Источники аграрного права как форма выражения и закрепления аграрной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

Выявляя правовую природу вышеназванных решений государственного органа — распорядителя государственного земельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства — собственника земли не всегда принимают рыночный характер . Получается так потому, что госорган — продавец земли не выделяет из своей системы государственного управления специальное хозяйственное подразделение, которое самостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другими участниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическими лицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственной структуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков, но и как уполномоченные представители органов государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат земельное право.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Для характеристики отрасли  права вообще и земельного права  в частности наряду с предметом  важно выявление особенностей методов  регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права  понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение  участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Различия в методах  правового регулирования. При наличии  государственной собственности  на землю предоставление и продажа  земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганы выносят  решения об изъятии земли или  каких-либо изменениях в праве землепользования. Таким образом, возникновение, изменение  или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового  акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает  и качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным  земельным имуществом», а не как  «власть». И хотя уполномоченный орган  государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие  отношения следует рассматривать  как управленческие земельные имущественные, а не как административные отношения.

Выявляя правовую природу  вышеназванных решений государственного органа — распорядителя государственного земельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства — собственника земли не всегда принимают рыночный характер . Получается так потому, что  госорган — продавец земли не выделяет из своей системы государственного управления специальное хозяйственное  подразделение, которое самостоятельно выступало бы на рынке земли как  равноправный партнер с другими участниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическими лицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственной структуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков, но и как уполномоченные представители органов государственной власти. Это порождает ненужное администрирование в хозяйственных земельных отношениях.

 

1. Источники аграрного  права как форма выражения  и закрепления аграрной политики  государства

Аграрная политика государства  находит свое выражение в соответствующих нормативных правовых актах, нормы которых и являются источниками аграрного права.

Нормативный правовой акт  – официальный документ установленной  формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (Закон «О нормативных правовых актах» от 10.01.2000г. с изменениями и дополнениями).

Для источников аграрного  права характерны следующие особенности:

1) наличие унифицированных  и дифференцированных правовых  актов. Унификация осуществляется  по предмету правового регулирования, а дифференциация – по субъекту. Унифицированные акты составляют ядро аграрного законодательства;

2) отсутствие в составе  аграрного законодательства единого кодифицированного правового акта;

3) наличие делегированных  и санкционированных правовых  актов;

4) несовпадение отрасли  права с отраслью законодательства. К источникам аграрного права относятся нормы, которые содержатся в правовых актах иных отраслей национального законодательства, в той части, в которой они регулируют аграрные отношения.

12Под источниками аграрного  права понимают внешнюю форму выражения государственной воли в унифицированных и дифференцированных нормативных правовых актах компетентных государственных органов, предназначенных для урегулирования аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

В ходе организации и осуществления  сельскохозяйственной деятельности возникают  и развиваются земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие, производственные и иные отношения. С учетом специфики ведения сельского  хозяйства эти общественные отношения  приобретают особое содержание, что  позволяет выделить их в своей совокупности в новый вид общественных отношений - аграрные отношения, которые, в свою очередь, будучи урегулированы нормами права, приобретают характер правовых отношений.

 

2.Понятие аграрных  правоотношений

 

Аграрные правоотношения – правовая форма, выражающая и закрепляющая аграрные отношения как экономическую категорию и как разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.

Аграрные правоотношения характеризуются через объект, субъект  и содержание. Объектом являются разнообразные блага, на достижение, использование и охрану которых направлены интересы сторон в правоотношениях и для чего они реализуют принадлежащие им права и обязанности. В зависимости от вида аграрных правоотношений в качестве объекта могут выступать: земля, другие природные ресурсы (лес, водоемы, полезные ископаемые), животные, имущество, селекционные достижения и др. В качестве субъектов аграрных правоотношений выступают физические и юридические лица, наделяемые правами и обязанностями в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и в обслуживании сельского хозяйства. Содержание составляют права и обязанности субъектов аграрных правоотношений. Объем прав и обязанностей определяется нормативными правовыми актами.

Специфика аграрных правоотношений обусловлена  спецификой отрасли сельского хозяйства  и определяются следующими особенностями:

а) использование земли не только в качестве территориального базиса, но и основного средства производства, при этом земля не является собственностью сельскохозяйственных товаропроизводителей;

б) использование в качестве средства производства живых организмов;

в) сезонный характер труда в сельском хозяйстве;

г) развитие различных легальных  частных форм аграрного предпринимательства  наряду с государственными юридическими лицами;

д) разнообразие почвенных, природно-климатических  условий оказывает существенное влияние на размещение и специализацию  сельскохозяйственных организаций, требует  разработки специальных мер по стабилизации рынка сельскохозяйственного сырья  и продовольствия и государственной  поддержке производителей сельскохозяйственной продукции.

Особенности сельскохозяйственного  производства оказывают влияние  и на организационно-правовые формы  хозяйствования. В аграрном секторе  экономики наибольшее распространение  получили кооперативная и семейная форма организации производства, не характерные для других отраслей (колхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства).

Аграрные правоотношения являются комплексными. Это проявляется в  том, что они не являются однородными  по своему содержанию и характеру, а  составляют комплекс земельных, имущественных, управленческих, трудовых и иных отношений, каждое из которых имеет свои особенности, но все они складываются в сфере  агропромышленного производства [12, с.94].

Основными элементами аграрных правоотношений являются:

  • субъекты правоотношения;
  • объекты правоотношения;
  • содержание правоотношения;
  • основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений (юридические факты).

Субъектами аграрных правоотношений признаются физические и юридические  лица, наделенные правами и обязанностями  в сфере производства, переработки  и реализации сельскохозяйственной продукции. В качестве субъектов  аграрных правоотношений могут выступать  не только сельскохозяйственные товаропроизводители, но и государственные органы, различные  коммерческие и некоммерческие организации, предприниматели и граждане, подпадающие  под действие норм аграрного законодательства.

Объектами аграрных правоотношений являются разнообразные блага, на достижение, использование и охрану которых  направлены интересы сторон правоотношения и ради чего они реализуют свои субъективные права и обязанности. Так как аграрные правоотношения не представляют собой единого, однородного  правоотношения, разнообразием отличаются и объекты правоотношений в аграрном праве.

В зависимости от конкретного вида аграрных правоотношений, объектом может  выступать, например, земля как основное средство производства и пространственный базис. Ее уникальные свойства (плодородие, ограниченность и неперемещаемость) оказывают существенное влияние  на правовое положение субъектов, их специализацию и правоспособность.

Объектами аграрных правоотношений могут  быть и другие природные ресурсы (леса, водоемы, полезные ископаемые). Одним  из характерных объектов аграрных правоотношений являются животные. Примером объектов аграрных правоотношений могут служить  также семена, селекционные достижения в области растениеводства и  животноводства, трудовая деятельность, социальная сфера села и др.

Содержание аграрных правоотношений составляют права и обязанности  его субъектов. Объем прав и обязанностей определяется нормативными правовыми  актами и зависит от совокупности общественных отношений, участниками  которых они становятся, а также  от правового статуса самого субъекта. Так, являясь землепользователями, субъекты аграрных правоотношений имеют  право самостоятельно хозяйствовать  на земле, право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную  сельскохозяйственную продукцию и  доходы от ее реализации и многие другие права. Соответственно они наделяются и целым рядом обязанностей: эффективно использовать предоставленные им земельные  участки, повышать их плодородие, применять  природоохранные технологии производства, своевременно уплачивать земельный  налог и др.

 

3. Виды аграрных  правоотношений

 

В основе классификации аграрных правоотношений могут использоваться различные  критерии. Например, в зависимости  от объекта можно выделить земельные, трудовые, предпринимательские, финансовые, административные и другие правоотношения. Аграрные правоотношения могут быть классифицированы по видам деятельности, по организационно-правовой форме их участников.

Однако в аграрном праве наибольшее распространение получила классификация  аграрных правоотношений в зависимости  от сферы, уровня их возникновения применительно  к основным субъектам рассматриваемых  правоотношений: на внутренние (внутрихозяйственные), возникающие в рамках сельскохозяйственной организации, и внешние, возникающие  в результате взаимодействия их с иными участниками аграрных правоотношений в процессе осуществления ими сельскохозяйственной деятельности [10, с. 22]. Данные группы аграрных правоотношений различаются по своему содержанию, субъектному составу, характеру нормативных актов, их регулирующих, методам правового регулирования.

В рамках внутренних аграрных правоотношений возникают земельные, трудовые, имущественные, организационно-управленческие отношения. К внутренним относятся также  правоотношения, основанные на членстве в сельскохозяйственном кооперативе, крестьянско-фермерском хозяйстве, личном подсобном хозяйстве граждан, учредительстве и участии в хозяйственных  обществах и товариществах.

Важное место среди внутренних аграрных правоотношений занимают трудовые отношения, обладающие существенной спецификой в связи с необходимостью использования  в процессе трудовой деятельности земли, живых организмов, ее зависимостью от природно-климатических факторов. Данная специфика проявляется как  в сфере организации труда  и его оплаты, так и в области  соблюдения трудовой дисциплины и охраны труда, правилах по технике безопасности и производственной санитарии. В  целом специфика внутренних аграрных правоотношений определяется земельными и трудовыми отношениями, которые  тесно взаимосвязаны между собой, вместе с тем основу внутренних аграрных правоотношений составляют имущественные  отношения, и, прежде всего, это отношения  собственности: по поводу внутрихозяйственного использования объектов этой собственности, имущественные отношения между  сельскохозяйственной организацией и  ее производственными подразделениями.

Внешние аграрные правоотношения представляют собой совокупность правоотношений, возникающих между сельскохозяйственными  организациями и другими субъектами хозяйствования, гражданами и соответствующими органами государственного управления в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. Внешние отношения  регулируются нормами традиционных отраслей права (гражданского, земельного, административного, финансового и  др.), а в совокупности и комплексе - нормами аграрного права.

Внешние аграрные правоотношения можно  разделить на две группы:

а) участниками являются субъекты хозяйствования;

б) участником аграрного правоотношения выступает государство в лице соответствующих органов управления и должностных лиц.

К внешним аграрным правоотношениям  относятся:

1) имущественные отношения, возникающие  в процессе реализации права  собственности на движимое и  недвижимое имущество;

2) договорные отношения, которые  являются преобладающей правовой  формой осуществления экономических  связей между субъектами хозяйствования. При этом можно выделить договоры, которые обусловлены спецификой  сельского хозяйства (договор  контрактации, договор поставки  сельскохозяйственной продукции);

Информация о работе Источники аграрного права как форма выражения и закрепления аграрной политики государства