Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:59, реферат
Выявляя правовую природу вышеназванных решений государственного органа — распорядителя государственного земельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства — собственника земли не всегда принимают рыночный характер . Получается так потому, что госорган — продавец земли не выделяет из своей системы государственного управления специальное хозяйственное подразделение, которое самостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другими участниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическими лицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственной структуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков, но и как уполномоченные представители органов государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ
Для характеристики отрасли 
права вообще и земельного права 
в частности наряду с предметом 
важно выявление особенностей методов 
регулирования земельных 
Различия в методах 
правового регулирования. При наличии 
государственной собственности 
на землю предоставление и продажа 
земли для хозяйственных нужд 
производится на основании решения 
(постановления) компетентного государственного 
органа. Те же госорганы выносят 
решения об изъятии земли или 
каких-либо изменениях в праве землепользования. 
Таким образом, возникновение, изменение 
или прекращение земельных 
Выявляя правовую природу 
вышеназванных решений 
 
1. Источники аграрного 
права как форма выражения 
и закрепления аграрной 
Аграрная политика государства находит свое выражение в соответствующих нормативных правовых актах, нормы которых и являются источниками аграрного права.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (Закон «О нормативных правовых актах» от 10.01.2000г. с изменениями и дополнениями).
Для источников аграрного права характерны следующие особенности:
1) наличие унифицированных 
и дифференцированных правовых 
актов. Унификация 
2) отсутствие в составе аграрного законодательства единого кодифицированного правового акта;
3) наличие делегированных и санкционированных правовых актов;
4) несовпадение отрасли права с отраслью законодательства. К источникам аграрного права относятся нормы, которые содержатся в правовых актах иных отраслей национального законодательства, в той части, в которой они регулируют аграрные отношения.
12Под источниками аграрного права понимают внешнюю форму выражения государственной воли в унифицированных и дифференцированных нормативных правовых актах компетентных государственных органов, предназначенных для урегулирования аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.
В ходе организации и осуществления сельскохозяйственной деятельности возникают и развиваются земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие, производственные и иные отношения. С учетом специфики ведения сельского хозяйства эти общественные отношения приобретают особое содержание, что позволяет выделить их в своей совокупности в новый вид общественных отношений - аграрные отношения, которые, в свою очередь, будучи урегулированы нормами права, приобретают характер правовых отношений.
2.Понятие аграрных правоотношений
Аграрные правоотношения – правовая форма, выражающая и закрепляющая аграрные отношения как экономическую категорию и как разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.
Аграрные правоотношения характеризуются через объект, субъект и содержание. Объектом являются разнообразные блага, на достижение, использование и охрану которых направлены интересы сторон в правоотношениях и для чего они реализуют принадлежащие им права и обязанности. В зависимости от вида аграрных правоотношений в качестве объекта могут выступать: земля, другие природные ресурсы (лес, водоемы, полезные ископаемые), животные, имущество, селекционные достижения и др. В качестве субъектов аграрных правоотношений выступают физические и юридические лица, наделяемые правами и обязанностями в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и в обслуживании сельского хозяйства. Содержание составляют права и обязанности субъектов аграрных правоотношений. Объем прав и обязанностей определяется нормативными правовыми актами.
Специфика аграрных правоотношений обусловлена спецификой отрасли сельского хозяйства и определяются следующими особенностями:
а) использование земли не только в качестве территориального базиса, но и основного средства производства, при этом земля не является собственностью сельскохозяйственных товаропроизводителей;
б) использование в качестве средства производства живых организмов;
в) сезонный характер труда в сельском хозяйстве;
г) развитие различных легальных частных форм аграрного предпринимательства наряду с государственными юридическими лицами;
д) разнообразие почвенных, природно-климатических 
условий оказывает существенное 
влияние на размещение и специализацию 
сельскохозяйственных организаций, требует 
разработки специальных мер по стабилизации 
рынка сельскохозяйственного 
Особенности сельскохозяйственного 
производства оказывают влияние 
и на организационно-правовые формы 
хозяйствования. В аграрном секторе 
экономики наибольшее распространение 
получили кооперативная и семейная 
форма организации 
Аграрные правоотношения являются комплексными. Это проявляется в том, что они не являются однородными по своему содержанию и характеру, а составляют комплекс земельных, имущественных, управленческих, трудовых и иных отношений, каждое из которых имеет свои особенности, но все они складываются в сфере агропромышленного производства [12, с.94].
Основными элементами аграрных правоотношений являются:
Субъектами аграрных правоотношений признаются физические и юридические лица, наделенные правами и обязанностями в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В качестве субъектов аграрных правоотношений могут выступать не только сельскохозяйственные товаропроизводители, но и государственные органы, различные коммерческие и некоммерческие организации, предприниматели и граждане, подпадающие под действие норм аграрного законодательства.
Объектами аграрных правоотношений являются разнообразные блага, на достижение, использование и охрану которых направлены интересы сторон правоотношения и ради чего они реализуют свои субъективные права и обязанности. Так как аграрные правоотношения не представляют собой единого, однородного правоотношения, разнообразием отличаются и объекты правоотношений в аграрном праве.
В зависимости от конкретного вида 
аграрных правоотношений, объектом может 
выступать, например, земля как основное 
средство производства и пространственный 
базис. Ее уникальные свойства (плодородие, 
ограниченность и неперемещаемость) 
оказывают существенное влияние 
на правовое положение субъектов, их 
специализацию и 
Объектами аграрных правоотношений могут быть и другие природные ресурсы (леса, водоемы, полезные ископаемые). Одним из характерных объектов аграрных правоотношений являются животные. Примером объектов аграрных правоотношений могут служить также семена, селекционные достижения в области растениеводства и животноводства, трудовая деятельность, социальная сфера села и др.
Содержание аграрных правоотношений составляют права и обязанности его субъектов. Объем прав и обязанностей определяется нормативными правовыми актами и зависит от совокупности общественных отношений, участниками которых они становятся, а также от правового статуса самого субъекта. Так, являясь землепользователями, субъекты аграрных правоотношений имеют право самостоятельно хозяйствовать на земле, право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации и многие другие права. Соответственно они наделяются и целым рядом обязанностей: эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, своевременно уплачивать земельный налог и др.
3. Виды аграрных правоотношений
В основе классификации аграрных правоотношений могут использоваться различные критерии. Например, в зависимости от объекта можно выделить земельные, трудовые, предпринимательские, финансовые, административные и другие правоотношения. Аграрные правоотношения могут быть классифицированы по видам деятельности, по организационно-правовой форме их участников.
Однако в аграрном праве наибольшее распространение получила классификация аграрных правоотношений в зависимости от сферы, уровня их возникновения применительно к основным субъектам рассматриваемых правоотношений: на внутренние (внутрихозяйственные), возникающие в рамках сельскохозяйственной организации, и внешние, возникающие в результате взаимодействия их с иными участниками аграрных правоотношений в процессе осуществления ими сельскохозяйственной деятельности [10, с. 22]. Данные группы аграрных правоотношений различаются по своему содержанию, субъектному составу, характеру нормативных актов, их регулирующих, методам правового регулирования.
В рамках внутренних аграрных правоотношений возникают земельные, трудовые, имущественные, организационно-управленческие отношения. К внутренним относятся также правоотношения, основанные на членстве в сельскохозяйственном кооперативе, крестьянско-фермерском хозяйстве, личном подсобном хозяйстве граждан, учредительстве и участии в хозяйственных обществах и товариществах.
Важное место среди внутренних 
аграрных правоотношений занимают трудовые 
отношения, обладающие существенной спецификой 
в связи с необходимостью использования 
в процессе трудовой деятельности земли, 
живых организмов, ее зависимостью 
от природно-климатических 
Внешние аграрные правоотношения представляют 
собой совокупность правоотношений, 
возникающих между 
Внешние аграрные правоотношения можно разделить на две группы:
а) участниками являются субъекты хозяйствования;
б) участником аграрного правоотношения 
выступает государство в лице 
соответствующих органов 
К внешним аграрным правоотношениям относятся:
1) имущественные отношения, 
2) договорные отношения, которые 
являются преобладающей