Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:03, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение нормативно – правового материала, а также исторической научной литературы, которая регулировала, и регулирует в настоящее время землеустройство и межевание.
Исходя из цели работы перед исследованием можно поставить следующие задачи:
- изучить историю землеустройства и межевания до 18 века;
- рассмотреть экономическое и политическое положение России в начале 19 века;
- формирование системы землепользования в начале 90-х годов 20 века.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИИ ДО 18 ВЕКА 5
1.1 Землеустройство в России до середины 15 века 5
1.2 Организация землеустройства в России во времена правления Ивана III 7
1.3 Реформы землеустройства второй половины 16 века 9
1.4 Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках 11
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РОССИИ В 19-НАЧАЛЕ 20 ВЕКА 16
2.1 Реформа П.А. Столыпина 16
2.2 Результаты реформы 18
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 90-Х ГГ. XX ВЕКА В РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики11.
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.
К началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства и землепользования, которая способна выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель повышению их плодородия.
Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики. Все это привело к необходимости земельной реформы, которая началась в 1990 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 была утверждена республиканская программа проведения земельной реформы, которая предусматривала ее организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение12. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» стал первым законодательным актом, который определил сроки и порядок реорганизации колхозов и совхозов13.
Для реализации новой земельной политики государства с использованием экономических методов был принят Закон РСФСР «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., в который позднее вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. был введен в действие Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю - продажу земли. В действующей Конституции РФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственность, а также ее отчуждение.
В целях создания условий для развития предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Правительство РФ 29 декабря 1991 г. приняло постановление «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а 4 сентября 1992 г. - Постановление «О порядке реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в соответствии с которыми была проведена перерегистрация всех сельскохозяйственных предприятий, осуществлено преобразование большинства из них в акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.
Перечисленные законодательные акты, которые связаны с перераспределением и использованием земли, потребовали проведения большого объема землеустроительных работ, включая:
- передача земель в ведение сельской (поселковой) администрации;
- формирование земельных фондов специального назначения;
- отвод земель крестьянским хозяйствам, для личного подсобного хозяйства, под коллективные сады и огороды, для индивидуального жилищного и дачного строительства и т.д.;
- проведение землеустроительных работ на землях, которые реформируются сельскохозяйственными предприятиями;
- выдача документов на право собственности на землю; отвод земель при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, которые были уволены в запас из рядов Вооруженных Сил;
- межевание земель с установлением
границ территорий с особым режимом и
условиями использования (административно-
- создание общинно-родовых хозяйств в удаленных районах;
- установление обременении (сервитутов) в использовании земель правами третьих лиц с указанием границ обремененных земель, режима их использования и прав третьих лиц на ограниченное использование чужих земельных участков.
Землеустроительные работы по передаче земель в ведение сельской (поселковой) администрации проводились на основании инструктивного письма РосНИИземпроекта (бывшего Росземпроекта) от 10 декабря 1990 г. № 67-5/68 «О проведении работ по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов». Целью было упорядочение, организация рационального использования и охраны земель в границах сельских населенных пунктов и их отграничения от других земель. В течение 1991 г. эти работы были проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов на основании соответствующих проектных проработок. В их распоряжение были переданы земли 153,3 тыс. населенных пунктов общей площадью 26,6 млн га, в том числе 17,7 млн га сельскохозяйственных угодий.
В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР «О земельной реформе» проведено также формирование специального земельного фонда для последующего перераспределения и наделения земельными участками на площади 15 млн га. Формирование этого фонда шло по административным районам из тех земель, которые использовались не по целевому назначению, из земель неэффективного использования, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья14.
В ходе реорганизации колхозов и совхозов, их перерегистрации и установлении статуса новых хозяйств, были осуществлены новые виды землеустроительных работ по разграничению земель, которые находились в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с установлением площадей и местоположения земельных массивов:
- подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно;
- остающихся в государственной собственности;
- рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующего выкупа) членам коллективов, которые выходили из предприятий с целью создания крестьянских хозяйств, а также другим работникам этих хозяйств, которые объединялись в кооперативы, товарищества, акционерные общества;
- для передачи или продажи другим гражданам и юридическим лицам.
При разграничении земель, которые осуществлялись согласно Рекомендаций по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Роскомземом 27 февраля 1992 г., составлялись проекты землеустройства или перераспределения земель реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливалась среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, которая дифференцировалась по каждому хозяйству в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности по отношению к среднерайонному показателю.
Такая норма определялась на основании Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», в соответствии с которым вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением тех земель, которые передавались в ведение местной администрации, делилась на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе)15.
Земельные участки, которые остались после бесплатной передачи в собственность гражданам, коллективам колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и акционерным обществам, были включены в фонд перераспределения земель района, границы которого также определялись с помощью землеустроителей. Общая площадь этого фонда на начало 1994 г. составила 66 млн га, в том числе 13,3 млн га сельскохозяйственных угодий.
Земли фонда
перераспределения
В 1991-1994гг. было
передано гражданам для ведения
садоводства, огородничества, личного
подсобного хозяйства, индивидуального
жилищного и дачного
- садоводства и огородничества - I,8 млн га (22,4 млн семей);
- личного подсобного хозяйства - 5,7 млн га (16,5 млн семей);
- индивидуального жилищного строительства - 0,5 млн га (5 млн семей);
- дачного строительства - 0,02 млн га (0,1 млн семей).
На 1 января 1995 г. в России функционировало 278,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 2,8 млн га16.
В результате перераспределения земель около 30 млн рабочих и специалистов реорганизованных колхозов и совхозов, пенсионеров и работников социальной сферы стали собственниками земельных долей площадью от 2 до 15 га, которые находились в коллективной совместной либо в коллективно-долевой собственности. В порядке оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям по реорганизации и приватизации земли было разработано 2150 землеустроительных проектов.
В 1994 г. документы, которые удостоверяли право на землю, были выданы 11,7 млн граждан, из них 6 млн - собственникам земельных долей. В целом документы, удостоверяющие право на землю, получили 95,2 % сельскохозяйственных предприятий, 78,2 % несельскохозяйственных предприятий, 95,3 % крестьянских хозяйств, 73,8 % владельцев личных подсобных хозяйств, 45 % собственников индивидуальных жилых, дачных и гаражных строений, 56 % владельцев садовых участков, 61,5 % собственников земельных долей.
В 1993 г. землеустроительной службой России была также проведена инвентаризация земель части населенных пунктов, уточнены границы 230 городов и поселков городского типа. Более чем 31 тыс. семей военнослужащих, беженцев, вынужденных переселенцев, в том числе переселяющихся из районов Крайнего Севера, получили земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В 1994г. более 17 тыс. хозяйств получили земельно-кадастровые карты, а проведенная по 470 административным районам инвентаризация земель позволила выявить дополнительно 1,5 млн га, пригодных для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства и для других целей.
На Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере было создано 322 общинно-родовых хозяйства на площади 28,3 млн га, из которых 33 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья.
Вместе с
тем, поскольку процесс