Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы стала утренняя информационно-развлекательная телепередача «Утро России». Из большого списка прочих утренних телепрограмм была выбрана именно эта, поскольку выходит в эфир одиннадцать лет, то есть имеет большой опыт и хронологию существования, интересную для изучения, а количество рубрик, объединяющих в эфире различные стороны жизни общества, более численно, чем в других утренних телепередачах. Немаловажным фактором является и то, что «Утро России» имеет самый высокий рейтинг среди утренних информационно-развлекательных телепередач. Интересно установить причины появления программ подобного характера, а также чем обусловлена их популярность у аудитории. Далее следует определить структуру
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 3
Часть I. Появление утренних информационно-развлекательных телепередач как жанра тележурналистики 4
Глава 1. Причины предпочтения аудиторией информационно-развлекательных телепередач 5
Глава 2. Причины выхода информационно-развлекательных программ в утреннем эфире 7
Глава 3. Характеристика ведущих информационно-развлекательных телепередач 8
Часть II. Общая характеристика телепередачи «Утро России» 11
Глава 4. Рубрики телепередачи «Утро России» 12
Глава 5. Соотнесение рубрик телепередачи с жанрами телевидения 15
Глава 6. Отличия телепередачи «Утро России» от телепередач подобного плана 17
Список использованной литературы 18
«Все утра мира» — рубрика, которая своими характеристиками схожа с познавательными телевизионными программами о мире, о различных странах («Путевые заметки», «Вокруг света»). Самые экзотические места и самые необычные вещи, мимо которых проходят авторы путеводителей — вот о чем повествует данная рубрика телепередачи «Утро России». Журналисты каждый раз отправляются в новую страну, рассказывая о том, как проходит утро в ней.
Экономический прогноз — регулярная рубрика передачи «Доброе утро», выходящая по понедельникам. Интересная особенность ее заключается в том, что прогноз дается с точек зрения экономиста и астролога. Телезрителю дается право выбирать, кому из них он больше доверяет и чьих советов станет придерживаться. Этот прием еще одна своеобразная приманка аудитории: человеку нравится делать выбор, решая какой сфере, экономике или астрологии, он ближе. Но свобода выбора относительна и условна. Помимо этого данная рубрика также обладает целью информирования граждан, помощь с советом в одной из важных сфер жизни общества..
Регулярной рубрикой телепередачи является приглашение в студию гостя: известного публичного человека или эксперта в зависимости от обсуждаемой темы. Стремление обеспечить высокий рейтинг побуждает вещателей использовать в передачах эффект персонификации, приглашая к участию в них «анкоров» (от английского «the anchor», что означает «крючок», «якорь») – привлекающих массовую аудиторию популярных телекомментаторов и ведущих, «звезд» телевидения.
Показ в эфире телепрограммы любительских видео-роликов из Интернета — также одна из постоянных рубрик телепередачи. Ролики в большинстве случае рассчитаны на то, чтобы насмешить или приятно удивить зрителя. После просмотра ведущие обмениваются мнениями и ли как-то комментируют видеосюжет.
Прогноз погоды — каждую пятницу сообщается прогноз на выходные, и каждый понедельник - на наступающую неделю. Стоит отметить, что для данной рубрики в студию приглашается авторитетный синоптик, который не просто сообщает конкретную погоду в определенных городах, но и в целом объясняет причины установления той или иной погоды, степень аномалии установившейся температуры для данного времени года в сравнении с предыдущими годами, а также как она может повлиять на самочувствие граждан.
Проанализировав данные рубрики, можно судить о большом разнообразии их тем,
способов подачи материала. Телепередача «Утро России» представляет собой целостный механизм с множеством взаимодополняющих друг друга деталей. Информация рубрик актуальна, систематизирована. Их постоянная смена обусловлена зрительским интересом и тенденциями развития различных сфер жизни общества, будь то экономика, культура, быт и прочие.
