Утренние информационно-развлекательные телепередачи как жанр тележурналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы стала утренняя информационно-развлекательная телепередача «Утро России». Из большого списка прочих утренних телепрограмм была выбрана именно эта, поскольку выходит в эфир одиннадцать лет, то есть имеет большой опыт и хронологию существования, интересную для изучения, а количество рубрик, объединяющих в эфире различные стороны жизни общества, более численно, чем в других утренних телепередачах. Немаловажным фактором является и то, что «Утро России» имеет самый высокий рейтинг среди утренних информационно-развлекательных телепередач. Интересно установить причины появления программ подобного характера, а также чем обусловлена их популярность у аудитории. Далее следует определить структуру

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 3
Часть I. Появление утренних информационно-развлекательных телепередач как жанра тележурналистики 4
Глава 1. Причины предпочтения аудиторией информационно-развлекательных телепередач 5
Глава 2. Причины выхода информационно-развлекательных программ в утреннем эфире 7
Глава 3. Характеристика ведущих информационно-развлекательных телепередач 8
Часть II. Общая характеристика телепередачи «Утро России» 11
Глава 4. Рубрики телепередачи «Утро России» 12
Глава 5. Соотнесение рубрик телепередачи с жанрами телевидения 15
Глава 6. Отличия телепередачи «Утро России» от телепередач подобного плана 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Школьник_работа_1.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

              Утреннее время на телевидении можно также характеризовать, как второй по зрительскому рейтингу прайм-тайм. Несомненно, людей пришедших домой вечером и решивших посмотреть телевизор, больше. Но уже с утра, собираясь на работу, многие предпочитают слушать спокойные и дружелюбные голоса ведущих утренних телепрограмм.

              Люди, будучи уже вначале дня в курсе последних событий, произошедших в мире, стране, городе, чувствуют себя увереннее. Им есть о чем поразмышлять, о чем поговорить с коллегами по работе. «Утро России» также дает множество советов на различные темы: начиная от бытовых, заканчивая советами на более серьезные социальные темы. Человек чувствует себя защищено и спокойно. Это немаловажная причина, по которой людям хочется с утра смотреть подобные программы, ввиду многих проблем, беспокоящих уже в начале дня.

              Исходя из приведенных аргументов, сложно предположить, что какое-либо другое время суток, кроме утра, могло бы быть более удобным для информационно-развлекательных передач подобного плана.

 

 

Глава 3. Характеристика ведущих информационно-развлекательных телепередач

              «Риторика — наука о целесообразном слове. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали, или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с возможностью принять различные решения. Главная практическая цель изучения риторики — владение искусством целесообразного слова.» [Волков, 2001 а где указание на страницы?].

              Цель риторики — это наиглавнейшее искусство тележурналиста-ведущего. Он несомненно должен обладать искусством целесообразного слова. Вещать на всю страну — это большая ответственность, и каждая фраза должна быть взвешена и осмыслена. Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение: .”..всякая аргументация стремится к присоединению умов и тем самым предполагает наличие интеллектуального контакта.” [Рождественский, 1999 страницы?].

              Как рассуждает на эту тему Волков (инициалы? – исправьте по всему тексту), понимание высказывания как целесообразного поступка предполагает лицо, цель и содержание поступка. В слове-поступке участвуют создатель и получатель высказывания, которые разделяют ответственность за его последствия. Таким образом, создателем в утренних информационно-развлекательных передачах является ведущий, получателем — телезритель.

              Слово - поступок может рассматриваться с точки зрения отправителя, получателя и строения. Отправитель является и осознает себя создателем замысла высказывания, адресованного столь же разумному и обладающему свободной волей человеку, который в состоянии понять содержание, замысел высказывания и принять решение. С точки зрения получателя отправитель также является разумным и обладающим свободной волей человеком, который определенным образом понял значимую проблему, предпринял усилие для ее решения, обосновал это решение и оформил в слове содержание своей мысли.

              Как отправитель, так и получатель должны обладать общими умениями, знаниями и позициями в отношении содержания и строения высказывания. Образ аудитории – устойчивое представление лица или группы лиц с их культурой, мировоззрением, опытом. Именно поэтому так важно, чтобы темы поднимаемые в утреннем эфире были значимы для аудитории, а также поняты и восприняты ею. Для этого важна как суть информации, так и то, каким образом она будет преподнесена, что зависит от отправителя, в нашем случае — телеведущего программы. 

