Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:45, дипломная работа
Актуальность и новизна проблемы. Совершенствование организации и управления в сфере услуг, включая образовательную деятельность, в условиях рынка становится все более важным и осязаемым фактором социально-экономического, общественного и культурного развития современной России.
Растет теоретический и прикладной интерес к изучению процессов повышения эффективности использования рыночных инструментов, в том числе и бренда. Однако многие вопросы, относящиеся к бренду, остаются неразработанными. Существующие исследования бренда в большей степени касаются товаров, но очевиден недостаток исследований в области бренда образовательных учреждений.
Стоимость брендов вузов на 2008 год, тыс. руб.
Вуз |
Количество студентов |
Средняя стоимость обучения |
Доход (2)*(3) |
Средняя рекомен-дованная стоимость обучения |
Затраты (2)*(5) |
Общая прибыль (4)-(6) |
Прибыль, полученная за счет бренда |
Стоимость бренда (8)*(10-20) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ИНЭКА |
10927 |
40 |
437080 |
36 |
393372 |
43708 |
20003,54 |
200035-400070 |
НЧФ ИЭУП |
6804 |
24 |
163296 |
19,6 |
133358,4 |
29937,6 |
6233,14 |
62331-124662 |
НГПИ |
4170 |
24 |
100080 |
18 |
75060 |
25020 |
1315,54 |
13155-26310 |
ИУ |
1173 |
30 |
35190 |
19,6 |
22990,8 |
12199,2 |
* |
* |
НГТТИ |
889 |
30 |
26670 |
19,6 |
17424,4 |
9245,6 |
* |
* |
НЧФ РМАТ |
712 |
31 |
22072 |
19,6 |
13955,2 |
8116,8 |
* |
* |
НЧФ СГА |
446 |
31 |
13826 |
19,6 |
8741,6 |
5084,4 |
* |
* |
Представительство МЭСИ |
468 |
30 |
14040 |
19,6 |
9172,8 |
4867,2 |
* |
* |
КамГАФК |
1620 |
21 |
34020 |
18 |
29160 |
4860 |
* |
* |
Камский институт |
1023 |
22 |
22506 |
19,6 |
20050,8 |
2455,2 |
* |
* |
НЧФ НГЛУ |
434 |
24 |
10416 |
19,6 |
8506,4 |
1909,6 |
* |
* |
НЧФ МГУКИ |
273 |
18 |
4914 |
19,6 |
5350,8 |
-436,8 |
* |
* |
Представительство МИЭП |
386 |
18 |
6948 |
19,6 |
7565,6 |
-617,6 |
* |
* |
Средняя прибыль |
10337,29 |
* |
* | |||||
Стандартное отклонение |
-(+) 13367,17 |
* |
* |
* вузы, получившие прибыль за
счет изменения небрендовых
Средний уровень прибыли, полученный всеми образовательными учреждениями за год при суммировании с показателем стандартного отклонения, указывает на примерный диапазон прибыли, которая получена образовательным учреждением за счет изменения небрендовых факторов. Прибыль, полученная за счет бренда, вычисляется как разность общей прибыли вуза и прибыли, полученной за счет небрендовых факторов. Стоимость бренда по методу капитализации прибыли образовательного учреждения представляется как произведение прибыли, полученной за счет бренда и коэффициента, значение которого от 10 до 20. Результаты экономической оценки бренда по методу капитализации прибыли показывают, что стоимость бренда ИЭУП на 2008 год колеблется в диапазоне от 62 331-124 662 тыс. руб.
4. Организационно-экономический механизм формирования бренда образовательного учреждения
Продвигая на рынок бренд, вуз предоставляет потребителям внешние атрибуты продуктов и услуг. Данные составные части представляют лишь внешние атрибуты бренда, характеризуя признаки образовательной услуги, технологии их оказания и позиционирование продуктов вуза на рынке. Во внутрикорпоративной среде бренд вуза характеризуется системой внутренней коммуникации, направленной на создание целостности деятельности всех подразделений института по формированию бренда (рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования бренда вуза
Концепция формирования бренда вуза представлена на рис. 2. Деятельность по формированию бренда улучшает качество рабочих мест преподавателей, влияет на уровень заработной платы сотрудников вуза. Повышение уровня заработной платы и улучшение условий трудовой деятельности сотрудников повышают удовлетворенность работой персонала, что положительно сказывается на желании преподавателей работать в вузе, рекомендовать услуги вуза знакомым, повышает качество их труда (рис. 3).
Рис. 2. Концепция формирования бренда вуза
Рис. 3. Увеличение доходов вуза через деятельность по формированию бренда
Желание преподавателей работать в вузе, высокое качество их труда создают привлекательную ценность образовательных услуг у студентов, повышают их удовлетворенность получаемым образованием и создают желание студентов и их круга знакомых учиться в вузе. Положительный образ вуза в глазах потребителей повышает число лояльных студентов и абитуриентов бренду, что увеличивает количество студентов и доходы вуза.
При проведении оценки результатов деятельности вуза по продвижению образовательных услуг используется ряд критериев: уровень достижения осведомленности абитуриентов о бренде; уровень лояльности потребителей; уровень воспринимаемого качества бренда; уровень восприятия лидерства и популярности бренда; уровень воспринимаемой ценности бренда; уровень идентификации потребителей с сообществом бренда; доля рынка бренда.
Мероприятия по формированию бренда направлены на позиционирование вуза в двух средах: на рынке и во внутрикорпоративной среде. Процесс формирования бренда базируется на системе принципов, которыми руководствуются вузы в процессе деятельности при достижении поставленных целей (табл. 3).
Принципы формирования бренда вуза
Принцип |
Содержание |
1. Принцип непрерывности деятельности по созданию бренда вуза |
Систематический сбор и
обработка поступающей |
2. Принцип адресности программ формирования бренда |
Создание и реализация программ формирования бренда вуза для строго определенной организации |
3. Принцип ориентации программ формирования бренда на потребителей |
Обеспечение необходимости проведения исследований рынка образовательных услуг, рынка потребителей на предмет изучения характеристик потребителей, заказчиков и их представлений об образе «идеального вуза» |
4. Принцип партнерских отношений с клиентами |
Создание системы мероприятий информирования, заботы о студентах и потенциальных потребителях организации |
5. Принцип синергизма |
Повышение результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных мероприятий маркетинговой деятельности |
6. Принцип параллельности организации программ формирования бренда |
Проведение работ по формированию бренда вуза во внешней и внутренней средах организации |
7. Принцип адаптивности программ формирования бренда вуза |
Изучение и использование факторов внешней и внутренней среды объекта как системы. Приспособление методов и параметров бренда вуза к различным факторам рынка и к конкретной ситуации |
5. Экономико-математическая модель бренда вуза
Программа формирования
бренда вуза подкрепляется различными
мероприятиями маркетинговой
(5)
где – престижность и популярность вуза; – высокий уровень квалификации преподавателей; – востребованность образовательных услуг и выпускников на рынке; – высокое качество образования.
Показатели переменных имеют различный уровень влияния на бренд вуза (табл. 4).
Показатели
уровня влияния переменной
№ п\п |
Уровень влияния переменной |
Диапазон переменных |
1. |
Высокий |
0,7-1.0 |
2. |
Средний |
0,4-0,7 |
3. |
Низкий |
0-0,3 |
Отрицательные значения некоторых показателей, составляющих экономико-математическую модель бренда вуза ( – положительный образ вуза среди учащейся молодежи; – отношение сотрудников и студентов к себе, как частице вуза; – доверительное отношение потребителей) свидетельствуют о понимании респондентами возможности влияния личностного фактора потребителя при оценке вуза и характеризуют особенности рынка образовательных услуг г. Набережные Челны.
Цифровое значение бренда имеет следующий диапазон:
= 0 до 5,04 – слабый бренд, имеющий
низкую степень узнавания,
= 5,05 до 10,71 – средний уровень
бренда, характеризующийся высокой
частотой спонтанного
= 10,72 до 15,3 – сильный бренд, характеризующийся высокой информированностью потребителей о бренде, высоким уровнем лояльности потребителей к бренду, высоким уровнем идентификации с брендом, высоким уровнем востребованности услуг вуза.
Рис. 4. Мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности вуза
Комплекс мероприятий по повышению бренда вуза (рис.4) направлен на: повышение престижности и популярности вуза; повышение уровня квалификации преподавателей, работающих в вузе; повышение востребованности образовательных услуг и выпускников вуза на рынке; повышение качества образования, предоставляемого вузом, что в свою очередь повысит экономическую эффективность деятельности вуза.
Основные выводы и рекомендации
1. На основании обобщения результатов теоретических исследований дано авторское понимание бренда вуза как категории, связывающей вместе продукт, имидж, марку в сознании потребителей, а также видение производителем образа предоставляемой услуги, образа марки вуза и основных характеристик потребителей.
2. Дано теоретическое обоснование экономической оценки бренда как основы достижения успеха образовательного учреждения на рынке, что особенно актуально для социально-ориентированных частных образовательных учреждений. Новизна авторского подхода заключается в том, что бренд образовательного учреждения служит основой для увеличения притока в вуз абитуриентов, что в конечном итоге повышает экономическую эффективность его деятельности.
3. Разработана комплексная методика оценки бренда. Представленная методика позволяет: определить образы идеального и реального вуза у групп потребителей; провести оценку степени согласованности мнений потребителей; выявить недостатки формирования бренда реального вуза; выделить существенные характеристики различных целевых групп, которые можно использовать в процессе сегментирования рынка; провести оценку стоимости бренда образовательного учреждения методом капитализации прибыли.
4. Предложен организационно-
5. Предложена экономико-
Основное содержание диссертационной работы изложено