Содержание:
Введение
1. Земельные фонды Уфы и их состояние…………………………………………...4
1.1.
Состояние нормативно-правового регулирования
в соответствующей сфере деятельности……………………………………………………………………………5
1.2. Анализ качественного состояния
земель ………………………………………..6
2. Проблемы Земельных ресурсов………………………………………………….....9
3. Цели и задачи управления
земельными ресурсами Республики
Башкортостан…………………………………………………………………………...12
Заключение
Список литературы
Введение
В 1990-х годов была начата земельная реформа.
Приоритетным направлением ее развития были выбраны
создание частной собственности на земельные
ресурсы и формирование на этой основе
более эффективно функционирующих крестьянских
(фермерских) хозяйств. При этом не были
учтены специфические особенности земли
как главного и основного ресурса сельского
хозяйства и всего агропромышленного
производства, выступающего активным
фактором производства продовольствия
и биологического сырья для перерабатывающей
промышленности. Эти особенности земли,
как многофакторного ресурса, которым
в экономической и хозяйственной практике
мало придают внимания, такие:
— земля не создана трудом человека,
это дар природы, по Марксу: «не произведенное
средство производства», а активная часть
основных производственных фондов;
— она имеет определенное местонахождение
и недвижима, в отличие от других средств
производства и материально-технических
ресурсов;
— она ограничена по площади как объект
сельскохозяйственного назначения и использования.
Причем, в условиях перехода к рыночным
отношениям площади сельхозугодий и, прежде
всего, пахотных земель в расчете на душу
населения и в абсолютных размерах, из
года в год заметно сокращаются, что не
всегда является оправданным в экономическом
и социальном плане;
— как установлено и подтверждено хозяйственной
практикой, при правильной обработке и
рациональном использовании качество
земли улучшается.
Актуальность работы
заключается в том, что анализ состояния
земельных ресурсов Башкортостана показывает,
что по-прежнему сохраняется тенденция
деградации, отчуждения, загрязнения и
захламления почв, которая вызвана процессами
эрозии почв, переувлажнением и заболачиванием,
переуплотнением почвенного профиля вследствие
применения традиционных аграрных технологий.
1. Земельные фонды
Республики Башкортостан и их состояние.
Земли, находящиеся в пределах Республики
Башкортостан, составляют земельный фонд.
Согласно действующему законодательству
и сложившейся практике, государственный
учет в Российской Федерации осуществляется
по категориям земель и угодьям.
По данным государственного учета земель
земельный фонд Республики Башкортостан
по состоянию на 1 января 2012 года составил
14294,7 тыс. га :
Земли сельскохозяйственного
назначения - 7691,9 тыс.га (53,8%)
Земли населенных пунктов -
622,9 тыс.га (4,3%)
Земли промышленности, транспорта
и иного назначения - 110,1 тыс.га (0,8%)
Земли особо охраняемых территорий-
386,2 тыс.га (2,7%)
Земли лесного фонда - 5384,2тыс.га
(37,7%)
Земли водного фонда - 77,9 тыс.га
(0,5%)
Земли запаса - 21,5 тыс.га (0,2%)
В 2011 году изменились площади
категорий земель сельскохозяйственного
назначения, земель населенных пунктов,
земель промышленности, энергетики и транспорта,
связи, радиовещания и иного специального
назначения, земель особо охраняемых территорий
и объектов и земель лесного фонда (таблица
1-1). Распределение земель по категориям
показывает преобладание в структуре
земельного фонда земель сельскохозяйственного
назначения, на долю которых приходится
53,8%, а также земель лесного фонда – 37,7%.
На долю земель населенных пунктов приходится
4,3%, при этом города и поселки городского
типа занимают площадь 214,9 тыс. га или 1,5%
земельного фонда, сельские населенные
пункты – 408 тыс. га или 2,8%.
Таблица 1
Распределение земельного фонда
Республики Башкортостан по категориям
земель
Категории земель
|
На 1 января
2011 г.
тыс. га
|
На 1 января
2012 г.
тыс. га
|
2011 г. к
2010 г.
(+\–)
|
Земли сельскохозяйственного
назначения
|
7696,3
|
7691,9 |
–4,4 |
Земли населенных пунктов |
619 |
622,9 |
+3,4 |
Земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания
и иного
специального назначения
|
109 |
1 110,1 |
+1 |
Земли особо охраняемых территорий
и
объектов
|
386 |
2 386 ,2 |
0 |
Земли лесного фонда |
5384 |
2 5384 ,2 |
0 |
Земли водного фонда |
77 |
9 77,9 |
0 |
Земли запаса |
21,5 |
5 21 ,5 |
0 |
Итого земель |
14294,7 |
7 14294 ,7 |
0 |
Изменения в структуре земельного
фонда связаны, в основном, с предоставлением
земель для несельскохозяйственных целей,
возвратом неиспользуемых и рекультивированных
земель промышленными предприятиями,
расширением черты городских и сельских
населенных пунктов по распоряжениям
Правительства Республики Башкортостан.
1.1. Состояние
нормативно-правового регулирования в
соответствующей сфере деятельности.
На территории городского округа город
Уфа Республики Башкортостан муниципальный
земельный контроль осуществляется на
основании:
1. Положения о муниципальном
земельном контроле за использованием
земель на территории городского округа
город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного
решением Совета городского округа город
Уфа Республики Башкортостан №11/20 от 25
декабря 2008 года (в редакции от 23 ноября
2011 года №43/6);
2. Административного регламента
исполнения Управлением по земельным
ресурсам Администрации городского
округа город Уфа Республики
Башкортостан функции по муниципальному
земельному контролю утвержденного
распоряжением начальника Управления
по земельным ресурсам Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан № 3р
от 31.01.2011г.
1.2. Анализ качественного
состояния земель
Территория Уфимского района
характеризуется большим разнообразием
природных условий – климата, рельефа,
почв, почвообразующих пород и растительности.
В пределах республики выделяют 16 агропочвенных,
14 агрохимических, 12 почвенноэрозионных
районов.
Горные почвы составляют 25 %
от ее территории, пойменные – 6,5%, остальные
– 64% равнинные и др. Среди последних, черноземы
составляют – 31,8%, а серые лесные почвы
– 24%. Преобладающая часть пашни расположена
на черноземах – 70%, на серых-лесных почвах
– 26% , на других – 4%. Природной особенностью
почв республики является тяжелый механический
состав, который способствует переуплотнению,
утрате комковато-зернистой структуры
и появлению глыбистости у пахотных земель.
В результате этого ухудшаются водные
свойства почв, воздушный и тепловой режим,
усиливаются процессы эрозии.
По реакции среды почвы республики
имеют широкую амплитуду от кислых нечерноземных
почв до засоленных солончаково-солонцовых
комплексов.
Анализ данных государственного
мониторинга земель, других наблюдений
за состоянием окружающей среды показывает,
что состояние качества земель продолжает
ухудшаться. Деградация земель и почвенного
покрова Башкортостана приобретает угрожающие
размеры. Земли в республике деградируют
из-за различных видов эрозии, подкисления,
засоления, засоренности камнями, переувлажнения,
химического загрязнения, захламления
промышленными и бытовыми отходами и так
далее.
Главные причины развития эрозии
- нарушение структуры землепользования,
технологий земледелия, высокая распаханность
и низкая лесистость сельхозугодий. Больше
всего распаханы территории южной и северо-восточнойлесостепи.
Водной эрозии подвержены около 5,6 миллионов
гектаров сельхозугодий, ветровой – 1,6
миллиона гектаров. С каждым годом растут
площади нарушенных земель. Это связано
с производственной деятельностью человека.
По данным отчета их площадь на 01 января
2012 года составляет 17164 га.
По данным кафедры землеустройства
БГАУ в настоящее время наблюдается ухудшение
качественного состояния почв, прежде
всего связанное с резким сокращением
финансирования процессов мелиорации
и химизации, землеустройства и природоохранных
мероприятий. Существенный урон плодородию
почв наносит их эрозия. Площадь эрозионно-опасных
сельскохозяйственных угодий по республике
составляет 5,6 млн. га. Особенно распространена
водная эрозия. Ей подвержено 3,8 млн. га
сельхозугодий, в том числе 2,4 млн. га пашни.
В наибольшей степени это относится к
землям Баймакского (подвержено водной
эрозии 164,7 тыс. га), Зианчуринского (118,27
тыс. га), Куюргазинского (1227 тыс. га) и Фёдоровского
(108,5 тыс. га) районов, в которых площади
земель, подвергающихся эрозии, составляют
до 70%.От ветровой эрозии страдают 145 тыс.
га республиканских сельхозугодий (60 тыс.
га пашни). Она наиболее распространена
в Хайбуллинском (41,7 тыс. га), Баймакском
(9,67 тыс. га) и Абзелиловском (5,97 тыс. га)
районах.
Главным фактором, способствующим
развитию эрозии на пашне, является рельеф.
Исследованиями установлено, что смыв
почвы начинается уже при уклоне поверхности
пашни 1 градус и более. А на территории
Башкортостана более половины (69%) пашни
расположено на склонах от 1 до 5 градусов.
Приостановление ускорения
водной и ветровой эрозии почвы осуществляется
с помощью освоения почвозащитных севооборотов,
применения почвозащитных обработок,
лесомелиорации и др. На сильноэродированной
части пашни экономически целесообразным
и надёжным способом прекращения окончательной
потери плодородия почвы считается залужение
– посев многолетних трав с последующим
использованием этих земель как сенокосы
и пастбища.
Наряду с эрозионными процессами
устойчивую тенденцию приобретают другие
формы деградации почв, это – дегумификация,
дисбаланс гумуса и питательных элементов,
переуплотнение почвенного профиля, сокращение
мощности гумусового горизонта. По оценке
учёных-почвоведов, по республике сокращение
мощности гумусового горизонта почв за
20 лет составило в среднем 5 см. Из-за чего
уменьшение содержания гумуса ежегодно
составляет от 0,2 до 1,8 т/га, наблюдается
постепенное уменьшение содержания фосфора,
калия в пахотном горизонте почв. Для поддержания
бездефицитного баланса гумуса и простого
воспроизводства плодородия почв необходимо
ежегодно вносить на чернозёмах не менее
8–10 тонн органических удобрений на 1 га
севооборотной площади, на серых лесных
почвах – 10–12 тонн. Следуетрасширить
площади посевов, используемых для зелёного
удобрения (сидератов).
Отрицательно влияет на плодородие
пашни кислотность почв. Кислые почвы
в республике занимают около 35% площади
пашни (более 1,5 млн. га) и в основном размещены
в Северной и Северо-восточной лесостепных
зонах. Более 460 тыс. га сильно- и среднекислых
почв требуют известкования в первоочередном
порядке. Однако работы по известкованию
почв, из-за нехватки финансов, резко сократились
(по сравнению с 1990 годом более чем в 10
раз), хотя ежегодно эту процедуру необходимо
проводить на 330 тыс. га сельскохозяйственных
угодий. Особое беспокойство вызывает
рост переувлажнённых и заболоченных
земель, их площадь в настоящее время достигла
360,5 тыс. га или 2,5% земельного фонда республики.
Процессы переувлажнения и заболачивания
земель интенсивно проявляются на территориях
Краснокамского, Кушнаренковского, Янаульского,
Салаватского, Благовещенского, Кигинского,
Туймазинского, Белорецкого, Белокатайского,
Гафурийского, Караидельского, Аскинского,
Архангельского, Бирского, Иглинского
и Мишкинского районов. В Зауральской
степной зоне (Баймакский, Хайбуллинский
районы) на площади около 61 тыс. га распространены
различного рода засоленные почвы – солонцы,
солончаки, солонцеватые и солончаковые.
Такие земли требуют проведения мелиоративных
мероприятий.
Продолжается загрязнение земель
тяжелыми металлами, химическими веществами
и их соединениями, а также захламление
земель отходами производства и потребления.
На сегодняшний день при оценке состояния
земель применяется следующая классификация
загрязнителей.
2. Проблемы Земельных ресурсов.
По данным государственного
учета, земельный фонд Республики Башкортостан
по состоянию на 1 января 2009 г. составлял
14 294,7 тыс. га [1].
Более половины общего земельного
фонда Республики Башкортостан составляют
земли сельскохозяйственного назначения,
которые систематически используются
или пригодны к использованию для производства
сельскохозяйственной продукции. Земли
сельскохозяйственного назначения являются
основным ресурсом аграрной сферы экономики
и средством производства продуктов питания
и сырья. Площадь земель сельскохозяйственного
назначения в 2008 г. по сравнению с 1990 г. сократилась
на 560,1 тыс. га, что привело к значительному
сокращению ресурсного потенциала аграрной
сферы экономики республики. При этом
на 460,7 и 310,3 тыс. га увеличилась площадь
земель населенных пунктов и особо охраняемых
территорий и объектов. Претерпели изменения
площади земель лесного фонда и запаса,
они сократились на 153,2 и 59,9 тыс. га. Сократились
площади земель предприятий промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания
и иного специального назначения, а также
водного фонда и запаса, соответственно
на 75,6, 3,1 и 59,9 тыс. га.