Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель данной работы - выявить сущность и специфику современного мифотворчества.
Задачи работы:
1.Раскрыть феномен мифотворчества в прессе.
2.Рассмотреть влияние мифов на сознание человека и общества.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Понятие мифотворчества
1.1 Мифотворчество в прессе…………………………………………………. 5
1.2 Миф как средство манипуляции сознанием……………………………...12
2. Анализ статей-мифов в печатных изданиях
2.1 Мифотворчество на примере «Российской газеты» и «Независимой газеты»….……………...………………………………………………………..17
2.2.Специфика мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах»...………………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………............29
Список источников…………………………………………………………….31
Американские специалисты в области PR четко формулируют шесть основных правил законного эффективного общения с массовым сознанием:
3. Многократное повторение.
Таким образом, манипуляция аудиторией СМИ представляет собой целый комплекс определенных мероприятий, паразитирующих на стереотипности и символичности массового сознания [14;240].
Массовое сознание не ощущает миф в качестве мифа, становясь, по сути, заложником тех, кто его формирует. При этом человек не протестует, а скорее наоборот – желает жить сказкой. Мирча Элиаде считает свойством человека постоянный возврат к вечным, мифологическим ценностям. Индивид хочет вырваться за пределы обыденности. И мифология дает ему такую возможность. «Мы покидаем мир обыденности и проникаем в мир преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием сверхъестественных существ... Мы ощущаем личное присутствие персонажей мифа и становимся их современниками» [22;190].
До сих пор выдвигаются версии причин гибели Юрия Гагарина. Самая экзотическая из них – та, согласно которой Гагарин и Серегин не разбились на самолете УТИ-МиГ-15 27 марта 1968 года, а погибли на 18 дней раньше во время полета вокруг Луны. Освоение космоса – область нашей жизни, остающаяся и полвека спустя после запуска первого спутника во многом закрытой. Это породило множество мифов, самый стойкий из которых – будто бы на орбите побывало гораздо больше землян, чем нам известно. Просто этих, незнаменитых героев по разным причинам засекретили. По крайней мере, одно достоинство у космических сказок есть: пилотируемые полеты вызывают у нас романтические чувства.
В начале 1990 года, спустя три месяца после крушения Берлинской стены, западные СМИ распространили сенсационную новость: некий житель ГДР, который во время войны служил в люфтваффе, оказавшись теперь в ФРГ, сделал заявление, что он еще в 1943-м поднимался на ракете в космос. По его словам, когда он признался в этом, его сразу же поместили в психиатрическую клинику, откуда долго не выпускали. Самое интересное, что вскоре появились публикации, повествующие о пилотируемом полете вокруг Земли экипажа лучших асов Третьего рейха, о высадке немцев на Луну в самый разгар войны, а 2 апреля того же 1990 года американский еженедельник «Джорнал» опубликовал статью, в которой утверждалось, что на Землю недавно вернулись трое немецких космонавтов… после 47-летнего отсутствия. «Джорнал», ссылаясь на анонимного эксперта НАСА, сообщал, что герои нисколько не постарели за это время, поскольку пребывали в длительном анабиозе.
В экипаж якобы входили пилоты, отобранные лично Гитлером. Накануне старта с секретной базы на севере Германии они получили личную телеграмму от фюрера, в которой он благодарил отважную тройку, готовую пожертвовать собой во имя интересов нации. Эту телеграмму они взяли с собой на орбиту.
Подобные басни получили хождение еще в 1960-х годах. В частности, утверждалось, что до удачного полета Юрия Гагарина в жертву прогрессу было принесено как минимум 11 советских летчиков. Среди этих «нулевых» космонавтов фигурировали Алексей Ледовский, Терентий Шиборин и Андрей Митков, а также Мария Громова, чей ракетный самолет якобы потерпел катастрофу в июне 1959 года. Источником информации журналисты называли видного деятеля ЦК Коммунистической партии Чехословакии, который еще в декабре 1959-го, находясь в Италии, рассказал товарищам о нескольких неудачных космических полетах в Советском Союзе.
В «нулевые» попал и знаменитый летчик-испытатель Владимир Ильюшин: утверждалось, что его корабль в начале 1961 года совершил «жесткую» посадку, в результате чего предшественник Гагарина попал на долгие месяцы в госпиталь. Ильюшин, в самом деле, долгое время провел на больничной койке, но в результате не космической и даже не авиационной, а автомобильной катастрофы.
А вот еще слухи, претендовавшие на достоверность: в 1961–1962 годах якобы погибли космонавты Завадовский, Михайлов, Костин, Цветов, Нефедов и Кирюшин. Если первые двое были фигурами вымышленными, то другие четверо на самом деле существовали и были испытателями ракетно-космической техники. В 1997 году за вклад в освоение космоса все они удостоились звания Героя России [12;301].
1.2 Миф как средство манипуляции сознанием
СМИ помимо основной своей функции – информирования, всегда оказывают влияние на аудиторию, формируют общественное мнение. Информационная структура мифа, легко встраивающаяся в журналистские произведения, способствует процессу донесения новостей. Но более всего она активируется, когда перед СМИ стоит задача воздействия.
Средства массовой коммуникации становятся в XX в. своеобразным орудием политической власти, манипулятором общественного мнения, во многом предопределенного теми, кто контролирует мир СМИ как самый мощный инструмент оперативного управления массовым сознанием.
Первостепенная роль в этом процессе отводится газете, обладающей убеждающей силой "документа". Не зря пословица гласит: "Что написано пером, не вырубишь топором". Даже в наши дни для интеллектуальных элит или сферы бизнеса газета обладает большим авторитетом, чем, к примеру, телевидение.
Газетные материалы (в особенности такие жанры, как очерк, репортаж, эссе) близки к художественной литературе. Играя на стереотипах, созданных литературой, используя те же художественные приемы воздействия на читателей, цитируя известных писателей и т.д., журналисты успешно достигают поставленных целей [6;122].
В России XX в. наивысшим расцветом мифотворчества прессы был, естественно, советский период. Мифологизация реальности средствами массовых коммуникаций становится основой политики и других тоталитарных систем XX в.: фашистской Италии, гитлеровской Германии, маоистского Китая и др.
Механизмы и приемы создания мифов всюду были одни и те же. Вкратце их можно обозначить так: идеологизация действительности; сакрализация вождей; героизация событий и деяний отдельных исторических лиц; обращение к низменным инстинктам и психологии масс; опора на жесткую власть и насилие; борьба против "общего врага".
Одновременно в первой половине XX в. для создания политических мифов многие государства использовали кинематограф. У истоков мифотворчества был Голливуд, почти с самого начала своей деятельности ставший "фабрикой грез". Эстетические стандарты киномифов были отработаны в американской "системе экранных жанров", самыми популярными из которых были: вестерн, исторический и биографический фильмы, комедия, мелодрама и кинофантастика. Так, в основу вестерна с первых лет его существования лег миф о герое-одиночке, супермене, побеждающем врагов во имя Добра и Справедливости; в основе американской мелодрамы - неизменный миф о Золушке, которая становится "принцессой" в духе американского образца.
Особое значение в экранном мифотворчестве занимают кинематографии СССР и Германии в эпоху становления тоталитарных режимов. Интересно и то, что сразу после окончания Первой мировой войны эти две побежденные страны оказали сопротивление американской экспансии на киноэкране, причем каждая из них пошла своим путем.
Лучшим фильмом всех времен и народов считается «Броненосец "Потемкин"» С. Эйзенштейна. Историк Ж. Садуль назвал его инсценированной хроникой .Однако в анализе Садуля нет и не может быть даже намека на мифологизацию исторического события в фильме Эйзенштейна; он оценивает шедевр с точки зрения его "новизны", открытий в сфере "киноязыка" и специфики эмоционально-идеологического воздействия. Но когда мы говорим о мифологизации как явлении медиакультуры, хочется рассмотреть и другие веские аргументы. К ним в первую очередь относятся мысли самого Эйзенштейна, синтезировавшего в своем творчестве искусство и идеологию, факт и миф: «...Наше кино прежде всего - оружие, когда дело идет о столкновении с враждебной идеологией, и прежде всего - орудие, когда призвано к основной своей деятельности - воздействовать и пересоздавать. Годы нашей жизни - годы неустанной борьбы. И годы подобной титанической борьбы не могли не вызвать к жизни и разновидности подобного агрессивного искусства и своеобразной "оперативной эстетики" искусствопонимания...».
Силу своего творчества (и это свойство всей современной медиакультуры) режиссер видит в близком к садизму "патетическом взрыве". От агрессии и насилия через патетику Эйзенштейн ведет зрителя к пафосу идей революционного переустройства мира, символ которого в фильме - красный флаг броненосца "Потемкина" (самый мощный эстетический и идеологический эффект фильма)2.
Мифологизации реальности не избежали и другие классики отечественного кино: В. Пудовкин - постановщик фильмов "Мать" по повести М. Горького, "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингисхана" и А. Довженко - автор картин "Арсенал", "Звенигора", "Земля".
Мифологизация действительности в советском кино 1930-1940-х гг., в отличие от киноавангарда 1920-х, становится откровенно тенденциозной. За примерами ходить далеко не надо: "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Весна" Г. Александрова, "Богатая невеста", "Трактористы", "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки" И. Пырьева, "Встречный" и "Великий гражданин" Ф. Эрмлера. Что касается картин историко-революционной тематики, то классические образцы здесь - памятные всем "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" М. Ромма, "Человек с ружьем" С. Юткевича, "Чапаев" братьев Васильевых и "Щорс" А. Довженко, "Трилогия о Максиме" Г. Козинцева и Л. Трауберга и многие другие.
Мифотворческие функции советского кино и во второй половине XX в. способствовали появлению фильмов, вошедших в наш "золотой фонд", включая такие, как "Коммунист" и "Твой современник" Ю. Райзмана, "Оптимистическая трагедия" С. Самсонова, "Белое солнце пустыни" В. Мотыля, "Любовь земная", "Судьба" Е. Матвеева, "Освобождение", "Солдаты свободы" Ю. Озерова, "Семнадцать мгновений весны" Т. Лиозновой, "Москва слезам не верит" В. Меньшова и многие другие картины, по сей день любимые зрителями.
Аналогичные процессы шли в 1930-е гг. в фашистской Германии. Еще в 1933 г., сразу после прихода к власти национал-социалистов, И. Геббельс недвусмысленно дал понять сотрудникам кинокорпорации УФА, что они должны координировать свои действия с политикой государства, равно как и национал-социалистического руководства [Герцштейн, 1996]3. С этого момента немецкое кино занимает ведущее место в авангарде борьбы за "национальную культуру", создавая мифы о прошлом и настоящем Германии. Пропаганда Геббельса напрочь отвергает творческие поиски немецких "экспрессионистов" и "камершпиля", называя их "юродивой кинематографией".
Таким образом, мифологизация действительности была общей чертой всех тоталитарных режимов (сюда можно добавить и кино эпохи Муссолини). Правда, мифы были разными: в СССР преобладали мифы политические, в Германии и Италии - национальные.
Телевидение - особый вид массовой коммуникации, но оно формировалось в Западной Европе и США в условиях завоеванной всеми СМИ свободы информации. В СССР же первые опыты по выпуску телепрограмм проходили в 1938-1940-х гг. в условиях тоталитарного режима; и хотя массовым в стране телевещание становится в 1950-1960-х гг., принципы и подходы к его деятельности были те же.
Мифологично даже само слово "телевидение", которое означает "видеть на расстоянии". Телевидение представляется как бы продолжением наших органов зрения. Однако на самом деле то, что мы видим на экране, - это не наше "видение". Но психология телезрителя такова, что он принимает чужой взгляд за свой собственный [1;219].
Факты - лишь повод, отправная точка для формирования телевизионного мифа.
Потребность зрителя в позитивной информации - это и есть потребность в мифе, потребность в "наркотике". "Магия" мифа является результатом применения определенных технологий, воздействующих на сознание людей. Препарируя реальность, он создает некий образ, который зритель принимает за саму реальность. Эта способность мифа делает его мощнейшим инструментом создания и разрушения стереотипов и мнений.
Крушение политических мифов XX в., будь то "марксизм", "коммунизм", "сталинизм", "фашизм", ассоциируется в общественном сознании не только с крушением мифа о "золотом веке", но и с идеей "апокалипсиса", "конца истории". А это лишает людей опоры в настоящем и порождает "ужас" перед будущим. В этой связи, как в порочном круге, возникают предпосылки для создания нового мифа [25].
2. 2 Анализ статей-мифов в печатных изданиях
2.1 Мифотворчество
на примере «Российской газеты»
«Российская газета» — официальный печатный орган Правительства Российской Федерации.
После публикации в этом издании вступают в силу государственные документы: федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе кодексы), указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.
Публикуются также новости, репортажи и интервью государственных деятелей, комментарии к официальным документам. Статус официального публикатора документов определен Законом Российской Федерации № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» и рядом других документов.
Информация о работе Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации