Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа
Литературно-художественный журнал как социокультурный феномен меняется в историческом пространстве, отражая динамику социокультурных изменений в культурной политике государства, в обществе художественными средствами.С самого начала существования толстых журналов необходимо выделить главные типологические признаки, которые определяют лицо толстого отечественного журнала, не имеющего аналога в иных национальных культурах:
журнал в России есть собиратель, организатор нового литературного поколения;
российский журнал должен иметь свое идеологическое "направление";
Я думаю, проблемы с прозой возникают
из-за того, что толстые литературные
журналы дотационные. С одной
стороны это даёт им возможность
отказаться от коммерческого ширпотреба,
с другой – сваливаться в
Что касается отделов критики, то они переполнены разборами книг тех или иных писателей, что, конечно, очень важно, но вот обзоров литературной ситуации на мой взгляд крайне недостаточно.
И ещё я заметил одну странность - журналы практически не откликаются на положение литературных дел в том городе, где они издаются. Единственное, что я нашёл, это статью Владимира Шпакова «Полвека петербургской прозы: взгляд изнутри» почему-то опубликованную не в «Звезде» или «Неве», а в «Дружбе Народов». Ну и конечно, любое слово в адрес толстожурнальных соседей является табуированным. Опять же, очень по-человечески понятно, но литературу обедняет. Журналы, их удачи и оплошности, их литературная политика практически остаются без внимания.
Основные этапы исторической динамики развития литературно-художественных журналов с момента появления первого российского журнала, становления русского толстого журнала классического типа как самостоятельного социального института культуры:
1 этап начинается в январе 1755
года с выхода в свет первого
русского журнала Российской
Академии наук «Ежемесячные сочинения
к пользе и увеселению
2 этап – это время становления
классического русского
3 этап – это этап борьбы
идеологий, размежевания
4 этап – это советский период
в истории развития толстого
журнала, внутри которого
- период жёсткой регламентации
журнальной деятельности от 1 Всероссийского
съезда Союза писателей в 1934
г. и объявления основным
- период расцвета толстого
5 этап – постсоветский период существования и «выживания» журнальной периодики;
6 этап зарождается: кроме
одним из важных механизмов воспроизводства и передачи социального опыта, воплощенного в формах, наиболее актуальных для читательской аудитории. Содержательные изменения в литературно-художественных журналах являются своеобразным отражением происходящих социально-экономических процессов. При этом толстый журнал во все времена являлся институтом, формирующим общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, неким механизмом, способствующим решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости личности, выработки антропологических ценностей, осознания сопричастности к единой культурной общности, культурной политике государства, к национальной культуре.
При отсутствии в обществе стабильной системы духовных координат региональные литературно-художественные журналы ориентирует аудиторию на традиционные нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром, что имеет, безусловно, позитивное значение: позволяет индивидууму чувствовать себя защищённым, сопричастным некоему единому культурному пространству, общему «мы», формирует образы идентичности, что очень важно для человека, родившегося в эпоху ускользающих ценностей. Региональные литературно-художественные журналы являются уникальным в своем роде культурным явлением, оставаясь чуть ли не единственным культурным институтом – охранителем традиционных ценностей, единого культурного пространства России.
Необходимой составляющей
литературно-художественного
Итак, российский толстый литературно-художественный журнал это издание массовое, объединяющее в себе эстетическую, общественно-политическую и научно-образовательную сферы, выражающее и консолидирующее общественное сознание, удовлетворяющее культурные, социальные, духовные, эстетические, этические, а сегодня, в значительной мере, и профессиональные запросы личности.
По формальным признакам современный литературно-художественный журнал это:
во-первых, периодическое массовое
издание, представляющее собой книжку,
как правило, в мягком переплете,
с указанием на обложке и титульном
листе названия, родовой принадлежности,
порядкового номера, в содержании
которой обязательно
во-вторых, это постоянно действующий творческий коллектив редакции во главе с главным редактором (как правило, известным литератором), имеющий постоянный юридический адрес, «портфель» рукописей, тематический и творческий планы, что позволяет осуществлять подписку, вести диалог с читателем, а также иметь свою собственную политику, без чего литературно-художественный журнал как тип издания не имеет смысла. Правда, в последнее время редакция – это зачастую два-три человека, а весь «портфель» – это одно-два произведения близких знакомых;
в-третьих, это свой постоянный круг
авторов, объединенных, прежде всего, сходными
политическими, эстетическими и
литературно-художественными
Несмотря на специфику и уникальность такого культурного феномена, как российский литературно-художественный журнал, он имеет и общие для всей журналистики черты:
Но всё же главным
типологическим признаком, выделяющим
толстый литературный журнал в отдельный
культурный феномен, является наличие
в нем литературно-
Среди нашего типа изданий сегодня
явственно различимы как
- толстый классический
- литературно-художественный и общественно-политический журнал: здесь есть и толстые журналы («Дон», «Сибирские огни»), и тонкие («Диалог»). Отличаются от предыдущего жанра своей большей направленностью на освещение, зачастую в ущерб художественности, острейших общественно-политических проблем, значительным увеличением публицистических и новостных материалов. Многие журналы здесь балансируют на грани, иногда сваливаясь полностью в нишу общественно-политических («Лица»);
- литературно-художественный, иллюстрированный: как правило, тонкий журнал («Огонек», «Смена»). Здесь иллюстрации играют важную, иногда доминирующую роль.