Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа
Литературно-художественный журнал как социокультурный феномен меняется в историческом пространстве, отражая динамику социокультурных изменений в культурной политике государства, в обществе художественными средствами.С самого начала существования толстых журналов необходимо выделить главные типологические признаки, которые определяют лицо толстого отечественного журнала, не имеющего аналога в иных национальных культурах:
журнал в России есть собиратель, организатор нового литературного поколения;
российский журнал должен иметь свое идеологическое "направление";
Пример
"Новый мир" избегал публикаций переводной литературы, но в анализируемом номере российскому читателю предоставляется возможность знакомства с романом Франсуа Мориака "Подросток былых времен". Все публикации зарубежной литературы, будь то "Золотые плоды" Н. Саррот или "Бойня N 5" К. Воннегута, сопровождаются редакционными предисловиями, которые чаще всего писали В. Лакшин, Л. Копелев или Р. Орлова. В редакционных предисловиях, кроме характеристики творчества, всегда присутствует мысль о причинах публикации именно этого произведения в "Новом мире". Так и в случае с романом французского писателя вновь главной причиной публикации объявляется реалистическая манера Ф. Мориака, который, по мнению редколлегии, и "поныне остается хранителем и продолжателем большой реалистической традиции". Именно "стремлением найти правду" ценно для новомировцев творчество писателя.
Каждая книжка журнала так или иначе однотипно структурирована: проза, поэзия, литературная критика, мемуары, дневник писателя, коротко о книгах, без комментариев и т.д. Конечно, вторая часть журнала может варьироваться, но общий набор рубрик один и тот же. Тип структурирования порой определяет лицо журнала, его направленность.
Более того, есть смысл сделать и следующий вывод: журнал как текст является единицей литературного процесса; журнал как сверхтекст – явление национальной культуры определенной эпохи.
РЕДАКТОР
Высказывание Ольги Славниковой: "Существование "толстых" журналов постоянно ставится под вопрос. Они вызывают сильнейшее раздражение у некоторой части модных литераторов. Казалось бы - почему? "Толстяки" не вмешиваются в процессы книжного рынка, не отнимают у издательских звезд их пиара и их тиражей. Журналы живут своей профессиональной жизнью, честно работают на свой внутренний рынок и формируют у своих читателей те мнения и представления, которыевсе равно недоступны для поклонников Минаева и Робски. Откуда тогда постоянные нападки на "толстожурнальную мафию" и "устаревший формат"? Причина раздражения одна: закрытость толстожурнальных площадок для рыночных фантомов, выдаваемых пиарщиками за современную русскую литературу. И не то чтобы успешные литераторы, вписавшиеся в рынок, так уж обивали пороги "Знамени", "Нового мира" или "Октября". Но сам факт существования этих небольших крепостей вызывает у имитаторов чувство незащищенных тылов. Тем более, что крепостицы постреливают из пушек: нигде не печатают критики сильнее и аргументированнее, чем в толстых журналах.
В книжном магазине все писатели равны перед читателем. Все - авторы книг, выложенных на продажу, и на обложке каждой единицы товара написано, что автор Имярек - большой писатель, его произведение - значительное событие. Продвижение автора на рынок происходит по тем же законам, что и продвижение майонеза - но на книге, в отличие от пищевого продукта, нельзя напечатать состав ингредиентов. Поскольку человек, покупающий книгу, ее еще не читал, то и выбрать он старается то, что по каким-то признакам похоже на уже прочитанное. Перед ним - тысячи упаковок с буквами, и ни один автор не лучше и не хуже другого. Здесь, в гипермаркете умственной пищи, подлинная литература теряется уже потому, что имитация превосходит ее числом.
Толстый литературный журнал есть сложный
культурный феномен. Он устроен так,
чтобы опубликованные романы, рассказы,
статьи и эссе отражались друг в
друге и усиливали друг друга
- независимо от намерений авторов
и даже редакторов журналов. Номер
толстого журнала - большая органическая
молекула литературного процесса. Одновременно
модель толстого журнала построена
по принципу пайка. В советские времена,
когда хороших книг было не достать,
номер "Знамени" или "Нового мира"
представлял собой
Глав.ред «Невы» - Наталья Гранцева. Интервью. Отрывок:
- Известный критик Виктор Топоров написал о толстых журналах буквально
следующее: «Последний раз
я видел толстый журнал в
сериале "Зона" — там была
тюремная библиотека, на полке
стояли номера "Нового мира".
Больше толстых журналов не
видел нигде и никогда. "Звезды",
"Невы"… Они никому не
нужны, кроме тех, кто их
издает и группы близких
- А как бы вы прокомментировали утверждение крупного финансового аналитика, что он судит о состоянии рынков ценных бумаг по диалогам из мыльных опер? Наверное, повеселились бы. Почему же вы предполагаете, что крупный литературный аналитик всерьез ссылается на сериал как на доказательство? Я более высокого мнения о Викторе Топорове и ценю его остроумие, которое всегда оказывается точным. А что касается кладбищ, то там всегда кипит очень интересная и драматическая жизнь. И нередко появляются живые выдающиеся люди, чтобы отдать дань благодарной памяти предшественникам.
Люди, неоднократно посылающие вам свои рукописи, говорят о том,
что для вашего издания характерен синдром «бороды», т.е. поговаривают, что молодым, неизвестным к вам не пробиться...
Ответ содержится в заданном вопросе.
Для «неоднократно посылающих»
характерен синдром воинствующего
невежества. Лучше бы не возводили
напраслину на издание, которое ежегодно
публикует десятки молодых и
неизвестных авторов, 20-летних и 30-летних.
Это неумолимый факт, которого не видит
только невежественный и слепой. Как
же счастливчикам удалось «
- С кем из авторов журнал сотрудничает на постоянной основе?
- Журнал сотрудничает с любым интересным автором. Прописка автора и место фактического проживания не важны. Важен уровень литературного мастерства. Мы не сотрудничаем лишь с теми авторами, которые исповедуют экстремистские взгляды и злоупотребляют ненормативной лексикой.
- Есть ли у вас предпочтения при выборе жанров?
- Журнал «Нева», как и все толстые литературные журналы, публикует тексты разных жанров и форматов. Это крупные формы — романы и повести, малые формы — рассказы, статьи, эссе, стихи... Если это назвать предпочтениями, то можно их определить от обратного: мы не публикуем фантастику, фэнтези, детективы, триллеры, дамские романы, юмор, кроссворды и анекдоты. Все-таки традиции добротного журнального дела заложены Пушкиным, а не ФаддеемБулгариным, первопроходцем коммерческих жанров...
- Существуют ли проблемы наполнения редакционного портфеля?
- Существует не проблема наполнения, а проблема выбора. Запланировать поступление необходимого объема высококачественных текстов невозможно — лучшие творцы пишут медленно. Когда новый роман будет готов и куда он поступит — предугадать никак нельзя. А текстов среднего уровня или ниже среднего — всегда предостаточно. Их чаще всего мы отклоняем.
Независимый обозреватель Леонид Левинзон, посвятивший обзорам толстых журналов свой блог, объясняет выбор только изданий «Журнального зала» (основных столичных и региональных, без новых и заграничных) тем, что остальные журналы, «вне зависимости от их качества, никоим образом не влияют на литературный процесс в метрополии».
Итоги – 2012. Толстые журналы. Общий взгляд.
Толстые журналы играют в литературном
мире роль интеллигенции. Как всегда,
интеллигенция плохо
В моём представлении толстый журнал это старый храм – витражи частично разбиты, мозаика выщерблена, ручка на входной двери захватана. Но, тем не менее, и витражи, и мозаика есть. А, главное, присутствуют прихожане. В первых рядах стоят самые известные, уважаемые и лично знакомые, и далее, далее…
Я проделал примерный подсчёт. Из авторов прозы журнала «Знамя»:
Москвичей – 60%
Санкт-Петербуржцев –10%
Провинциалов –17%
Иностранцев –13%
Но если ты сам не живёшь в Москве и не знаком ни с кем из литературной номенклатуры, возможность напечататься в центральном журнале минимальна. Это объективная реальность, и в ней никто, ни журнал, ни ты сам не виноват. Пройти «самотёком», послав рассказ или повесть на удачу, невозможно. Никто не отменял того, что текст может настолько заинтересовать, что будет предложен главному редактору, но вероятность такой удачи исчезающе мала. Напор авторов в лучшие журналы колоссальный, очередь уже проявивших себя писателей велика, портфели забиты, и сил на внимательное рассмотрение самотёка у редакции просто нет.
Нельзя сказать, что новое совсем не ищут. В том же «Знамени» практикуется рубрика «карт-бланш», в которой журнал даёт каждому члену редколлегии возможность опубликовать того автора, кого он пожелает. Журналы «Октябрь» и «Нева» в 12-м номере напечатали молодых авторов, «Дружба Народов» дала на своих страницах место участникам Волошинского конкурса. Но мест на всех не хватает. Практическая невозможность поиска новых авторов вредит самим журналам – наиболее часто журналы не открывают писателя, они подтверждают его заслуги.