В ходе анализа можно выявить следующие функции рубрик утренней информационно-развлекательной телепередачи «Утро России»:
1. информационная (оповещать о событиях);
2. развлекательная;
3. познавательная;
4. снижение социальной напряженности;
5. идеологическая (способствует росту и развитию сознательных масс).
Разнообразие рубрик и их функций позволяет собрать у экранов аудитории с учетом широкого спектра разнообразных вкусов и интересов телезрителей. Важна универсальность, информационное обслуживание, учитывающее потребности различных групп населения в качественных информационных, публицистических, образовательных, просветительских и развлекательных рубриках.
Отметим еще раз, что «к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам аналитическим – беседу, комментарий, обозрение; к жанрам художественной публицистики – зарисовку, очерк, эссе.» [Князев]. Следует рассмотреть какие из данных жанров присутствуют в телепередаче «Доброе утро».
Репортаж. Важнейшая черта репортажа как информационного жанра – оперативность. Еще более сущностный признак – корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей.
К яркому примеру жанра в утренней программе можно отнести репортаж Кирилла Петрова со второго дня недели высокой моды, проходившем в Москве в мае. Журналист охарактеризовал различные коллекции, побеседовал с модельерами. Была дана картина места происшествия, зафиксирован сам корреспондент на месте события. (Программа вышла в эфир 13 мая 2010 года).
Комментарий. Понятие комментария происходит от латинского «commentarius» – толкование и полностью этому соответствует. Комментарий, как пишет Князев, относится к аналитической публицистике, поскольку его целью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование. Основой комментария как жанра является авторский анализ фактов.
Комментарии к произошедшим событиям дают ведущие телепрограммы «Утро России». Нередко поясняя то или иное событие для телезрителей, они ведут диалог между собой или с гостем программы, высказывая откровенную авторскую оценку. Например, в выпуске программы 27 ноября 2006 года ведущий программы Владислав Завьялов давал следующие комментарии на тему «Аборты — за и против»:
«Сейчас по действующему законодательству женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о прерывании беременности. Но если поправки будут приняты, то женщина, планирующая аборт, должна будет прийти в медучреждение вместе с мужем, который в присутствии медиков даст письменное разрешение. Соответственно, те медики, которые сделали аборт без согласия супруга, возможно, будут нести уголовную ответственность. Но как же тогда решить вопрос с так называемыми гражданскими браками? Если новый законопроект будет их учитывать, и у неофициальных мужей будет право на запрет аборта то можно опасаться, что из-за подобных запретов участятся случаи подпольных абортов со всеми вытекающими последствиями.» - данный комментарий был дан ведущим после заявления А.Крутова (зам. председателя Комитета Госдумы по информационной политике) о законопроекте на тему совершения абортов лишь с письменного разрешения мужей.
В данном комментарии видно, что ведущий разъясненил причинно-следственные связи внутри события, сделал прогнозы.
Заметка (сюжет). Сюжет должен быть адресован каждому зрителю лично, абсолютно понятен и интересен. Сюжет как жанр телевидения характеризуется также как заметка в печатных изданиях: краткое сообщение о чем-то изученном, замеченном.
Сюжет это наиболее распространенный жанр в телепередаче «Утро России». В каждом выпуске порядка пяти сюжетов. Например в выпуске 13 мая 2010 года представлен сюжет о неком человеке, который сделал профессией свое хобби. Его удачные работы мебели и деталей интерьера — основное в кадре сюжета. В отличие от репортажа наличие в кадре журналиста необязательно, также как и актуальность события не столь важна. Сюжет могли показать и неделей раньше, и неделей позже, и ничего бы не изменилось. В то время как для репортажа важна оперативность: предельно часто возникает ситуация, когда материал нужен только сегодня, завтра поздно.
Интервью. Как характеризует жанр А. Князев, в интервью наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.
