимательной грамматике» А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой (М., 1963.— Ч. 1).

Порой на помощь моим учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон. На доске — стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за л и?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

    — Л им он...—

  Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно:  «Что за ли?  Что за мон? Значит, в этом слове ошибок не будет. Или считалка И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор.

С топором пошёл во двор.

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор,

Вот и ищет до сих пор...

Поищи и ты топор!

Учащиеся обозначают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, устанавливают, в каких падежах употреблено слово топор. Желающие выучивают считалку наизусть.

Так, названия дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера «Муха-цокотуха»:

Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном

Клубничном

Варенье.

В понедельник —

В вишнёвой наливке.

Во вторник —

В томатной подливке.

В среду —

В лимонном желе.

В четверг —

В киселе и смоле.

В пятницу —

В простокваше,

В компоте

И в манной каше...

После того как учащиеся выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: «В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели?».

 

3апись слов по алфавиту. Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в работе над словами  с непроверяемыми написаниями. Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту. Например, на доске даются слова: диван, песок, альбом, вагон, тетрадь, пальто. Дети записывают, подчеркивая непроверяемые орфограммы: альбом,  вагон, диван,  пальто, песок, тетрадь.

По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске даются словa: батон, билет, берёза, багаж.. Учащиеся записывают: багаж, берёза, билет. Затем задания усложняются. На доске или нa плакате я даю слова: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог. От учащихся требуется записать эти слова соответственно в три столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту. Дети записывают:

автобус     газета     пакет    азбука     гараж     пенал

алмаз      герой     пирог

алфавит     горох     помидор

апельсин        

 

Выборочный диктант: Исходный этап в работе над словами с непроверяемыми написаниями — обучение учащихся умению находить слова с такими написаниями в тексте. Наиболее эффективный прием, с помощью которого формируется такое умение,— выборочный диктант. Небольшие диктанты этого вида можно проводить уже в конце первого года обучения.

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. Например, читается текст рассказа А. Гайдара «Совесть». Учащиеся записывают слова: математика, пакет, завтрак, тетрадка, собака, совесть.

В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой с непроверяемыми

 

Выборочный ответ Суть его в том что, предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос), учитель сопровождает его (несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ. Например:

 

Слова

Ответы

1

2

3

4

б ..тон

а

о

а

о

г...зета

о

а

а

о

г...рох

о

 а

о

о

Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка