Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:38, курсовая работа
Целью данной работы являются рассмотрение и анализ основных концепций, определений, классификаций, касающихся электронной книги.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• определение основных понятий по теме: история происхождения явления и термина, сравнительный анализ определений понятий по ГОСТ;
• выявление соотношения понятий «Электронный документ» — «электронное издание» – «электронная книга»;
Введение
Раздел 1. Определения основных понятий по теме.
Раздел 2. Соотношение понятий «электронная книга» — «электронное издание» — «электронный документ»
Раздел 3. Видовая классификация электронных книг
Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке
Заключение
Список используемой литературы
Например,
Никандров предлагает свою классификацию
сетевых электронных изданий, отличающуюся
от представленной выше. В доказательство
необходимости классифицирования сетевых
изданий и документов он приводит следующие
доводы: «При исследовании профессиональных
информационных ресурсов важно, прежде
всего, определить тематику, отраслевую
принадлежность электронных документов,
— пишет Никандров. — Эти данные позволяют
судить об информационной обеспеченности
различных отраслей, широте использования
в них документов на электронных носителях.
Интересно также проследить, отражается
ли отраслевая специфика на других характеристиках
электронных документов» [11].
Кроме
того, этот исследователь отмечает,
что процесс типизации web-сайтов
оказался сложнее, чем установление
типа традиционных изданий, так как
составляющие сайт электронные документы
могут быть самыми разными Наиболее
частыми сочетаниями типов электронных
документов в пределах одного web-сайта,
по исследованиям Никандрова, оказались:
научные + производственно-практические;
научные + справочные;
учебные + научные;
справочные + производственно-практические;
рекламные + производственно-практические;
рекламные
+ справочные.
Никандров
предложил комбинированные или
комплексные типы web-сайтов. Однако
он отмечает, что встречаются и
некомбинированные варианты – научные,
справочные, производственно-практические,
состав которых достаточно однороден.
Типизация осуществлялась на основе преобладания
определенных типов электронных документов,
входящих в состав web-сайта.
В результате
работы С.В. Никандрова были выделены следующие
типы web-сайтов:
·
Официальные: содержат материалы нормативного
или директивного характера, правила,
нормы и требования в разных сферах, распространяемые
от имени государственных органов, ведомств
или общественных организаций;
·
Научные: содержат информацию о научной
деятельности организаций, результаты
теоретических и экспериментальных исследований,
публикации научного характера;
·
Справочные: содержат краткие сведения
научного или прикладного характера,
расположенные в порядке, удобном
для их быстрого отыскания, не предназначенные
для сплошного чтения. Обязательное наличие
поисковых систем;
·
Производственно-практические: охватывают
сведения по технологии, технике и
организации производства, рассчитанные
на специалистов различной квалификации.
Характеристика объекта описания или
отрасли техники, которой посвящен web-сайт,
а не деятельности конкретной организации;
·
Учебные: содержат Сведения научного или
прикладного характера, изложенные
в форме, удобной для изучения
и преподавания, рассчитанные на учащихся,
а также сведения об учебно-педагогической
деятельности организации или конкретных
лиц. В основном – web-сайты учебных заведений,
а также отдельно выделенные учебные электронные
издания;
·
Рекламные: содержат сведения об изделиях,
услугах в аспекте их продвижения;
·
Научно-справочные: содержат сведения
научного характера (публикации, главы
из монографий и др.), сочетаются со
справочными материалами (словарями,
справочниками единиц измерений);
·
Научные производственно-практические:
содержат сведения по разработке и внедрению
технологий, техники и организации производства,
рассчитанные на специалистов различной
квалификации.
·
Научно-рекламные: содержит сведения о
научной деятельности организации,
результатах теоретических и экспериментальных
исследований, публикаций научного характера
в аспекте их продвижения;
·
Нормативные производственно-
·
Справочные производственно-практические:
содержат сведения по технологии, технике
и организации производства сочетаются
с материалами справочного характера;
·
Учебно-научные: содержат сведения об
учебно-научной деятельности организации
или конкретных лиц;
·
Рекламные производственно-
·
Рекламно-массовые (товары и услуги массового
спроса);
·
Рекламно-справочные: содержат сведения
об организации, ее деятельности, публикации
по данной тематике, справочная информация,
о наличии рекламы продукции (услуг);
·
Научно-популярные: содержат сведения
о теоретических и экспериментальных
исследованиях, изложенных доступно пользователю-неспециалисту;
·
Досуговые.
Из всех
представленных выше классификаций
можно заключить, что электронные
издания еще плохо поддаются
классифицированию. Это связано с очень
широким спектром всевозможных разновидностей
электронных изданий, а также с несовершенством
критериев, определяющих выделение видов
электронных изданий.
Критерии,
представленные в ГОСТ 7.83-2001, в основной
своей массе одинаковы как
для электронных, так и для печатных изданий.
Но данные критерии не охватывают все
видовое разнообразие электронных изданий,
поэтому многие исследователи представляют
свои классификации и вводят дополнительные
категории электронных изданий с учетом
дополнительных признаков.
Все рассмотренные
классификации не являются исчерпывающими,
но представляют собой дополнение друг
друга, так как подходят к классифицированию
электронных изданий с разных
точек зрения. Это позволяет наиболее
полно отразить видовое разнообразие
электронных изданий и наметить точки
дальнейшего изучения электронного книгоиздания.
Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке
Электронные
издания относятся к
Электронная
книга, видеокассеты, диски и т.п.
занимают все больше места в ассортименте
книжных магазинов. Ими торгуют
так же, как и печатными
Несомненна
высокая потребительская ценность
детских и учебных электронных изданий,
так как повышается интерес к изучаемому
материалу и обеспечивается возможность
применения более новых технологий. Учебная
сфера наиболее подвергается наступлению
электронного книгоиздания, причем как
школьное, так и среднее и высшее образование
внедряет в свою систему программы обучения,
ориентированные на электронные учебники
и компьютерные образовательные технологии.
Во многих случаях частичный или полный
переход на электронное обеспечение учебными
материалами вполне оправдан. Эффективность
такой замены тем выше, чем больше разнообразие
учебных пособий и ниже их тиражи [4, с.
26-27].
Справочные
и научные издания
Электронную
книгу покупает в основном молодежь,
но к ней обращаются и представители
старшего поколения.
Кроме
того, при разговоре о читательском
адресе электронных книг, нельзя не
упомянуть людей с ослабленным
зрением, слепых или тех, кто по тем
или иным причинам имеет проблемы
с чтением. В данном случае электронная
книга становится просто необходима. Для
таких людей производители делают продукты
«похожие на книгу». Это аудиофайлы, записанные
на определенные носители, многие из которых
выполнены в форме кодекса.
Вместе
с тем растет число тех, кто
хочет читать, занимаясь одновременно
каким-либо другим делом (управляя автомобилем,
занимаясь хозяйственными делами и т.п.)
[9, с. 15].
Исследователи
отмечают, что издатель, активно
используя возможности новых
информационных технологий, получает
в свое распоряжение различные способы
представления читателю издательского
продукта.
Во-первых,
он может воспользоваться
Во-вторых,
получает распространение так называемый
выпуск книг по требованию, осуществляемый
издателем только в тех случаях,
когда находится покупатель, заказывающий
один или несколько экземпляров книги.
Преимуществами такого выпуска книг являются
экономия расходов на складирование тиража,
а также продление жизненного цикла книги.
Наконец,
издатель может вообще не выпускать
книгу в привычном «бумажном»
формате, если она с самого начала не планировалась
к выпуску и распространению традиционным
путем, хотя это и возможно. В этом случае
контент направляется любому желающему
как сетевой продукт, что отличает его
от обычной электронной записи [9, с. 13-14].
Что касается
общего развития электронных изданий,
то исследователи смогли выделить несколько
основных тенденций. Так, Р.С. Гиляревский
отмечает, что книга и книгоиздательское
дело являются существенной частью системы
коммуникаций и тесно связаны
с особенностями развития общества,
с его экономикой, правовыми нормами, читательскими
интересами и привычками. Он замечает,
что определить долю электронной продукции
в общей книжной продукции довольно трудно
и гораздо проще это сделать для периодических
и продолжающихся изданий, но выделяет
несколько наиболее существенных тенденций
развития электронного книгоиздания:
·
Тенденция роста электронных
изданий. Наблюдается соответствие
роста электронных изданий
·
Тенденция интерактивности
·
Тенденция мультимедийности электронных
изданий выражается в возможности
связать любой текст с
·
Тенденция мобильности
·
Сращивание первичных электронных
изданий со вторичными. Это проявляется
в технологическом сращивании издательского
дела и научно-информационного
Исследователь
добавляет, что рассмотрение тенденций
роста электронных изданий, усиления
их интерактивности, мультимедийности
и мобильности, а также сращивания
первичных электронных изданий со вторичными
не исчерпывают всех процессов, которые
происходят в сфере электронного книгоиздания.
«Названные тенденции отражают лишь функциональную
сторону изменений. Не менее значимы тенденции
социального, экономического и технологического
характера, которые нуждаются в тщательном
анализе и объективном изложении»[5, с.
29].
Электронные
издания заняли прочное место
в структуре российского