Пример жанра интервью в телепередаче «Утро России» хорошо отображен в выпуске, вышедшем в эфир 6 мая 2010, где Анастасия Чернобровина посетила сцену предстоящего конкурса «Евровидение», побеседовав с победителем прошлого года Александром Рыбаком. Журналистка задавала вопросы об условиях проведения конкурса в этом году, об оформлении зала и прочих деталях. Беседа была в записи. Интервью показали не полностью, и ведущие сообщили, что последующая его часть будет показана в других выпусках программы. Это опять напоминает нам о приеме «удержания» зрителя, и те, кому интервью было интересно будут с нетерпением ждать выпусков программы.
Беседа. Беседа отличается от интервью тем, что в ней принимают участие более двух человек. «Журналист в этом случае из интервьюера превращается в модератора. Он и участник беседы, он и организатор, гостеприимный хозяин.» [Князев]. При столкновении различных точек зрения беседа нередко перерастает в дискусию.
Беседа — это неотъемлемая часть каждого выпуска утреннего эфира. Обычно участниками становятся 3-4 человека (двое ведущих и двое гостей). В студии велись разговоры на всевозможные темы: как привести себя в форму к лету (танцоры А. Невский и О. Сидоренко ), как прошла Олимпиада-2010 ( конькобежец И. Скобрев ), как при помощи черного чемодана Дмитрий Медведев провел видеоконференцию ( специалист по видеосвязи Борис Попов ).
Из анализа приведенных выше примеров можно сделать вывод, что утренняя информационно-развлекательная телепередача «Утро России» сочетает в себе множество телевизионных жанров, таких как: информационные — репортаж, сюжет, интервью и аналитические — беседу, комментарий. Сочетание стольких жанров не свойственно ни одному другому типу передач на российском телевидении.
Как уже было сказано, на российском телевидении многие каналы выпускают по утрам информационно-развлекательные телепередачи. «Доброе утро» - Первый канал, «Сегодня утром» - НТВ, «Утро России» - Россия, «Раньше всех» - ОТС. Но далеко не все они обладают такими высокими рейтингами как «Утро России». Главная причина заключается в слабой базовой подготовке журналистов, финансовых затруднениях самих телекомпаний, технических проблемах.
Основным конкурентом «Утро России» является утренняя информационно-познавательная телепередача «Доброе утро». Но разница между проектами велика: отсутствие запоминающихся харизматичных ведущих, меньшее количество рубрик, непостоянство их выхода — все это причины менее яркого, а значит и менее рейтингового продукта на телевидении.
Глава не может быть такой маленькой. Это выглядит смешно. Поэтому назовите это заключением. И над выводами нужно поработать – собрать из все вместе в заключение. Иначе они теряются в тексте.
Багирова Э. Г. , Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики. - Издательство Московского университета, 1987 (Кто за Вас будет ставить точки? Проверьте по всему тексту).
Кальмайер В. Использование различных видов диалога на телевидении // Язык средств массовой коммуникации / Под ред. М. Н. Володиной. - М.:Альма Матер, Вам это слово ничего не напоминает? В принципе, названия издательств можно не указывать. 2008. - С. 607 — 610.
Официальный сайт телепередачи «Утро России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.utro-russia.ru
Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики [Электронный ресурс] // Глава 8. Журналистика Российской Федерации. - М., Изд-во МГУ, 1999. Режим доступа: http://www.gumer.info/
Чикирис А. Г. Телевизионное вещание. Формирование зрительского восприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Москва, 2007
Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа // Основные телевизионные жанры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/
Волков А. А. Курс русской риторики — М. —2001
Рождественский Ю. В. Общая риторика — М. — 1999
Смирновой И. П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму. - Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М. - 2001
Официальный сайт телепередачи «Утро России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.utro-russia.ru
Официальный сайт телепередачи «Доброе утро» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/vp/si=33
Официальный сайт радио «Маяк» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radiomayak.ru/tvp.
Информация о работе Утренние информационно-развлекательные телепередачи как жанр тележурналистики