              Таким образом,по Волкову, ведущий и телезритель взаимно оценивают каждый другого, причем эта оценка осуществляется в сходных представлениях (под ритором здесь следует понимать телеведущего):

1.       характера и направления замысла, отношение ритора к цели речи (пафос);

2.       содержания и формы высказывания как отношения словесного воплощения замысла к предмету речи (логос);

3.       уместности и приемлемости высказывания как отношения ритора к аудитории (этос).

             

              Ведущий утренних телепередач ко всему прочему должен создавать положительную атмосферу, чтобы поддерживать общий тон программы. Творческий стиль, импровизация, улыбки, харизма — непременные характеристики.

              Как пишет Ирина Смирнова (кто же это? где ссылка?), человек, умеющий мастерски вести передачи в прямом эфире, – большая редкость, чуть ли не национальное достояние. Таких эфирных асов на российском телевидении не так много. Данная профессия предполагает не только наличие таланта, то есть способности к творческой деятельности, одаренности, но и высокое мастерство владения словом, определенные внешние и физические данные, владение профессиональными компетенциями.

              Можно выделить следующие ключевые компетенции телеведущих:

      1. Профессионализм – это степень профессиональной компетентности, умение применять профессиональные знания в полном объеме при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью.

      2. Коммуникативность – умение эффективно общаться с людьми с разным статусом (зрителями, сотрудниками, руководством телеканала, коллегами, партнерами и т.д.), устанавливать контакты, получать и обрабатывать информацию и доносить ее до зрителей, мастерское владение словом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Эффективность телекоммуникации зависит от того, насколько точно ведущие телепрограмм представляют себе зрителей, на которых они рассчитывают, а также ориентируются на них при воплощении своих творческих замыслов.

      3. Креативность – способность генерировать новые оригинальные идеи. При этом творческий навык в одном виде деятельности не влечет автоматически успех в другой.

      4. Инициативность – готовность брать на себя новые задачи, инициировать и осуществлять новые подходы к решению профессиональных задач.

      5. Развитая интуиция – способность предвидеть развитие событий, расставлять приоритеты, оценивать качество информации, соответствовать

ожиданиям аудитории, понимать запросы зрителей.

      6. Социальная адаптивность – способность быстро адаптироваться в новых условиях, понимать и поддерживать позитивные изменения, способность работать в быстроменяющейся ситуации, в условиях неопределенности, способность к постоянному профессиональному развития, самосовершенствованию.

      7. Ответственность – способность брать на себя ответственность за свою работу, за реакцию, которую способен вызвать у зрителей тот или иной продукт его профессиональной деятельности. Знания и информация являются стратегическим ресурсом телеведущего и открывают возможности для разного рода злоупотреблений, начиная с сокрытия информации и ее незаконным обнародованием. Основой подготовки телепередач должен быть честный подход, который предполагает заботу об интересах программы, об интересах фигурирующих в ней людей, и об интересах аудитории. Все эти три аспекта одинаково важны.

      8. Стрессоустойчивость – способность личности справляться со стрессом, не допускать влияние стресса на качество профессиональной деятельности. Этот пункт особенно важен для ведущих утренних программ. Как говорит Андрей Петров — ведущий в 2оо6 году «Доброе утро, Россия!», отвечая на вопросы в эфире радио «Маяк»: «...очень сложно неделю жить как все люди, а следующую неделю наоборот — ночью работать, а днем спать.»

              Телеведущие – это лицо канала. На них равняются. Они задают тон. Помимо высокого профессионализма обязательно и наличие опыта, личностных качеств, высоких стандартов поведения, владение на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности.

              В отличие от телеведущих более серьезных программ, таких как «Время», «Однако». «Вести», ведущие информационно-развлекательных передач могут позволить в эфире пошутить, сымпровизировать, дать некоторую волю эмоциям, но все равно обязаны держать себя в строгих рамках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Общая характеристика телепередачи «Утро России»

              Информационно-развлекательная программа «Утро России» выходит в эфир каждое утро с 5.00 до 9.00. Её имеют возможность смотреть  телезрители, проживающие от Владивостока до Калининграда, а также зрители ближнего и дальнего зарубежья. В России передачу смотрят порядка 5 млн. человек.

              Основа любой утренней программы — новости, которые в уже в начале дня позволяют узнать телезрителям о всех последних событиях. Выпуск новостей, выходящий в телепрограмме «Утро России» называется «Вести», в эфир он выходит каждые полчаса. Региональные выпуски новостей «Вести — регионы» выходят по всей территории Российской Федерации каждые два часа.  В основе новостей— контакт с крупнейшими  информационными агентствами, что дает мощную информационную базу. Из сотен сообщений отбираются свежие сведения экономики, науки, политики, культуры, спорта. Помимо репортажей из этой области телепрограмма представляет еще целый ряд различных жанров информационной публицистики телевидения, таких как репортажи, интервью, отчет и прочие.

