Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 02:51, доклад
Слово функция словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Обратим внимание на три фактора, общих для массового вещания.
Общественное
мнение связано с дискуссионными
ситуациями, коллизиями и проблемами.
Уровень дискуссионности в
В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире — переводить конфликты в план дискуссий, искать точки соприкосновения, общие интересы. Открытый диспут в эфире позволяет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоисточников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Возникает возможность взять ситуацию под своевременный общественный контроль.
В деятельности радио заметно повысилась роль социологии, изучающей общественное мнение. Результаты социологических исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, исполнителей, песен. Нередким стало появление у микрофона социологов в качестве ведущих, участников дискуссий, комментаторов — часто в режиме прямого эфира с включением телефонного диалога с аудиторией.
Радиожурналисты
освоили некоторые
Среди дисфункциональных моментов прежде всего следует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом проигрывает общество в целом и сами СМИ, теряя доверие аудитории.
К функции формирования общественного мнения примыкает другая — функция общения.
В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредованный, приобретенный, в частности из СМИ. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.
Радио в какой-то мере поддерживает разорванные человеческие связи.
Актуальна проблема общения и для старших возрастных групп аудитории. Разрыв общественных и межличностных связей наиболее остро переживается ветеранами, которым трудно адаптироваться к новым условиям жизни.
Многие люди по разным причинам оторваны от дома и семьи, и радио обязано учитывать эти слои аудитории, тем более что накоплен богатый опыт подобных передач (например, «Для тех, кто в море»). Не случайно, что одной из старейших рубрик радио была «Полевая почта "Юности”» — для военнослужащих. Меняются поколения, но всегда существует потребность их общения с домом, семьей. Постоянная рубрика «Концерты по заявкам» (музыка плюс общение в эфире знакомых, близких людей) также способствует реализации функции общения.
Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир.
Большинство программ радио первоначально ориентировано на конкретных ведущих. Сегодня радиослушатели нередко обращаются не в редакцию, а к конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Прямой эфир — один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем. Общение происходит обычно по телефону.
Известна и такая форма общения, как обмен мнениями, информацией, впечатлениями различных групп, разделенных огромными расстояниями. Ныне это называется «радиомостами», раньше — «радиоперекличками».
Радио имеет возможность формировать образцы общения выбором собеседников, уровнем обсуждения проблем, манерой вести разговор, реагировать на собеседника, качеством звучащей речи.
Но современный эфир изобилует и примерами иного порядка — дисфункциональными. Иногда журналисты перенимают тон, стиль, лексику общения люмпенизированных, а то и криминальных групп. Грешат этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на коммерческих радиостанциях, и тогда возникает «эффект бумеранга»: радио само дурно воспитывает аудиторию.
Воспитательная функция радио реализуется при осуществлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики.
В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного государственного строя, системе власти и идеологии.
Резкий социальный слом поставил сложные проблемы перед воспитательным процессом в целом. Появились передачи, объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире.
Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое.
Многие передачи направлены на политическое, экологическое воспитание, на реализацию такой задачи, как воспитание законопослушного члена общества, гражданина.
Встает
и новая для отечественного радиовещания
проблема религиозного воспитания, в
связи с чем появились
Наконец, перед радио стоит задача огромной важности и актуальности: воспитание человека в духе просвещенного патриотизма, без которого не может быть крепкого государства.
Значительная
степень дисфункциональности в
воспитательной сфере связана прежде
всего с противопоставлением
различных систем ценностей. Чаще всего
противопоставляют «западную
И наконец, агитационно-пропагандистская и организаторская функции.
Данные функции реализуются, например, при обращении по радио к населению с призывом прийти к определенному пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов;
при проведении специальных акций совместно с другими организациями и структурами;
при организации
при регулировании
Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Считается также, что пропаганда апеллирует к разуму, агитация — к подсознанию («подкорке»).
III. Культурно-просветительские функции. Решая многообразные культурно-просветительские задачи, радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Рассмотрим наиболее важные из них.
Эстетическая функция. Можно выделить три аспекта ее существования в современном массовом вещании.
1-й аспект. Прежде всего это эстетика лучших образцов радиожурналистики. К ней относятся:
– яркая образная речь, психологическая острота диалогов, многообразие мышления, логику идей;
– четко выстроенная звуковая картина событий, позволяющая слушателю представить их в мельчайших деталях, и возникающий вследствие этого эффект присутствия;
– стройность композиции всей передачи и ее отдельных фрагментов;
– убедительность «монтажных» переключений внимания аудитории, которые уже сами по себе способны вызывать своеобразный виток ассоциаций;
– логичное сочетание слова, музыки и шумов.
Художественные и структурные возможности современного радиовещания бесконечно разнообразны. Своеобразие радио как вида творческой деятельности заключается в том, что, обладая достаточно скромным арсеналом выразительных средств, радиожурналист имеет в своем распоряжении практически неограниченное число сочетаний этих выразительных средств, позволяющих в конкретных чувственных формах воссоздавать у микрофона и в эфире бесконечные по сложности факты, события и обстоятельства общественного бытия и частной жизни человека.
В современном вещании равные по значимости места занимают и непосредственное вещание (т.е. «прямой эфир»), и фиксированное. Эстетика массового вещания развивается в соответствии с эволюцией этих двух направлений. В последующих главах, говоря о методике работы радиожурналиста, мы остановимся на этом подробнее.
2-й аспект. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудиоадаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм, позволяющей доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинений создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетически-технологическую ценность.
Записи лучших театральных работ московских и периферийных театров в течение многих лет давали слушателям возможность не просто ознакомиться с наиболее интересными работами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить многообразие их творческих поисков, сложную творческую историю отечественной драматической и музыкальной сцены. Вся художественная палитра театра была представлена в программах радио.
«Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает сотни тысяч фонограмм, которые оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев аудитории.
Популярность любого эстрадного актера в 80-е и 90-е гг. зависела прежде всего от количества его выступлений по радио и телевидению. Концерты в эфире пробуждали тот общественный интерес к исполнителю, от которого напрямую зависела продажа его дисков и кассет, наполняемость зрительных залов. Радио всегда влияло и будет влиять на эстетическое развитие населения и, более того, — определенным образом управлять этим процессом.
Наконец, 3-й аспект эстетической функции радио.
Свои оригинальные образцы
В эфире утвердились радиопоэмы и оратории, фельетоны и очерки, оригинальные радиопьесы всех жанровых направлений, психологические драмы, комедии, фарсы, радиооперетта, «устные радиомемуары», «звуковые книги».
Таким образом, радио в многолетней и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто ретранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры.
Отечественное радиовещание всегда выступало как эффективное средство получения знаний и приобщения к достижениям мировой культуры широких слоев общественности. Функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабыми коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения.
Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы.