Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 02:51, доклад
Слово функция словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Обратим внимание на три фактора, общих для массового вещания.
Функции радиовещания
Слово функция словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Обратим внимание на три фактора, общих для массового вещания.
1.
Радиовещание осуществляет
2.
В практике вещания очень
3.
Жизнедеятельность любого
Наконец, изменения государственного строя, социальной и нравственной атмосферы выводят на первый план одни цели и уводят в тень другие. Так, при тоталитарных режимах нивелируется значение информационной функции, просветительских задач, тогда как функции радиовещания, связанные с коллективной пропагандой, коллективной агитацией и коллективной организацией масс, с интеграцией общества, формированием общественного мнения, становятся превалирующими.
И, наоборот, при демократическом развитии жизни общества усиливаются информационная, просветительская и другие функции, связанные с предоставлением аудитории максимального объема разнообразных сведений о жизни, способных побуждать человека к свободному осмыслению событий, а потому — к свободному выбору собственных поступков.
Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом.
I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.
II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.
III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения — рекреативная.
Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.
Теперь более подробно на описании функций радиовещания.
I. Информационные функции. Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня.
Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире — событие чрезвычайное.
Иногда в выпуски новостей включается прямой репортаж с места события, но это происходит лишь тогда, когда это событие совпадает по времени с выходом в эфир новостей и если каждый момент его достаточно динамичен, красноречив, достоин рассказа (например, Олимпийские игры).
Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи — «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, сверхкраткие выпуски между другими передачами.
В выпусках новостей принято сначала сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни. И уже затем идут новости из области медицины, культуры, науки. Особое место занимают новости спорта. Некоторые радиостанции организуют выпуски биржевых новостей, а также новостей моды.
Доступность информации, возможность свободного выбора ее источников и уровень информированности считаются признаками благополучия общества и цивилизованности.
Спрос на определенную информацию диктуется прежде всего общей политической ситуацией в стране. Во времена политических стрессов очень важно информировать общество о том, когда и какие решения приняты, а какие отменены, кто у власти, а кто отстранен, как идут референдумы, выборы, — все это влияет на поступки и поведение людей. Политические катаклизмы на уровнях регионов, «горячие точки», также требуют оперативной информации.
Во время изменений экономической ситуации в стране информация становится жизненно важной. Необходимо освещать многие постоянно меняющиеся реалии жизни: уровень цен, пенсий, зарплаты, курс национальной валюты, уровень инфляции, правовые нормы. Таким образом, происходит расширение зон, сфер и тем информации, ее видов и направлений. Активизируется процесс потребления информации, ее использования и переработки. И здесь специфические возможности радио оказываются незаменимыми. К таким возможностям относятся:
– оперативность, вплоть до синхронного освещения события (что расширяет рамки повседневности слушателя);
– доступность с точки зрения и технической, и смысловой (информационные выпуски — это передачи «для всех»);
–
благоприятный режим
– возможность передавать звуковую картину событий.
К
числу дисфункциональных
– идеологизированность информации, появление рецидивов запретных тем и зон, цензуры и самоцензуры;
– неудовлетворительное поступление информации из провинции;
– участие радио в информационной блокаде некоторых событий и явлений. Основной порок такой практики — соединение фактов и мнений, подмена фактов мнениями. Был такой термин — «агитация фактами», т.е. замена фактов агитацией, что в информационном вещании совершенно недопустимо.
Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей, что ее выделяют как самостоятельную.
Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений.
Существует мнение, что рекламная функция появилась в отечественном радиовещании только в последнее десятилетие XX века. Однако это не так. Реклама зазвучала в эфире еще с середины 20-х гг. (тогда существовало, напомним, акционерное общество «Радиопередача»).
В начале 30-х гг. реклама из радиопрограмм исчезла: не вписалась в идеологическую концепцию КПСС. В дальнейшем (особенно в региональном вещании) появлялись разного рода объявления, но традиция радиорекламы прервалась. Поэтому реклама, особенно в нынешнем ее объеме и виде, и представляется явлением принципиально новым.
Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.
Радиореклама, начавшись практически с нуля, к середине 90-х гг. буквально захлестнула эфир. Происходит экспансия рекламы как элемента дикого рынка. Сразу обнаружилось множество дисфункциональных моментов: отсутствие четких законодательных норм относительно финансовых вопросов, содержания, качества и количества эфирной рекламы, а также правил и норм размещения ее в программах. Появилась проблема скрытой рекламы.
II. Функции, обеспечивающие социальное управление обществом.
Радио, обладающее уникальными возможностями воздействия на слушателей, весьма активно используется как инструмент социального управления обществом.
В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций.
Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция. Как известно, журналистика работает или на разрыв конкретного социального организма, или на его преобразование, укрепление. Эти позиции осознанно или неосознанно отражаются в программах радиовещания. В идеале деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему ценностей и уровень культуры, воспитывать личность. Радио по природе своей обладает огромными интеграционными возможностями.
Уже
сам факт регулярного и одновременного
прослушивания программы
Чем
крупнее и разнообразнее
Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и другими функциями.
Ушли в прошлое использовавшиеся ранее приемы консолидирования, сплочения отечественной аудитории путем противопоставления ее остальному миру: «мы» и «они», причем «нам» приписывались все мыслимые достоинства, а «им» оставлялись исключительно негативные качества.
Известны
примеры, когда радио было единственным
реально доступным СМИ и
В передачах разной тематики, форм и жанров важнее всего сама идея интегративности.
Как
дисфункциональные можно
– размывание сложившейся системы ценностей;
– криминализация и «дебилизация» сознания;
– понижение уровня культуры и как следствие – дезинтреграция общества.
Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания.
Среди форм и механизмов проявления общественного мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики.
Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории).