Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:24, доклад
Наука о слове как основной единице языковой системы и о совокупности всех слов, образующих словарный состав языка, называется лексикологией (от греческих слов lexikos - «относящийся к слову» и logos—«учение»).
Совокупность всех слов данного языка нередко именуют его лексикой. Слова, входящие в словарный состав языка, могут изучаться со стороны их значения, происхождения и употребления в речи.
По сравнению с другими единицами языковой системы, например с фонемами и морфемами, с одной стороны, и словосочетаниями и предложениями — с другой, слово воспринимается как центральная единица языка. Слово является значимой, воспроизводимой единицей языка.
Междометия – слова эмоционального, а не когнитивного, интеллектуального языка. Междометия связаны с эмоциональным уровнем сознания и чувственно отражают явления действительности. Они выполняют контекстные эмоционально-экспрессивные, побудительные функции. Ах(возмущение), ты обжора! Ах (сожаление) обмануть меня не трудно!
В лексикологии русского языка достаточно удачным представляется краткое определение, предложенное Дмитрием Николаевичем Шмелевым: « Слово - это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью»2.
Слово является основной единицей языка. Это объясняется важностью тех функций, которые оно выполняет. Слово служит средством наименования (называния). Каждая единица языка определяется прежде всего ее основной функцией. Функция слова определяется в ряду: фонема (смыслоразличительная функция), слово (номинативная функция), предложение (коммуникативная функция). Таким образом, слово является номинативной единицей, единицей наименования. Слово называет предметы (из мира живой и неживой природы) — человек, орел, слон, дерево, дом, земля и т. п.; признаки — белый, длинный, красивый, стеклянный; процессы — бежать, читать, думать, управлять и т. п.; количественные понятия — пять, много, трое, десятый; абстрактные понятия – дружба, любовь; вещества – дым, золото;
Каждое слово, называя тот или иной предмет или явление, всегда сообщает. Например: Сорви мне этот цветок. Слово цветок выполняет в этом предложении две функции: оно обозначает конкретный предмет, который нужен мне в данную минуту, и оно обозначает предмет вообще, то есть предмет с какими-то определенными признаками, благодаря которым человек узнает его среди Других предметов. Таким образом, каждое слово выполняет в языке две функции:
1.Номинативная,
назывная;
2.Обобщающая (одним
словом обозначается целый ряд подобных
предметов).
На две ключевых и обязательных
функции слова может
Функции, которые выполняет слово в акте коммуникации, сводятся к следующим: 1) обобщающая (сигнификативная); 2) номинативная (референтная); 3) экспрессивная (или эмотивная).
Также выделяют - Функция коммуникативная. Назначение слова служить средством общения и сообщения.
Характерологическая (характеризующая, оценочная или экспрессивная) функция
Дочь, доченька, дочурка. Ваня, Ванюша, Ванечка
Дейктическая (указательная) функция
С первого взгляда не может не показаться странным, что в науке о языке до сих пор нет общепринятого определения слова. Почти все соглашаются с тем, что слово является основной единицей языка, но было предложено несколько сотен определений этой единицы, и среди них нет ни одного, которое удовлетворило бы если не всех, то по крайней мере большинство лингвистов.Вопрос о том, как определить слово, продолжает оставаться актуальным. Главное заключается в том, что слово – это такая единица языка, которая представляет собой и фонетическое, и морфологическое, и лексико-семантическое целое, а следовательно может быть охарактеризовано с разных сторон – соответственно с учетом различных по своей природе признаков. Вместе с тем эти различные признаки не в одинаковой степени характеризуют все те единицы, которые мы привыкли называть словами (ср., например, знаменательные слова, с одной стороны, и служебные – с другой), а стремление выделить слово на основании какого-либо единого критерия, неизбежно делает определение односторонним.
Номинативная функция слова. Характерологическая функция слова. Дейктическая
функция. Служебные функции. Модальная функция. Эмотивная функция. Функциональные
типы слов.
В русском языке существуют разные категории слов, выполняющие различные функции.
. В связи с этим выделяются различные функционально-семантические типы слов.
Основная
функция слова, о которой
номинативная, т.е. слово — это, по определению Д.Н. Шмелева, — «единица
наименования». Это означает, что с помощью слов даются названия предметам и явлениям
окружающего мира. Иначе
эту функцию именуют еще
(дом, дерево, дрова), абстрактные понятия (дружба, долг, дикость), вещества (дым, мел,
золото), явления и свойства природы (дождь, день), признаки предметов (долгий, дорогой,
дикий), действия и состояния (держать, дрожь, думать) и т.п. При этом слова —
наименования предметов являются названиями обобщенными (любое дерево — дерево,
любая дорога — дорога, любая деревня — деревня). Такие слова называют именами
нарицательными. Но есть и названия индивидуальные — имена собственные.
Функция номинативных слов называется также гносеологической
(познавательной), т.к. названия
— результат познания
даже самого миропонимания. С ней тесно связана и другая функция слова, кумулятивная
(накопительная) — функция накопления и хранения знаний об окружающем мире. Такие
слова можно рассматривать как фрагменты (кусочки) общей языковой картины мира (о
языковой картине мира тоже поговорим отдельно, в специальной теме).
У некоторых
слов номинативная функция
Такие слова не просто называют реалии, но и дают им при этом какую-либо оценку,
характеристику. Поэтому данную функцию называют еще характеризующей, оценочной
или экспрессивной. Сравните слова дом и домик, домище, домишко, хибара, халупа —
последние явно содержат позитивную (положительную) или, напротив, негативную
(отрицательную) оценку, характеристику. То же самое наблюдается и у имен собственных,
в основном у личных имен: Ср. Дима и Димуля, Димочка, Димка.
Некоторые
слова, не называя прямо
только указывают на них (он, этот, такой, некий). Функция таких слов называется
дейксисом, дейктической (указательной) функцией, а сами слова — дейктическими. В
традиционной грамматике это — местоимения. Само название данной части речи говорит о
том, что такие слова обычно замещают слова номинативные, т.е. употребляются вместо
имен.
Несмотря
на различие выполняемых
знаменательными, или самостоятельными, т.к. реализуют свою основную, номинативную
функцию слова в том или ином виде, что отражается в их семантике, лексическом значении
Они противопоставляются обычно словам служебным, которые выполняют служебную функцию. Служебные слова не называют реалий, а выражают различные отношения между словами (дом у дороги, дом и сад, дом ведь), потому и употребляются только со словами знаменательными. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) традиционно изучаются не в лексикологии, а в
грамматике. Некоторые служебные слова (частицы) служат для выражения различных
смысловых и эмоциональных оттенков знаменательных слов (давай же, едва ли).
Иногда
выделяют особую
функцию (модальность). Модальность — это выражение отношения говорящего к
сообщаемому (вероятности, предположительности, сомнения и т.п.), например: наверное,
вероятно, может быть. В грамматике такие слова называют модальными и выделяют в
самостоятельную часть речи.
Особняком среди слов стоят междометия (эмотивная лексика). Они выполняют
эмотивную, или эмоционально-волевую функцию. Эмотивные слова не называют эмоций,
как знаменательные слова, а лишь сигнализируют о них: ах, ой, увы.
Таким образом, в результате того, что слова в языке функционально разные, они
включаются в разные функционально-семантические типы слов.
твенно квалифицирующие (модальные слова, частицы, междометия).
Таким
образом, слова в русском
из которых — номинативная (назывная.
Проблема отдельности состоит в поисках критериев, позволяющих отличить целое
слово от его части (морфемы) или сочетания двух или нескольких слов (словосочетания) в
потоке речи, т.е. в определении границ слова. Как мы определяем границы слов? Когда
говорим об отдельном слове? Проблема отдельности слова, таким образом, — проблема
речевая (вычленения слова в потоке речи). По отношению к языку эта проблема выступает
уже как проблема самостоятельности слова: почему эта единица является самостоятельным
(отдельным) словом, а не частью слова (морфемой)? Например: Лес ник / лесник; списать /
с письма.
Вычленить отдельное слово в потоке речи нам позволяет знание основных его
признаков: идиоматичности (единства звучания и значения): слыхали львы / слыхали ль вы,
фонетической и грамматической цельнооформленности (непроницаемости): ударить в
сердцах / в наших сердцах, одноударности (тяжело раненные бойцы / привезли
тяжелораненых).
Т.е. критерии отдельности — семантический, структурно-грамматический,
фонетический и (не всегда) графический (раздельное написание). Проблема отдельности
относится к слову (лексеме) как элементу речи, словосочетания, т.е. слову-синтагме.
Проблема тождества слова заключается в выяснении того, одно и то же слово
повторяется в различных контекстах (в речи) или это разные слова, т.е. в отождествлении
различных случаев варьирования ПВ (плана выражения) или ПС (плана содержания) слова.
Известно, что звуковая оболочка слова может видоизменяться, варьировать. Так же
меняется (варьирует) и его лексическое значение. Возникает естественный вопрос: а
сохраняется ли при этом само слово? И если да, то до каких пределов? В связи с
изменением звуковой оболочки (ПВ) слова или его смысла (ПС) вопрос о тождестве слова
встает в двух случаях.
Во-первых, когда речь идет о разграничении словоизменения (изменения
грамматической формы слова) и словообразования (образования новых слов), иными
словами — об отличии форм одного и того же слова от однокоренных слов: дом, дома /
домик. Грамматическое варьирование не нарушает тождества слова, т.к. не меняет его
смысла — меняется только грамматическое значение (дом, в доме, дома, из домов).
Словообразование потому и называется слово-образованием, что является образованием
других слов с другим лексическим значением, тут тождество нарушается и на формальном
уровне: другая основа, другая структура, другой состав морфем (дом — домик, дом —
домашний).
Во-вторых, когда речь идет о разграничении разных значений одного слова и разных
значений совпадающих в
многозначного слова от омонимов: свет луны, свет любви — высший свет.
Многозначность не нарушает тождества слова, т.к. все значения тесно друг с другом
связаны, в них обязательно есть что-то общее (свет луны и свет любви связаны по сходству
ощущений). Значения слов-омонимов не связаны друг с другом (свет луны — «лучи,
сияние» и высший свет — «привилегированный круг людей»).
Проблема тождества, таким образом, касается слова как элемента языковой системы,
его отношения к другим словам, т.е. как слова-ономатемы.
Таким образом, проблема тождества касается как ПВ (формы) слова, так и его ПС
(смысла). Оно сохраняется при
незначительном варьировании
(формообразовании) или незначительном варьировании ПС при тождестве его ПВ
(многозначности). Однако тождество слова отсутствует, если при тождестве ПВ разный ПС
(омонимы) или если при
следующим образом (см. таблицу 1):
Таблица 1. Тождество и отдельность слова. Пояснения к таблице: Знак + означает
совпадение ПВ или ПС. Знак ~ означает варьирование ПВ или ПС. Знак — означает
несовпадение ПВ или ПС. Цифры без скобок означают разные значения. Цифры в скобках
— разные слова.
ПВ + ПС + ПВ ~ ПС + ПВ — ПС +
Свет-1 Свет-1 Свет Света Свет Светик
(моносемия) (словоформы) (синонимы)
ПВ + ПС ~ ПВ ~ ПС ~ ПВ — ПС ~
Свет-1 Свет-2 Свет Светоч Свет Ток
(полисемия) (паронимы) (синонимы)
ПВ + ПС — ПВ ~ ПС — ПВ — ПС —
Свет (1) Свет (2) Свет Свеча Свет Сон
(омонимия) (однокорневые слова) (разные слова)
ЛИТЕРАТУРА
1. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М.,1999. (п.1) (далее —
Белошапкова)
2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. СПб,1999. (п.1) (далее —
Новиков)
3. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. Изд. 3-е. М.,2001. (п.1-4)
(далее — Фомина)
4. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. 2-е изд. М.,1989. (гл. 1,2) (далее —
Кузнецова)
5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.,1977. (п. 1-31) (далее — Шмелев)
6. Шанский Н.М.Лексикология современного русского языка. М.,1972(п. 1,2,6).
7. Маслов Ю.С.. Введение в языкознание. М.,1975. (Гл.3, п. 2,6.)
8. Современный русский язык. Сборник упражнений / Под ред. В.А.Белошапковой.
М.,1990.
9. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е изд. М.,1972.
(Введение, п.5,6)*
10. Левковская К.А. Теория слова,
принципы ее построения и
лексического материала. — М.,1962.(Ч.1, гл.1,2)
11. Рогожникова Р.П.. Варианты слов в русском языке. М.,1967.
12. Смирницкий А.И. К вопросу о слове. Проблема отдельности слова. Проблема тождества
слова. // История советского языкознания. Хрестоматия.- М.,1988.
13. Филин Ф.П. О слове и