Административная ответственность за земельные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть административную ответственность за земельные правонарушения.
Задачи работы: рассмотреть понятие и виды юридической ответственности в земельном праве, содержание административной ответственности и особенности правоприменительной практики за земельные правонарушения, а также предупреждение земельных административных проступков.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве
2. Содержание административной ответственности за земельные правонарушения
3. Особенности правоприменительной практики в области административной ответственности за земельные правонарушения.
4. Предупреждение земельных административных проступков.
Заключение
Задача.
Список использованных источников и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

План

 
Введение 3 
 
1.Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве

2. Содержание административной  ответственности за земельные правонарушения

3. Особенности правоприменительной  практики в области административной  ответственности за земельные правонарушения.

4. Предупреждение земельных  административных проступков.  
Заключение  
Задача.  
Список использованных источников и литературы.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
  Исключительная по важности роль природоресурсных отношений закреплена ст. 9 Конституции России, устанавливающей что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующие территории.  
По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель.                               
  Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействия направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к ответственности.        Важнейшая и главнейшая функция права – поддерживать субъектов земельных правоотношений в русле правомерного поведения, и важным рычагом, обеспечивающим это поддержание, является ответственность. 
  Цель работы - рассмотреть административную ответственность за земельные правонарушения.                  
  Задачи работы: рассмотреть понятие и виды юридической ответственности в земельном праве, содержание административной ответственности и особенности правоприменительной практики за земельные правонарушения, а также предупреждение земельных административных проступков. 

 

 

1.Понятие и  виды юридической ответственности 

в земельном праве.

  Юридическая ответственность является завершающим звеном действия правового механизма в любой сфере общественных отношений.

  Не является исключением и такая важнейшая в настоящее время область общественно значимого поведения как охрана и использование земель, обеспечение качества всей окружающей среды.

  Правонарушение-это виновное противоправное деяние (действие или бездействие).

  Противоправность означает, что любое правонарушение представляет собой невыполнение обязанности, выраженной в законе или подзаконном акте.

  Правонарушение признается совершенным умышленно, если правонарушитель предвидел вредные последствия и желал их наступления этих последствий. Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывал их предотвратить (самонадеянность).

  Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие определенного возраста.           
  Законодательством закреплены четыре основные формы ответственности: уголовная, дисциплинарная, административная и гражданско-правовая. Теперь обратимся к подробному рассмотрению каждого вида ответственности, по традиционной классификации.  
  Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением. Эти деяния предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации. 
  Особенностями данного вида ответственности выступают ограниченность оснований возникновения, особый порядок наложения и личностный характер. Отдельно ответственность за земельные нарушения не указана, но можно выделить четыре группы составов преступлений: 
1. Экологические (посягающие на землю как элемент экосистемы). Например: ст. 254 - порча земли, или ст. 246 - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. 
2. Экономические: (посягающие на землю, как хозяйственный объект). Например: ст. 167 - умышленное уничтожение или повреждение имущества. 
3. Производственные: (посягающие на объекты произрастающие на земле). Например: ст. 260 - незаконная порубка деревьев и кустарников или ст. 231 - незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. 
4. Статья 254 УК РФ предусматривает несколько составов преступлений под общим наименованием "Порча земли".  
  Под порчей земли понимается отравление, загрязнение или иная порча земли. Здесь можно сразу выделить три самостоятельных состава преступления, так как объективная сторона преступлений - разная, самостоятельная. Отравление и загрязнение земли - деяния понятные. Разлив цистерн с нефтью или разрыв нефтепровода загрязняют землю на больших территориях. Земля может быть отравлена ядохимикатами, отравляющими веществами. А что означают слова "иная порча земли" - не совсем ясно. Судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела.  
  В ст. 254 УК РФ говорится, что порча земли может произойти в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности. Это - тоже характеристика объективной стороны и составов рассматриваемого преступления. Вредные продукты хозяйственной и иной деятельности возникают вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться при их хранении, использовании и транспортировке. Как следствие (последствие) указанных нарушений называется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. В качестве меры уголовной ответственности возможна конфискация земельного участка (как имущества, недвижимости) по приговору суда (ст. 62-66 УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может быть конфискован участок установленной нормы как единственный источник существования семьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован.  
  Административный проступок - это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами - государственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными актами, предусматривающими административную ответственность.  
  Нарушения земельного законодательства, влекущие административную ответственность классифицируются в зависимости от объекта посягательства следующим образом: 
1. Нарушения экономического характера. Например: ст. 7.1. - самовольное занятие земельного участка. Земельные участки предоставляются решениями органов исполнительной власти РФ, ее субъектов, местными администрациями в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду. В этой связи любой самовольный захват земельного участка любым лицом - юридическим или физическим - есть нарушение установленного земельного распорядка. И кроме того, оно приносит вред экономике, землепользователям, владельцам, собственникам, арендаторам либо государству (если участок самовольно захватывается из государственных земель и земельного запаса). Самовольно занятый земельный участок подлежит возврату без возмещения "захватчику" затрат на освоение участка.  
2. Нарушения экологического характера. Например: ст. 8.6. - порча земель. В отличие от загрязнения и заражения, которые могут причиняться только химическими веществами и бактериологическими организмами, порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (например, рытьем траншей, канав, проездом тяжелого транспорта, установок и др.). Подобное физическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строя плодородную почву. Нарушение может совершаться умышленно, но не исключается и неосторожное поведение причинителя. В данном случае, как правило, причиняются большие убытки, и особенно в виде упущенной выгоды, которые возмещаются иногда в течение длительного времени вплоть до полного восстановления плодородия почвы.  
3. Нарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Например: ст. 10.9 - проведение мелиоративных работ с нарушением проекта. 
  Структура КоАП РФ позволяет локализовать нормы, содержащие административную ответственность в сфере земельных правоотношений в главах 7, 8 и 10, что значительно упрощает работу с законодательством.  
  Дисциплинарная ответственность - это юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административное правонарушение или преступление. 
  Дисциплинарная ответственность предусмотренная статьей 75 ЗК РФ вызывает некоторые сомнения. Данный вид ответственности наступает для работника в случае ненадлежащего выполнения им своих должностных обязанностей, в результате которого организация понесла административную ответственность. Порядок наложения, так же как и виды и размеры санкций, указаны в трудовом законодательстве. Статьи 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации ограничивают процесс наложения дисциплинарного взыскания сферой взаимоотношений работник-работодатель. При этом дисциплинарная ответственность должна быть применена одновременно с административной. Например, агроном сельхозпредприятия за неприятие мер по борьбе с сорняками может получить строгий выговор от руководства и одновременно понести административное наказание по ст. 10.1 КоАП РФ. 
Остается открытым вопрос о целесообразности выделения данного вида ответственности для земельных правоотношений. Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности является категорией трудового права и означает ответственность работников за совершенные ими дисциплинарные правонарушения (проступки). При этом, дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Таким образом, ситуация описанная в статье 75 ЗК РФ полностью охватывается положениями ст. 192 ТК РФ.  
  Гражданско-правовая ответственность наступает в случае причинения имущественного ущерба, поэтому ее отличительной особенностью является ее имущественное содержание. Таким образом, гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю мер имущественного характера.  
  Отличительной чертой имущественной ответственности является наличие ущерба. Под ущербом в земельном праве можно понимать: утрату каких либо ценностей (Например: плодородного слоя), затраты на устранение неблагоприятных последствий (Например: по восстановлению нарушенного плодородного слоя), упущенная выгода, или недополученный доход(Например: уменьшение урожая при уменьшении плодородия земель).  
Нарушитель несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность перед лицом, чье право он нарушил. Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны.  
  В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284- 287 (гл. 17).  
  В ст. 284 ("Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением") установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда этот участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.  
  В соответствии со ст. 285 ГК РФ "Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства" земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.                                                                                        
  Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.                                                   
  В ЗК РФ, где говорится о "Прекращении прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками" сказано, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

2. Содержание административной  ответственности

за земельные  правонарушения.

 
  Административная ответственность (ст. 74 ЗК РФ) применяется к таким административным земельным правонарушениям, которые по степени своей опасности не требуют применения уголовного законодательства. 
  Действующее сейчас законодательство предусматривает привлечение к административной ответственности не только граждан, но и юридических лиц. Перечень административных земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения. 
  Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим: 
• субъектами этого вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными в совершении административно-земельного проступка (ст. 2.2 - 2.4 КоАП РФ). При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 2.4 КоАП РФ); 
• эта ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Так, за нарушение правил содержания дорог не может привлекаться агроном сельхозпредприятия, поскольку он не является субъектом, ответственным за содержание дорог, т.е. нарушение не подпадает под схему состава административного проступка; 
• по общему правилу к административной ответственности виновные привлекаютсяв любое время независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение.  
• административные наказания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе. Как правило, наказываемые виновные лица не находятся в служебной подчиненности от наказывающих должностных лиц, т.е.административная ответственность носит вневедомственный характер. 
  ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нарушение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.  
  Административная ответственность за нарушения земельного законодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер; факт совершения нарушения фиксируется в установленном законом порядке, что влечет за собой принятие решения по делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления нарушителя другими методами административная ответственность может не применяться. Например, нецелесообразно наказывать гражданина за самовольный покос травы в полосе отвода автомобильной дороги, если впоследствии он получил разрешение на этот покос от дорожных органов, т.е. состав проступка хотя и имеет место, но нарушение впоследствии исправлено, т.е. самовольность действия устранена. 
  Административную ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам: 
- нарушения экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.; 
- нарушения экологического характера: порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель и т.п.; 
- нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений; потрава посевов, повреждение насаждений и др. 
  ЗК РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства. 
  Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. 
  Приведение земельных участков при их захламлении, других видах порчи, в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, за их счет. 
  Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку, на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка;

- нарушения правил использования земель: непринятие мер борьбы с сорняками; нарушение правил благоустройства поселений; нарушение правил содержания дорог и др. 

 

3. Особенности  правоприменительной практики.

 
  Специфика земельной ответственности заключается в том, что нарушения, за которые она применяется, всегда связаны с землей. Эти связи многообразны, но всем им присуща непосредственность (производность) от земли.

  В ЗК РФ отсутствуют составы правонарушений и, соответственно, не предусмотрены виды и меры ответственности. Виды земельных проступков и санкции за их совершение предусмотрены в КоАП РФ, ТК РФ. Виды земельных преступлений и санкции за их совершение предусмотрены

в УК РФ.

  Таким образом, каждый из видов юридической ответственности за земельные правонарушения и земельные преступления наступает в результате применения норм различных отраслей права.

  При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

  Административная ответственность налагается за совершение проступков, предусмотренных КоАП РФ. В отличие от дисциплинарного административный проступок является деянием как связанным с выполнением должностных функций или трудовых обязанностей, так и не связанным.

  Существенной особенностью административной ответственности заключается то, что она может, как правило, выражаться в виде штрафа.

  Кроме того, за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами.

  В УК РФ 1996 года впервые земля выделена в качестве объекта уголовно-правовой охраны. В ранее действовавшем УК РСФСР предусматривалась ответственность за должностные преступления, связанные с порчей земли. В соответствии со ст.254 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение экологического преступления в виде порчи земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предупреждение  земельных административных проступков.

 
  Предупреждение административных проступков является главным направлением профилактики дисциплинарных, административных проступков и деликтов, а также уголовных преступлений. 
  Дисциплинарная ответственность нередко оказывается более эффективной, чем другие виды ответственности. Разновидностью дисциплинарного воздействия могут служить депремирование, лишение иных средств поощрения. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе. 
  Законодательством не установлен состав дисциплинарных проступков. Объект правонарушения определен в общем виде, при этом он всегда двойной: а) правила внутреннего трудового распорядка, б) правила использования земель. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной. Дисциплинарные взыскания применяются в отношении работников, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. 
  На состояние борьбы и предупреждения административных правонарушений заметно сказывается нравственная атмосфера среди должностных лиц, контрольных органов, многочисленные их реорганизации. Решению проблем способствует повышение эффективности административной ответственности в соответствии с комментарием о субъектах и объектах административных правонарушений. 
  В главе IХ ЗК РФ предусмотрена защита прав на землю и рассмотрение земельных споров, что также является одним из вариантов предупреждения земельных административных проступков, поскольку гарантирует защиту прав в случае их нарушения, воспитывает у граждан и юридических лиц уважительное отношение к закону, призывает к добросовестному исполнению своих прав и обязанностей в отношении земельного законодательства. 
  Большую роль в предупреждении земельных административных правонарушений имеет также государственный мониторинг земель (система наблюдений за состоянием земель), землеустройство, государственный земельный кадастр и контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль), который включает в себя государственный земельный контроль, муниципальный и общественный земельный контроль, производственный земельный контроль 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
  Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований безусловно отрицательно сказываются на использовании и охране земель. 
  Важнейшим элементом правового обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты законных прав и интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов, является применение правовых средств воздействия, направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к правовой ответственности. 
  Ответственность за земельные правонарушения в зависимости от применяемых санкций подразделяется на административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и уголовную. Административная ответственность наступает за такие противоправные нарушения земельного законодательства, виновные недостатки и упущения в использовании и охране земель, которые по степени своей опасности не требуют уголовного преследования. 
  Нужна стабильность и системность законодательства, а это значит, что актуальность издания нового Земельного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях как никогда высока. 
  Таким образом, для решения проблем выявленных в результате рассмотрения вопроса об административной ответственности за нарушение земельного законодательства, является разработка и принятие новых кодифицированных земельного и административного нормативно - правовых актов с учетом сложившихся трудностей в практике и нынешних экономических и социально - политических условий. 

 

ЗАДАЧА.

 

  В 1991 г. Кирпичному заводу выделен земельный участок размером 20га для строительства новых цехов и вспомогательных служб. Из-за изменений в финансировании строительства он в течение трех лет не смог приступить к освоению данного участка. 10 га предоставленных земель по приказу директора завода были переданы во временное пользование рабочих и служащих предприятия для занятия огородничеством, в качестве служебных наделов. В 2002 г. Рядом граждан, использующих данные земельные участки, в местную администрацию были поданы заявления на прватизацию указанных выше земель. Местная администрация отказала в возможности перевода этих земель в частную собственность. Граждане обратились с иском в суд.

 

- Какое решение  должно быть принято?

 

  В связи с нарушением земельного законодательства РФ директором кирпичного завода:

статья 42 ЗК РФ. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков: 
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:  
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; 
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Информация о работе Административная ответственность за земельные правонарушения