              Помимо мировых новостей и новостей с мест телезрители телепередачи «Утро России» имеют возможность каждое утро получать качественные советы, знакомится с культурой, быть свидетелями интереснейших экспериментов с помощью постоянных рубрик.

              Сильная базовая подготовка журналистов, отсутствие финансовых затруднений телекомпании, мощное техническое оснащение способствуют созданию качественного продукта на российском телевидении, коим ввиду данных факторов и является «Утро России».

              Как уже было сказано, инфотейнмент – это информационно-развлекательные передачи, информационная ценность которых является минимальной ввиду дефицита в них действительно новой общественно-значимой информации. Хотя «Утро России» является информационно-развлекательной программой, неправильно будет говорить о минимальном отсутствии в ней новой значимой информации. Доказательством данного тезиса будут служить последующие главы данной курсовой работы.

 

 

 

 

Глава 4. Рубрики телепередачи «Утро России»

              Зрительский интерес к различного вида телепроектам очень переменчив, и чтобы поддерживать свой рейтинг на высоком уровне, создатели программы регулярно демонстрируют новые рубрики телепередачи на различные актуальные темы.

              Рубрика - это своеобразный раздел, материалы в котором объединены одной темой. Так как рубрики постоянно сменяют друг друга, в данной курсовой работе будет сложно привести все их наименования и характеристики, поэтому были выбраны те, которые выходили в эфир во время исследования телепередачи «Утро России».

              Примеры  рубрик телепередачи «Утро России»:

        "Приоритет - здоровье" — данная рубрика выходит порядка пяти раз на протяжении месяца, при этом выходит в эфир несколько раз в год. Она и является примером долгосрочных рубрик — способом удержания зрителя программы. В ней ведется эксперимент на предмет курения, алкоголизма, ожирения. Главный вопрос заключается в том, сможет ли человек с помощью какой-то определенной технологии и поддержкой всей страны расстаться со своим пороком за определенный срок. Данная рубрикам содержит в себе некоторые элементы реалити-шоу: показ действий человека в жизненной обстановке, а проект имеет какую-то вполне определённую заданную цель. Благодаря этим элементам желание телезрителя узнать развязку эксперимента высоко, что и обеспечивает просмотр им данной телепередачи. Хотя эксперимент по сути является вполне очевидным: всякий раз заканчиваясь положительно для его участника, он подталкивает аудиторию на подобные действия. «Получилось у него — получится и у вас!» - негласный лозунг рубрики. Таким образом, можно сказать, что «Приоритет здоровье» несет в себе важную социальную функцию: борьба с курением, алкоголизмом и прочими человеческими пороками.

        «Тест — драйв» — постоянная ежедневная авторская рубрика Ивана Зенкевича, то есть своеобразная «авторская колонка». Все, что связано с автомобилями от марки производителя до изменений ПДД и отношений между водителями и пешеходами рассказывается в ней. Особенно интересным в рубрике являются моменты, когда журналист проводит тест-драйвы автомобилей. Этим рубрика очень схожа с нашумевшей телепередаче «Top Gear» (В России выходила на телеканале НТВ в 2004 году). Очевидно, что рубрика направлена на удержание у экранов по большей части мужской аудитории.

        «Полезное утро» (уберите разнобой в шрифтах) — вторая ежедневная авторская рубрика, но уже Андрея Негру. В ней тестируются товары народного потребления, а также рассказывается, как правильно сэкономить или защитить свои права. Журналист наглядно показывает товар, говоря о его минусах, плюсах и способах приобретения. Можно сделать вывод, что основными телезрителями данной рубрики являются женщины, так как в большинстве своем покупка ежедневных бытовых товаров является скорее женской, нежели мужской обязанностью в семье.

        "Утро в России" — кадры природы потаенных уголков России благоприятно воздействуют на психику человека. При этом данную рубрику интересно будет смотреть любому члену семьи. «Утро в России» служит примером жанра телерепортажа в информационно-развлекательной программе.

        «Блондинка хочет знать» — телерепортажи о различных сторонах жизни общества ведет Наталья Кулагина. Название рубрики говорит о том, что в ней ясным и понятным языком излагается суть простых, но в то же время важных для современного человека, аспектов жизни общества.

Информация о работе Утренние информационно-развлекательные телепередачи как жанр тележурналистики