Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:02, контрольная работа
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.
Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Проверив по словарю все ответы (лучше читать их сверху вниз), учащийся выбирает правильный, в данном случае ответ под цифрой 3: нужно писать батон, газета, горох.
Слова |
Ответы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
ко…ектив |
л |
лл |
л |
лл | |
а…ея |
лл |
л |
л |
лл | |
ко…идор |
рр |
р |
рр |
р |
Проверив по словарю написание данных слов, учащиеся выбирают ответ под цифрой 4: надо писать коллектив, аллея, коридор.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам. . Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными (планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава,) и предлагает записать их столбиками в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а, в другой — с безударной гласной о и т. д. В соответствии с этим учащиеся записывают:
а е и о
канава металл диван
газета теперь лимон
салют тетрадь сирень
Подбор однокоренных слов — других частей речи. При изучении (и повторении) частей речи полезно предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.
Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах металл, суббота, группа, предлагаею записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова — другие части речи. Учащиеся записывают: металл — металлический, группа — групповой, группировать; суббота — субботний и т. д.
Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами.
Здесь имеются в виду слова типа территория – коридор (рр-р) и т.п. Предлагается написать на уроке две-три таких пары (под диктовку или с доски, сгруппировав их по наличию двух или одной согласных. Учащиеся записывают, например:
рр р сс с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса
территория капрон шоссе
Подбор и запись синонимов и антонимов. Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению. Особенно большие возможности для такой работы имеются при изучении частей речи .
Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.
Например, учащимся предлагается домашняя работа на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница. Отечество. Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:
метель — вьюга, буря, метелица, пурга;
граница — рубеж, межа, край, предел;
Отечество — Родина, Отчизна.
Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов.
Например, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбирают и записывают: работать – отдыхать, праздновать; мешать – помогать, пособлять.
Составление предложений с данными словами. Этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Полезен этот вид работы и для закрепления непроверяемых написаний. Например, -учащимся предлагается составить предложения со словами: класс, лагерь, матрос, режим. Учащиеся составляют и записывают предложения::
Мой брат служит матросом на подводной лодке.
В нашем летнем лагере был строгий режим.
Сочинение по опорным словам. Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам. Оно также может быть использовано в работе над словами с непроверяемыми написаниями.
Дописывание орфографических таблиц. Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Например, учащимся, начиная со, П класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать таблицу.
в |
о | ||
а |
а—а |
о |
о—о |
абзац … … |
карандаш … … |
соломе … … |
огород … … |
Подбор и запись слов с иноязычными элементами. Познакомив учащихся с некоторыми иноязычными элементами слов, можно предложить задание на подбор и запись других слов с этими элементами. Например, после соответствующей беседы и разбора примеров предложить детям подобрать и записать слова с элементами авто-колл-, грамм-. Учащиеся записывают: автодорога коллектив грамматика
автомобиль коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
Замена описательных оборотов словами синонимами.. При использовании этого приема учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Примерный перечень таких слов сначала может быть да на доске (вразбивку). Например, учащимся предлагается заменить отдельными словам описательные обороты (собрание засушенных
растений).
Описательные обороты |
Слова |
Ящичек для ручек, карандашей. |
Гербарий. |
Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. |
Библиотека. |
Собрание однородных предметов. |
Пенал. |
Собрание засушенных растений. |
Коллекция. |
Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения. |
Экскурсия. |
Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами: собрание засушенных растений — гербарий, коллективная поездка, посещение чего-нибудь — экскурсия и т. д. Г"
Письменный пересказ текста с использованием данных слов. Этот прием состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными. Например, можно предложить учащимся кратко письменно передать описание жизни Ваньки Жукова у сапожника Аляхина, употребив слова: деревенский, сапожник, Москва, здесь, очень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч, адрес. Приведем пример такого пересказа. Деревенского мальчика Ваньку Жукова отвезли в Москву и отдали в ученики к сапожнику. Жилось ему здесь очень трудно. Ванъка сапожному делу не учился, а выполнял разную тяжёлую работу. Хозяева относились к нему , жестоко, часто били. Об этом он написал своему дедушке Константину Макарычу. Но никто ему не поможет. И письмо Ваньки не дойдёт. Ведь он даже не знал адреса дедушки.
Опыт показывает, что планомерное применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на 35 – 40% по сравнению с обучением таким написанием с помощью традиционных приемов. При использовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.
Работа в группах. 1 группа.
Выборочный диктант. Прослушав отрывки из произведения А. Толстого «Детство Никиты». Нужно записать в один столбик слова из данного отрывка с проверяемой безударной гласной, а другой с непроверяемой безударной гласной.
2 группа
Сочинение по опорным словам.
Сочинение на тему: «На перроне» с использованием слов: багаж, вагон, вокзал, пассажир, перрон, сигнал».
3 группа
Письменный пересказ текста с использованием слов. Письменно передать текст описанная жизнь Ваньки Жукова у сапожника Аляхина, употребив слова: деревенский, сапожник, Москва, здесь, очень, работа, никто, Константин Макарыч, адрес.
Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка