Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:02, курсовая работа
Целью исследования является анализ функций СМИ и их актуальность.
Для достижения этой цели были сформулированы и последовательно рассмотрены следующие задачи:
♦ изучить основные функции СМИ и их влияние на формирование
общественного мнения;
♦ проанализировать роль и место СМИ в общей системе современной культуры.
Введение 3
1 Роль средств массовой информации в современном российском обществе
2 Актуальность функций СМИ в современных условиях 12
3 Средства массовой информации как каналы культуры 20
Заключение 25
Список используемой литературы 27
В глазах общественного мнения они претендовали на статус не «четвертой», а «первой» власти. Но реально они были инструментами более серьезных социальных субъектов – олигархов, финансово-промышленных групп, региональных «баронов» и т.п.
Со временем (к началу – середине 2000 г.) власть начала тяготиться своим положением «игры на вторых ролях», тогда и произошли качественные изменения российского медиапространства.
Таким образом, после 2000 года власть, сумев переломить статусную иерархию бизнес и медиаэлиты, взяла под свой контроль и одну, и другую элиты, а непокорным представителям этих элит сделала все, чтобы они покинули страну или были лишены рычагов влияния на экономическую или медийную политику государства (прежде всего, показательны примеры «олигархов» – владельцев медиа-холдингов Б. Березовского и В. Гусинского).
Основная функция института СМИ в России состоит в артикуляции интересов владельцев СМИ и информировании аудиторий о текущих событиях, в том числе и о политических. Конечно, до реальной объективности в подаче информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ – информирование.
Каждый период функционирования СМИ в России характеризовался своими собственными механизмами функционирования и, самое главное, некими идеологическими и пропагандистскими установками, оказывавшими (в отсутствие иных развитых институтов политического участия, например, крупных политических партий) фундаментальное влияние на политический процесс. Можно с уверенностью сказать, что именно с опорой на сотрудничество со СМИ связан политический взлет ведущих российских политиков – Б. Ельцина и М. Горбачева. Кроме того, нельзя не отметить метаморфозу, связанную с ролью журналиста в политической сфере общественной жизни.
Если до 1985 года роль журналиста была инструментальной, посреднической между властью и обществом, а позднее – очень важной, оказывающей чуть ли не самое важное влияние на политический процесс (1990–1991 гг.), то к концу 90-ых она вновь теряет свою важность и вновь превращается в проводника информации между хозяевами СМИ и обществом.
Только
в новой конфигурации СМИ журналисты
вынуждены не проводить одну (государственную)
позицию по важнейшим социально-
Итак, период становления российских СМИ претерпел несколько этапов.
На современном этапе развития средство массовой информации следует рассматривать как симбиоз медиасообщества с политической властью. Именно на последнем этапе функционирования средств массовой информации информационная функция стала основной в наборе политических функций СМИ.
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:
Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. Особенно важна эта функция в сфере культуры, где ежедневно создаются новые произведения и появляются новые имена.
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Но и благодаря ей лучшие явления культурной жизни также находят отклик у ценителей вслед за их появлением. Здесь все дело во вкусе и мере творцов и потребителей массовой коммуникации. Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
Культурологическая функция выполняет не только свою основную, познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, интеграции общества.
С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.
С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования порождают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
Различные исследователи деятельности СМИ выделяют ряд основополагающих функций, так, Т.В. Науменко6[10] рассматривает функции СМИ в сопоставлении с другими социальными системами (подсистемами). Следует учитывать, что «анализ функций любой системы социальной деятельности – важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Эта функция выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности».
Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е. П. Прохоров7. [15] В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее «полномочий» шире.
Как замечает
Е. П. Прохоров прочный контакт с
конкретным СМИ у аудитории
Вторая
наиболее важная группа функции, по мнению
Е.П. Прохорова носит непосредственно-
Таким образом,
СМИ выполняют контрольные и
регулятивные функции, оказывают воздействия
(непосредственно или
В числе
наиболее значимых функций СМИ Е.
П. Прохоровым называется функция формирования
массового сознания (идеологическая
или социально ориентирующая), которая
включает в себя широкий диапазон
воздействия – начиная с
К идеологической
функции примыкает культурно-
В литературе,
как отечественной, так и зарубежной,
встречается далеко не совпадающий
перечень определений функций СМИ.
Отчасти эти различия задаются степенью
развернутости характеристик
На периферии
системы функций находятся
Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В. В. Ворошилов в своей книге «Журналистика» (С. -Петербург, 2006 г.), начиная от И. Хмары (1969 г.) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.
К примеру, И. Хмара называет следующие функции СМИ: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая.
Значимыми представляются функции СМИ применительно к уровню и индивида и социума8. [15]
Так, применительно к социуму выделяются следующие функции:
I. Информационная:
♦ информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
♦ информационное обеспечение инновационных процессов.
II. Социальной связи:
♦ комментирование и интерпретация происходящего;
♦ поддержка существующих норм и властных отношений;
♦ социализация;
♦ координация разнонаправленной социальной активности, формирование
общественного согласия.
III. Обеспечение преемственности:
♦ выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
♦ поддержание общности социальных ценностей.
IV. Рекреативная:
♦ создание возможностей для отдыха и развлечения;
♦ снижение социальной напряженности.
V. Мобилизации:
♦ организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:
1. Информационная функция:
♦ нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;
♦ удовлетворение общих интересов и любознательности;
♦ обучение и самообразование;
♦ поиск советов, необходимой информации для принятия решений.
2. Функция личностной идентификации:
♦ подкрепление индивидуальных ценностей;
♦ получение сведений о моделях поведения;
♦ идентификация с ценностями других;
♦ достижение понимания самого себя.
3. Функция
интеграции и социального
♦ понимание положения другого, переживание;
♦ формирование основы для диалога, социального общения;
♦ помощь в реализации социальных ролей;
♦ возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
4. Функция развлечения:
♦ эмоциональная разрядка;
♦ заполнение свободного времени;
♦ эскапизм, уход от проблем;
♦ получение эстетического наслаждения;
♦ сексуальное возбуждение.
В упомянутой
работе В. В. Ворошилов в качестве
генеральной функции СМИ
В учебном
пособии для факультетов
♦ информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;