Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить сущность и специфику современного мифотворчества.
Задачи работы:
1.Раскрыть феномен мифотворчества в прессе.
2.Рассмотреть влияние мифов на сознание человека и общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Понятие мифотворчества
1.1 Мифотворчество в прессе…………………………………………………. 5
1.2 Миф как средство манипуляции сознанием……………………………...12
2. Анализ статей-мифов в печатных изданиях
2.1 Мифотворчество на примере «Российской газеты» и «Независимой газеты»….……………...………………………………………………………..17
2.2.Специфика мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах»...………………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………............29
Список источников…………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

    На начало 2007 года тираж бумажной версии основного издания — более 400 тысяч экземпляров. Печатается в 44 городах России, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками и тематическими приложениями.      

    Газетой издаются серии книг с государственными документами и комментариями к ним.

   Газета учреждена Верховным Советом Российской Федерации, первый номер вышел 11 ноября 1990 года. В 1993 году после октябрьских событий полномочия учредителя были переданы Правительству России. C 1997 года газетой Федерального Собрания РФ является Парламентская газета.

  В 2001 году газета (и ещё 12 изданий) была разоблачена как СМИ, где за публикацию заказных статей принимают денежное вознаграждение (то есть практикуют т. н. «джинсу́»).

   В 2007 году лидировала по количеству подписчиков среди газет.

      По данным на 2008 год, издание получало поддержку из госбюджет, в том числе для издания еженедельного приложения «Российская газета — Неделя», которое по подписке получали все российские пенсионеры.

       По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка по РСБУ выступающего издателем газеты ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» (на 90 % принадлежит ФГУ Редакция «Российской газеты») в 2007 году составила 2,929 млрд руб., прибыль — 238 млн руб/

     Во второй половине 2008 года был значительно сокращён штат издания и корсеть, закрыты 32 региональных бюро.

     В мае 2009 года «TNS Media Intelligence» (ведущая компания в сфере мониторинга СМИ) составила отчёт по цитируемости российских изданий в эфире центрального телевидения и радио. Согласно исследованию, «Российская газета» наряду с «Коммерсантом» и «Известиями» «являются ключевыми источниками деловых и политических новостей в российском информационном пространстве».

 

       "Независимая газета" - одно из крупнейших периодических изданий современной России, посвященное актуальным проблемам общественной, политической и культурной жизни в России и за ее пределами.

Выходит с 21 декабря 1990 года.

Главный редактор - Константин Ремчуков.

Генеральный директор - Константин Ремчуков.

        В газете ежедневно публикуются материалы ведущих журналистов, политологов, историков, искусствоведов, критиков. Выходит также восемь тематических приложений к газете.

 

 «НЛО атакует  Пермь» (Российская газета, 7-13 октября 2010 г.), (Приложение 1)

1.Общая направленность  текста – научная, мистическая.

2. Жанр: статья

3. Текст не имеет  эмоциональной окраски, составлен  четко, просто и понятно для  широкого круга читателей. Не используется сложной терминологии, хотя текст и имеет научную направленность.

Приводятся конкретные цифровые данные (50 сообщений, 2010 год, 2012 год, раз в 12 лет). В тексте присутствует прямая речь со ссылкой на мнение конкретной личности (Николай Субботин). Используется термин, характерный только для данной области исследований («фляп», т.е. год, выделяющийся из-за высокой активности НЛО). Применяется ряд эпитетов (зеленые человечки, темные шары, светлые шары, необычайная активность). События, описанные в тексте, происходят в реально существующем городе Пермь, чем подчеркивается достоверность излагаемой информации.

4. Композиция текста  последовательная (основная часть,  заключение), но отсутствует вводная  часть.

5. Оценка текста объективная,  т.к. приводятся конкретные факты и отсутствует мнение автора.

 

Лекарства нужны  больным, а БАДы – ВСЕМ! ( Российская газета, 23-30 сентября 2010г.), (Приложение 2).

  1. Общая направленность текста – медицинская, сфера здравоохранения.
  2. Жанр: статья
  3. Текст написан с целью внушить читателям полезность биологически активных добавок к пище. Для этого автор использует в тексте мнение авторитетного ученого (директор Института питания, академик РАМН Виктор Александрович Тутельян). Используются восклицательные предложения позитивной окраски ( Риск заболевания снижается!, И не прогадали!, Даже намного лучше!). Автор использует исторические приемы ( в начале 90-х годов, еще в СССР, 25 лет назад). Текст изобилует положительными характеристиками биологически активных добавок (это достигается благодаря БАДам, улучшают защитные возможности организма), чем осуществляется воздействие на сознание людей и пробуждает в них необходимость покупки и употребления данного продукта. В заключении текста приводятся конкретные названия препаратов и завода-производителя («Капиллар», «Виардо», «Йод-Актив», завод экотехники  и экопитания «ДИОД»). Используется на американских и европейских жителей, которые вот уже много лет употребляют БАДы (у большинства американцев и европейцев в доме всегда имеются фирменные коробочки и пузырьки с БАДами), а «западный пример», как известно, оказывает глубокое влияние на отечественных потребителей.
  4. Композиция текста последовательная (введение, основная часть, заключение).
  5. Общая оценка объективная с элементами субъективизма. Присутствуют как конкретные факты, так и оценки со стороны.

 

«НЛО парализовал  работу крупного аэропорта в Китае», (Независимая газета 22 сентября 2010г.), (Приложение 3)

  1. Направленность текста – научная.
  2. Жанр: статья.
  3. В тексте указывается источник информации (южнокорейские газеты). Присутствует множество географических названий (Баутоу, Пекин, Шанхай, Китай), указывающие на то, что информация претендует на достоверность. Указана конкретная дата события (5 октября) и точные цифровые данные («тарелка» крутилась в 4-х км от аэропорта). Информация в тексте изложена просто и понятно. Есть термины, использующиеся в переносном смысле (Поднебесная, Внутренняя Монголия). Эпитеты в тексте использованы в основном для определения научных терминов (неопознанный объект, летающая тарелка). Текст эмоционально не окрашен. Автором используются сложные предложения со связками-следствиями (так как, а затем, с целью).
  4. Композиция текста последовательная (введение, основная часть, заключение).
  5. Общая оценка – объективная. Автор описывает конкретные события, не прибегая к комментариям и мнениям о проблеме.

 

«НЛО над  Манхеттеном» (Независимая газета, 30 сентября 2010 г.), (Приложение 4)

  1. Направленность текста – научная.
  2. Жанр: статья.
  3. В тексте использованы названия реально существующих географических объектов (Манхеттен, Нью-Йорк), организаций (Полиция, Американская федерация аэронавтики), конкретные даты и время (13.30 по полудню, 13 октября). Использована ссылка на информацию, опубликованную в предыдущем номере (напомним, что сообщение об НЛО неделю назад поступило из Китая….). Для устранения повторов слов используются аббревиатуры (НЛО, США, FAA). Текст эмоционально не окрашен, выразительные страедства практически отсутствуют. Присутствуют ссылки на источники (Американская федерация аэронавтики сообщила…, Полиция предположила…).
  4. Композиция текста последовательная (введение, основная часть, заключение).
  5. Общая оценка – объективная, излагаются факты, мнение автора в тексте отсутствует.

 

«Упавшие в  Западном Казахстане НЛО могут быть фрагментами летательного аппарата земного производства» (Независимая газета, 13 октября 2010 г.), (Приложение 5).

  1. Общая направленность текста – научная, исследовательская
  2. Жанр: статья.
  3. В основном, текст построен на комментариях и мнениях различных специалистов (специалист департамента по ЧС Западно-Казахстанской области Казахстана предполагают…, начальник управления гражданской обороны Департамента по ЧС  ЗКО Александр Иванов заметил…, начальник отдела санитарно-гигиенического надзора областного департамента госсанэпидемнадзора Александр Свешников пояснил…). Приведен источник опубликованной информации (агентство «Интерфакс- Казахстан»). Используются названия реально существующих географических объектов (Бокейординский и Жангалинский район, военный полигон Капустин Яр, поселок Раздольное), указывающие на достоверность излагаемой в тексте информации. Эмоциональные и выразительные средства в тексте отсутствуют, что обусловлено его направленностью.
  4. Композиция текста последовательная (введение и основная часть), но отсутствует четкое заключение.
  5. Общая оценка текста субъективная из-за присутствия множества мнений по проблеме.

 

 

        2.2 Специфика мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах»

 

"АиФ" - еженедельная газета, выходящая на 32-64 полосах (в зависимости от региона), в России, на русском языке. Самая тиражная газета в мире. В 1990 году за фантастический тираж (33,5 млн. экземпляров) была внесена в книгу рекордов Гиннеса. По данным TNS Gallup Media читательская аудитория одного номера "АиФ" составляет 7 146 000 человек или 12,4% от всего населения России в возрасте 16+. Среди них - рабочие и деловые люди, творческая и техническая интеллигенция, политики и работники сферы управления. Распространяется во всех странах СНГ, США, Канаде, Австралии, Израиле и странах Западной Европы. Еженедельник издает местные приложения в 65 регионах России и других странах (16 региональных редакций за рубежом). ИД "Аргументы и факты" также выпускает тематические издания: газеты "АиФ. Здоровье", "АиФ. На даче", журналы "АиФ ПРО Здоровье", "АиФ ПРО Кухню", издания для бизнеса "Модный magazin", "Лекарственное обозрение".

Главный редактор: Н. Зятьков

 

    «Мир новостей» — еженедельная газета. Основана в 1993 году.

Газета является независимым, общественно-политическим информационным изданием. Также, помимо новостей, издание содержит расследования, ТВ-программу, разделы о спорте, красоте и здоровье, садоводстве, науке и шоу-бизнесе. В газете имеются традиционные (существующие долгое время) юмористический раздел, блок рекламы и кроссворды.

 

«Да, азиаты мы» ( Мир новостей, 2 ноября 2010г.), (Приложение 6)

 

  1. Общая направленность текста – научная.
  2. Жанр: статья.
  3. В тексте преобладают научные термины (Afrotarsius libycus, антропоиды, афротарсиус). Присутствуют ссылки напечатанные источники (журнал Nature) и взгляды конкретных ученых на проблему (Жак Жегер, Стивен Ликок). В тексте обилие географических названий, чем автор хочет подчеркнуть достоверность статьи (Мьянма, Европа, Азия, город Пуатье, Ливия). Множество глаголов и их форм придают тексту динамичность. Присутствуют уменьшительно-ласкательные формы слов (мышка, малышка, обезьянка). Текст изобилует эпитетами ( азиатские антропоиды, настоящие предки, африканские раскопки). Приводятся конкретные цифровые данные (45 млн лет, 38-39 млн лет).
  4. Композиция текста последовательная (введение, основная часть, заключение).
  5. Общая оценка текста – объективная. Автор «со стороны» и беспристрастно рассматривает информацию.

 

  «Черную кошку – бойтесь!» (Аргументы и Факты, 3-9 ноября 2010г.), (Приложение 7)

  1. Общая направленность – мистическая.
  2. Жанр: статья.
  3. Цель статьи – внушить положительное влияние суеверий на жизнь человека (вера в амулеты и заклинания делает человека успешнее). Для подтверждения главного тезиса текста автор использует комментарий специалистов (Игорь Якушев, психиатр высшей категории, Дмитрий Воединнов, психолог Академии народного хозяйства при Правительстве РФ). Приведены примеры веры в амулеты и ритуалы (хоккеист Гардинер, актриса Скарлетт Йохансон) приведена статистика, подтверждающая положительное воздействие суеверий (долгожители среди суеверных людей больше на 93-97%). Автор приводит психологические аргументы в пользу суеверий (помогают переключиться с грустной темы, дистанцировать психику от негатива и т.д.). Рассуждая о воздействии суеверий на человека, автор использует следующие приемы: выделяет основные положения текста, приводит примеры, использует прямую речь, психологические обозначения (работа «якоря»), множество эпитетов (логическое мышление, мощные средства воздействия и т.д.).
  4. Композиция текста последовательная (введение, основная часть, заключение).
  5. Общая оценка – объективная с элементами субъективизма, поскольку приводиться мнение отдельных людей на проблему.

 

«Потомки Дракулы» (Аргументы и Факты, 10-16 ноября 2010 г.), (Приложение 8).

    1. Общая направленность текста – мистическая.
    2. Жанр: статья.
    3. В тексте автором активно используется прямая речь, как с оценкой проблемы специалистами (Юрий Хейфец, психотерапевт и физиотерапевт, Марк Сандомирский, психотерапевт, Валерий Панкратов, культуролог), так и мнениями молодых людей, подражающих «нечисти» («Нас считают сумасшедшими, считают, что мы отдалены от жизни…», «Хочется стать больше, чем человек…»). Приводятся конкретные примеры из литературы и кинематографа («Сумерки» Стефании Майер, «Интервью с вампиром»), основе которых и возникла так называемая «вампиромания». Для большей осведомленности читателей о проблеме, автор приводит примеры и цитирует информацию из Интернета («Кровавый форум Братства Вампиров», сообщество Дракулы). Используется биографический прием (девушка-вампироманка Галя). В конце статьи автор применяет призыв (Готовьте осиновые колья!). Применяется также метод сравнения (специалисты утверждают, что вампиризм есть не что иное как реально существующая болезнь порфирия, при которой солнечный свет непереносим, бледнеет кожа и т.д.). Автор приводит конкретные цифровые данные по фильмам и книгам вампирской тематики (24 фильма про Дракулу, 100-милионный тираж), что по мнению специалистов и стало предтечей к подобным увлечениям современной молодежи.
    4. Композиция текста последовательная (введение, основная часть, заключение).
    5. Общая оценка текста субъективная. Излагается множество мнений на проблему.

 

«Управляй своей  судьбой» (Мир новостей, 9 ноября 2010 г.), (Приложение 9).

  1. Общая направленность текста – мистическая.
  2. Жанр – интервью.
  3. В тексте автор активно использует убеждающие приемы (знамениты спортсмены, политики, актеры, богатые и успешные люди нашей планеты доверяют тем, кто владеет даром ясновидения и магической силой). Опубликованы письма читателей, в которых люди положительно отзываются о героине интервью (Лесовик Ольга Николаевна) с призывами обратиться к ней за помощью (Она обязательно поможет!, Сотворила для меня настоящее чудо!), чем осуществляется дополнительно влияние на сознание людей. Используются утвердительные слова (это факт, абсолютно), чем подчеркивается правдивость информации. Автор использует только позитивные факты и информацию, негативная сторона умалчивается. Активно используются метафоры (бес в ребро, билет в счастливую жизнь, ушла в себя). Применяются термины, характерные для данной области знаний (проклятие, приворот, предсказание, магия).
  4. Композиция текста последовательная – введение, основная часть (вопросно-ответный блок), заключение.
  5. Оценка текста – субъективная.

Информация о работе Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации