Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:33, курсовая работа
Краткое описание
Тема данной работы – правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Для того, чтобы раскрыть содержание выбранной темы, необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи: изучить понятие и состав земель с/х назначении; изучить использование земель с/х назначения гражданами; проанализировать использование земель с/х назначения юридическими лицами.
Содержание
Введение 1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 1.1 Понятие земель сельскохозяйственного назначения 1.2 Особенности использования сельскохозяйственных угодий 1.3 Фонд перераспределения земель 1.4 Субъекты прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения 2. Использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами 2.1 Правовой режим земель крестьянского (фермерского) хозяйства 2.2 Земельные права граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, животноводство, садоводство и огородничество 3. Использование земель сельскохозяйственного назначения юридическими лицами 3.1 Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций 3.2 Права на землю сельскохозяйственного назначения некоммерческих организаций 3.3 Земли казачьих обществ 3.4 Права на землю общин коренных малочисленных народов Заключение Литература
1. Понятие и состав земель
сельскохозяйственного назначения
1.1 Понятие земель сельскохозяйственного
назначения
1.2 Особенности использования сельскохозяйственных
угодий
1.3 Фонд перераспределения земель
1.4 Субъекты прав на земельные
участки сельскохозяйственного
назначения
2. Использование земель сельскохозяйственного
назначения гражданами
2.1 Правовой режим земель крестьянского
(фермерского) хозяйства
2.2 Земельные права граждан, ведущих
личное подсобное хозяйство, животноводство,
садоводство и огородничество
3. Использование земель сельскохозяйственного
назначения юридическими лицами
3.1 Правовой режим земель сельскохозяйственных
коммерческих организаций
3.2 Права на землю сельскохозяйственного
назначения некоммерческих организаций
3.3 Земли казачьих обществ
3.4 Права на землю общин коренных
малочисленных народов
Заключение
Литература
Введение
Вопрос о включении земель сельскохозяйственного
назначения в рыночный (гражданский) оборот
на протяжении последних лет был одним
из самых острых. Он не был решен при принятии
Земельного кодекса РФ, который относит
регулирование этих отношений к ведению
отдельного Федерального закона. Такой
Закон об обороте земель был подписан
Президентом РФ 24 июля 2002г. и вступил в
силу с 27 января 2003г.
Данный Закон регулирует три основные
группы общественных отношений:
отношения сельскохозяйственных организаций,
фермеров и других граждан, имеющих земельные
участки в собственности, по распоряжению
этими участками (особенности сделок с
такими участками, ограничения и т. п.,
вытекающие из целевого назначения этих
участков);
отношения по распоряжению земельными
участками, находящимися в общей долевой
собственности граждан и переданными
в аренду сельскохозяйственным организациям
(особенности, вытекающие из режима общей
собственности);
отношения по выделению земельных участков
гражданам в счет земельных долей для
ведения крестьянского (фермерского) и
личного подсобного хозяйства.
Тема данной работы – правовой режим
земель сельскохозяйственного назначения.
Для того, чтобы раскрыть содержание выбранной
темы, необходимо, на мой взгляд, решить
следующие задачи:
изучить понятие и состав земель с/х назначении;
изучить использование земель с/х назначения
гражданами;
проанализировать использование земель
с/х назначения юридическими лицами.
1. Понятие и состав
земель сельскохозяйственного назначения
1.1 Понятие земель сельскохозяйственного
назначения
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли за чертой
поселений, предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также земли, предназначенные
для этих целей. Таким образом, земли в
черте поселений (земельные участки, предоставленные
для ведения личного подсобного хозяйства,
садоводства, животноводства, огородничества
и т. п. в населенных пунктах) не относятся
к землям сельскохозяйственного назначения
и, следовательно, на них не распространяются
правила, например, об обороте земель сельскохозяйственного
назначения.
В состав земель сельскохозяйственного
назначения могут входить различные земельные
участки:
сельскохозяйственные угодья;
земли, занятые внутрихозяйственными
дорогами, коммуникациями;
земли, занятые древесно-кустарниковой
растительностью, предназначенной для
обеспечения защиты земель от воздействия
негативных (вредных) природных, антропогенных
и техногенных явлений;
земли, занятые замкнутыми водоемами;
земли, занятые зданиями, строениями,
сооружениями, используемыми для производства,
хранения и первичной переработки сельскохозяйственной
продукции.
1.2 Особенности использования
сельскохозяйственных угодий
Регулированию использования этих земель
посвящена ст. 79 ЗК РФ. Сельскохозяйственные
угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи,
земли, занятые многолетними насаждениями
(садами, виноградниками и др.), имеют приоритет
в использовании и подлежат особой охране.
Этот приоритет выражается в том, что для
строительства промышленных объектов
и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются
земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного
производства, или сельскохозяйственные
угодья худшего качества по кадастровой
стоимости. Для строительства линий электропередачи,
связи, магистральных трубопроводов и
других подобных сооружений допускается
предоставление сельскохозяйственных
угодий из земель сельскохозяйственного
назначения более высокого качества. Данные
сооружения размещаются главным образом
вдоль автомобильных дорог и границ полей
севооборотов.
Земельный кодекс РФ содержит перечень
исключительных случаев, когда допускается
изъятие сельскохозяйственных угодий
с кадастровой оценкой выше среднерайонного
уровня для несельскохозяйственного использования.
К ним, в частности, относятся случаи, связанные
с:
выполнением международных обязательств
Российской Федерации;
обеспечением обороны и безопасности
государства;
разработкой месторождений полезных
ископаемых (за исключением общераспространенных
полезных ископаемых);
содержанием объектов культурного наследия
Российской Федерации;
строительством и содержанием объектов
культурно-бытового, социального, образовательного
назначения, автомобильных дорог, магистральных
трубопроводов, линий электропередачи,
связи и других подобных сооружений при
отсутствии других вариантов возможного
размещения этих объектов.
Земельный кодекс специально не выделяет
мелиорированные земли в составе земель
сельскохозяйственного назначения, однако
использование этих земель имеет свои
особенности, определяемые Федеральным
законом "О мелиорации земель". Например,
строительство на мелиорированных землях
объектов и проведение других работ, не
предназначенных для мелиорации земель,
не должны ухудшать водного, воздушного
и питательного режимов почв на этих землях,
а также препятствовать эксплуатации
мелиоративных систем, отдельно расположенных
гидротехнических сооружений и защитных
лесных насаждений. Любая деятельность
на мелиорированных землях должна осуществляться
в соответствии с требованиями специально
уполномоченных государственных органов
в области мелиорации земель (ст. 30).
Особенности оборота сельскохозяйственных
земель устанавливаются специальным законом.
1.3 Фонд перераспределения
земель
В составе земель сельскохозяйственного
назначения формируется фонд перераспределения
земель, предназначенный для создания
и расширения крестьянских (фермерских)
хозяйств, личных подсобных хозяйств,
ведения садоводства, животноводства,
огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Фонд формируется за счет земельных участков
из земель сельскохозяйственного назначения,
поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от
земельного участка;
2) если нет наследников ни
по закону, ни по завещанию, либо
ни один из наследников не
принял наследство, либо все наследники
лишены завещателем наследства,
либо наследник отказался от
наследства в пользу государства
или отказался от наследства
без указания, в пользу кого
он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии
земельного участка в случаях,
предусмотренных Земельным кодексом
РФ и иными федеральными законами.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения
земель являются общедоступными.
Образование фонда перераспределения
земель было предусмотрено ранее действовавшим
законодательством: Законом РСФСР от 23
ноября 1990г. "О земельной реформе"
и Указом Президента РФ от 27 декабря 1991г.
"О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР". В этот фонд
были включены участки, остающиеся после
бесплатной передачи земель коллективам
колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных
предприятий, акционерным обществам, в
том числе созданным на базе государственных
сельскохозяйственных предприятий. Фонды
перераспределения земель создаются на
уровне района.
В соответствии с ранее принятыми нормативными
актами за счет земель фонда перераспределения
выделялись земельные участки не только
гражданам, создающим крестьянские (фермерские)
хозяйства (в том числе военнослужащим,
уволенным в запас), но и казачьим обществам,
беженцам и вынужденным переселенцам
При отсутствии претендентов на получение
земельных участков из фонда перераспределения
для создания и расширения крестьянских
(фермерских) хозяйств, личных подсобных
хозяйств, ведения садоводства и т. п. земли
этого фонда могут быть предоставлены
другим гражданам и юридическим лицам
во временное пользование или в краткосрочную
аренду без права строительства объектов
недвижимости.
1.4 Субъекты прав на
земельные участки сельскохозяйственного
назначения
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного
назначения используются различными субъектами:
гражданами, коммерческими и некоммерческими
организациями, а также казачьими обществами
и общинами коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации для сохранения и развития их
традиционных образа жизни, хозяйствования
и промыслов.
Указанные субъекты используют земли
сельскохозяйственного назначения как
для собственно сельскохозяйственного
производства (товарного и нетоварного,
для личного потребления), так и для научно-исследовательских,
учебных и иных связанных с сельскохозяйственным
производством целей.
В ряде случаев именно правовой статус
соответствующего субъекта или характер
его деятельности оказывает влияние на
правовой режим используемого земельного
участка.
2. Использование земель
сельскохозяйственного назначения
гражданами
2.1 Правовой режим земель
крестьянского (фермерского) хозяйства
В соответствии с п. 1 ст. 81 ЗК РФ "гражданам,
изъявившим желание вести крестьянское
(фермерское) хозяйство, земельные участки
из земель сельскохозяйственного назначения
предоставляются в соответствии с настоящим
Кодексом, федеральным законом о крестьянском
(фермерском) хозяйстве". В настоящее
время продолжает действовать (в части,
не противоречащей Гражданскому кодексу
РФ и новому земельному законодательству)
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" (с изменениями
и дополнениями).
Согласно этому Закону право на создание
крестьянского хозяйства и на получение
земельного участка для этих целей имеет
каждый дееспособный гражданин России,
достигший 18-летнего возраста, имеющий
опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную
квалификацию либо прошедший специальную
подготовку.
Гражданам, не имеющим земельных долей,
земельные участки предоставляются из
земель фонда перераспределения. При наличии
нескольких претендентов преимущественное
право на получение земельного участка
имеют граждане, проживающие в данной
местности. Право выбора на конкурсной
основе претендента на создание крестьянского
хозяйства принадлежит органу местной
администрации, в ведении которой находится
земельный участок.
Граждане, имеющие земельную долю в общей
собственности на земельный участок сельскохозяйственной
организации (члены сельскохозяйственных
кооперативов, участники сельскохозяйственных
обществ и товариществ, лица, занятые в
социальной сфере, которые в процессе
приватизации земли получили право на
земельную долю), имеют право на выделение
земельной доли в натуре для создания
крестьянского хозяйства в порядке, установленном
ст. 13 Закона об обороте земель.
Согласно этому Закону участник долевой
собственности вправе требовать выдела
земельного участка в счет доли в праве
общей собственности на земельный участок
из земель сельскохозяйственного назначения.
Для этого он обязан известить о своем
намерении выделить земельный участок
в счет доли в письменной форме остальных
участников долевой собственности или
опубликовать сообщение в средствах массовой
информации, определенных субъектом РФ,
с указанием предполагаемого местоположения
выделяемого земельного участка и размера
компенсации остальным участникам долевой
собственности в случаях, установленных
указанной статьей.
Споры о местоположении выделяемого
земельного участка и размере компенсации
разрешаются участниками долевой собственности
с использованием согласительных процедур,
порядок проведения которых устанавливается
Правительством РФ.
В случае недостижения согласованного
решения такие споры рассматриваются
в суде.
В ст. 13 Закона об обороте земель право
на выдел земельного участка в счет доли
в праве общей собственности сформулировано
как безусловное (единственное исключение
сделано в ст. 4 Закона в отношении мелиорированных
земель). Здесь нет указания на то, что
в случаях, установленных законодательством,
право на выдел доли в натуре может быть
ограничено. Вместе с тем в Указе Президента
РФ от 27 октября 1993г. "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России" содержались ограничения
по выделению земельных долей (паев) в
натуре работникам сельскохозяйственных
организаций, реорганизация которых производится
в соответствии с п. 20-23 и 26 Положения о
реорганизации колхозов, совхозов и приватизации
сельскохозяйственных предприятий, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 4
сентября 1992г. № 708.
В соответствии с названными Указом и
Положением работники таких специализированных
организаций не вправе были приобрести
земельный пай в натуре, а могли получить
лишь его денежную компенсацию. Это не
нарушало их земельных прав, в том числе
права на создание крестьянского хозяйства,
которое они могли организовать на землях
фонда перераспределения, и вместе с тем
обеспечивало права сельскохозяйственных
организаций на предоставленные им земельные
участки.