Электронная книга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются рассмотрение и анализ основных концепций, определений, классификаций, касающихся электронной книги.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• определение основных понятий по теме: история происхождения явления и термина, сравнительный анализ определений понятий по ГОСТ;
• выявление соотношения понятий «Электронный документ» — «электронное издание» – «электронная книга»;

Содержание

Введение

Раздел 1. Определения основных понятий по теме.

Раздел 2. Соотношение понятий «электронная книга» — «электронное издание» — «электронный документ»

Раздел 3. Видовая классификация электронных книг

Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Важным  аспектом исследования рынка электронного книгоиздания ученые считают анализ издающих издательств, производящих данный вид продукции. Изданием электронной  продукции занимаются фирмы, специализирующиеся в области компьютерных технологий, учебные и научные учреждения, рекламные организации. 

По результатам  исследования Е.И. Козловой, на 2007 год  в фондах Депозитария была представлена продукция более 300 российских производителей из более чем 50-ти регионов России. 

Что же касается анализа самих издающих организаций, то результаты таковы: с 2004-го по 2006-й годы соотношение издающих организаций, занимающихся производством  электронной продукции следующее: 

·           Новые организации, с 2005-го года выпускающие более 50-ти изданий в год – 1%; 

·           Новые организации, с 2005-го года выпускающие  до 50-ти изданий в год – 4%; 

·           Новые организации, с 2005-го года выпускающие  до 10-ти изданий в год – 33%; 

·           Постоянно издающие до 10-ти изданий  в год – 12%; 

·           Постоянно издающие до 50-ти изданий  в год – 7%; 

·           Постоянно издающие более 50-ти изданий  в год – 3%; 

·           Организации, издающие в порядке  разовой инициативы – 25%; 

·           Организации, исчезнувшие до 2006-го года – 15% [8, с. 70]. 

Данная  статистика говорит о том, что  постоянно издающих организаций  очень немного. Поэтому говорить о массовом развитии электронного книгоиздания на российском книжном рынке еще пока рано. 

К факторам, которые тормозят развитие электронного книгоиздания и продвижение его  на рынке, в частности, ученые относят  проблему отсутствия сводной информации о выпускаемой продукции. Информация об электронных изданиях не носит  систематического характера. Основные источники сведений — каталоги издательств, рекламные материалы, каталоги библиотек — содержат разнородные. Трудно сравнимые данные, не отражающие свойств электронных изданий. Сведения можно получить от наиболее активных распространителей электронных продуктов, что не отражает всего многообразия уже сложившегося к сегодняшнему дню рынка электронных изданий. По словам Е.И. Козловой, наиболее полно представлены универсальные коммерческие издательства. Они более активны на рынке, поэтому найти сведения о них и их продукции не представляет особой сложности. Коммерческие издательства представляют информацию о своей продукции на собственных сайтах, размещают сведения в интернет-магазинах, создают корпоративные ресурсы [8, с. 68]. 

Исследователи отмечают, что соотношение коммерческих и некоммерческих издательств постоянно меняется в сторону последних, но по количеству наименований выпускаемых электронных изданий лидируют профессиональные коммерческие издательства, которые расположены в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург). Причем региональное книгоиздание, по сведениям на 2007 год лидировало по отношению к столичному. 

В регионах выпуском электронных изданий занимаются организации культуры, искусства, образования. Наиболее активны организации системы образования, но их издания малотиражны [8, с. 69]. 

Таким образом, электронное книгоиздание на современном книжном рынке  по праву заняло свою нишу и нашло  своего потребителя. Электронные книги  удобны и обладают по сравнению с  печатными большим количеством преимуществ: мобильность, удобность, экономия времени и сил и т.д. 

На российском рынке электронные книги занимают пока незначительное место, но наблюдается  быстрый постоянный рост производства электронной продукции. Преобладающее  количество выпускаемой электронной продукции составляет учебная, справочная и научная литература, причем многие исследователи отмечают господство периодических и продолжающихся изданий над непериодическими. 

Издающие  организации, занимающиеся производством  электронных изданий, составляют также небольшой процент от общего количества издательских фирм, но существующие организации являются перспективными. География расположения фирм и распространения электронной продукции достаточно широка и охватывает многие регионы России. 
 

Заключение 

Электронная книга, безусловно, входит в круг книговедческих исследований. Книговеды не могут  не касаться в той или иной мере всех тех средств коммуникации, которые  выполняют, так или иначе функции, свойственные традиционной книге. 

Сегодня некоторые исследователи предлагают следующую иерархию коммуникативных и информационных наук: 

1.         Книговедение (наука о традиционной  книге и книжном деле); 

2.         Документоведение (наука о нетрадиционных  средствах коммуникации); 

3.         Социальные коммуникации (общая наука о средствах коммуникации и информации) [3, с. 14-15]. 

Такое разделение научных областей обусловлено  появлением нового коммуникационно-информационного  подхода к изучению книги как  комплексного явления. Благодаря этому  подходу, сторонниками которого являются Н.Н. Кушнаренко, Г.Н. Швецова-Водка, Ю.Н. Столяров и др., стало возможно вписать электронную книгу в систему знания о книге, а также выделить собственно направление изучения электронного книгоиздания. 

После признания коммуникационно-информационного подхода многие исследователи занимались изучением парадигмы «документ — книга». Данное соотношение наиболее полно было раскрыто в трудах Г.Н. Швецовой-Водки. Она уравняла понятия «книга» и «документ IV», дав таким образом самое широкое определение книги. Исходя из этого, ученые стали давать свои определения уже электронного издания и электронного документа. Эти термины были закреплены в ГОСТ 7.83 – 2001. Другие исследователи давали свои определения, больше или меньше похожие на определение из стандарта. При этом понятие «электронная книга» не закрепилось в стандарте, но существует в энциклопедиях и имеет несколько значений. 

Соотношение «электронный документ – электронное  издание» раскрывается через ГОСТ 7.83 – 2001, так как электронное издание в нем трактуется через понятие «электронный документ». Понятие «электронная книга» употребляется гораздо чаще, чем представленные выше, но в значении «электронное издание». 

Основная  классификация электронных изданий  представлена в соответствующем стандарте. Однако, нужно сказать, что основана она на критериях, общих для электронных и печатных изданий, поэтому многие исследователи считают её неполной и предлагают собственные классификации и дополнения к уже существующим. В работе были рассмотрены классификации, представленные ГОСТ 7.83 – 2001, Вулем, Никандровым и дополнительные категории, предложенные Козловой. 

Все представленные классификации не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга. Эти классификации  рассматривают электронную книгу под разными углами зрения и оценивают ее по разным характеристикам. 

Из классификационных  моделей видно, что во всем массиве  электронных изданий интернета  преобладают не отдельные электронные  документы (монодокументы), а их совокупности – web-сайты. Формальное перенесение основных групп традиционных документов на электронные нецелесообразно, так как типизация web-сайтов отличается от группировки электронных изданий, предложенных в ГОСТ 7.83–2001. Поэтому данный вид электронных сетевых изданий особенно подвергается дополнительному классифицированию. 

По мнению исследователей, создается впечатление, что подавляющее число электронных  документов, составляющих web-сайты, не проходят редактирования и рецензирования (исключения составляют лишь электронные  версии традиционных изданий – монографий, журналов, учебных пособий). Это заставляет обращать особое внимание на их организационно-фирменную и авторскую принадлежность, по надежности которой приходится судить об информационной значимости документов. 

Ценность web-сайтов обусловлена их комплексностью, которая не достигается и не может быть достигнута традиционным изданием. Это особенно ярко проявляется в организационно-фирменных сайтах научного, производственно-практического, учебно-научного характера, многоаспектно отражающих проблему, направления разработок или деятельность различных учреждений. 

Направления электронного книгораспространения практически  не отличаются от распространения печатной продукции: традиционные книготорговые  сети, Интернет и т.д. Но эта область имеет одну серьезную проблему — нет единой отлаженной системы предоставления информации о новой продукции. Это является одним из факторов торможения развития рынка электронного книгораспространения. 

На сегодняшний  день на российском книжном рынке мало фирм, занимающихся производством электронной продукции, что обусловливает и небольшой процент электронных книг на рынке книжной продукции. Но географическое расположение таких предприятий охватывает всю Россию, причем лидируют в производстве регионы. 

В заключение можно отметить, что электронная  книга — очень молодое, но достаточно перспективное явление, как в  сфере коммуникаций, так и в  качестве объекта изучения книговедения. 
 

Список  используемой литературы

1.         ГОСТ 7.83 – 2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: Введ. 2002-07- 01. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 16 с., прил. 

2.         ГОСТ 7.60 – 2003 СИБИД. Издания. Основные  виды. Термины и определения: Введ. 2004- 07-01. М.: Изд-во стандартов, 2003. —  60 с. 

3.         Баренбаум, И.Е. Книговедение и электронная книга / И.Е. Баренбаум // Книга: исслед. и материалы: Сб. 76. — М.: ТЕРРА, 1999. — С. 5-15. 

4.         Вуль, В.А. Электронные издания:  учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ - Петербург, 2003. — 560 с., ил. 

5.         Гиляревский, Р.С. О тенденциях  развития электронных изданий  / Р.С. Гиляревский // Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 —  М.: Наука, 2007.— С.17- 29. 

6.         Гиляревский, Р.С. Электронная  книга / Р.С. Гиляревский // Книга.  Энциклопедия. — М.: Науч. Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1999.— 796., ил. — С. 729-730. 

7.         Зачатейский, Д.Е. Электронные  издания: учеб. пособие / Д.Е. Зачатейский.  — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. — 96 с. 

8.         Козлова, Е.И. Направления развития российского рынка электронного книгоиздания /Е.И. Козлова // Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С.62-71. 

9.         Ленский Б.В. «Галактика Гуттенберга»  и информационное общество / Б.В.  Ленский, В.И. Васильев // Книга: исслед. и материалы: Сб. 87: в 2ч. Ч.2 — М.: Наука, 2007.— С. 5-16. 

10.      Немировский, Е.Л. Книга / Е.Л.  Немировский // Библиотечная энциклопедия.—  М.: Изд-во “Пашков дом”, 2007. —  С. 493 - 495. 

11.      Никандров, С.В. Научно-техническая  информация в русскоязычной части Интернета: цели, методика и результаты изучения [Эл. ресурс] / Науч. Эл. Б-ка ГПНТБ России; Режим доступа: http// library.gpntb.ru 

12.    Полтавская, Е.И. Что содержит  в себе понятие «книга» / Е.И.  Полтавская // Библиотека. — 2008. — №11.— С. 20-23. 

13.    Фед. Закон об информации, информационных  технологиях и защите информации. — № 149-ФЗ.— 2006.— 27 июля.—  С. 4. 

14.    Чикунов И.М. Электронные издания:  определение, классификация [Эл. ресурс] / И.М. Чикунов; 

15.      Швецова-Водка, Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: исслед. и материалы: Сб. 68. — М.: ТЕРРА, 1994. — С. 19- 37. 

16.      Швецова-Водка, Г.Н. Общая теория  документа и книги: учеб. / Г.Н.  Швецова-Водка. — Киев: Знання, 2009.—  488 с.— С. 262-263.

 


Информация о работе Электронная книга