Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:12, контрольная работа

Краткое описание

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации – государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

Содержание

1. Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества в РФ
2. История развития приватизации государственного имущества в РФ
3 Субъекты и объекты приватизации
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 28.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Понятие и правовые основы  приватизации государственного  имущества в РФ 

2. История развития приватизации  государственного имущества в  РФ

3 Субъекты и объекты приватизации

Список литературы

 

 

 

 

1. Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества в РФ

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства  невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая  и практическая проблема связана  с наличием в обществе особой политической организации – государства, с  устранением негативных последствий  его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов  разгосударствления, представляет собой  процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей  мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее  выполнявшихся государством, его  органами и должностными лицами.

Что касается самого понятие приватизации, то в  соответствии со ст.1

Закона  «О приватизации…» под приватизацией  государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

- Приватизация  основывается на признании равенства  покупателей и открытости деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления;

- Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

- Приватизация  муниципального имущества осуществляется  органами местного самоуправления  самостоятельно в порядке, предусмотренном  законом.

Первый  специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй  Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее  время приватизация определяется Федеральным  Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть –  отражающие его динамику.

Общая часть  включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о  динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут  рассмотрены отдельно.

В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило  Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления  приватизации федерального имущества  до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту  в Российской Федерации сложилась  достаточно разработанная нормативная  база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.

 

2. История развития приватизации государственного имущества в РФ

1991г. стал годом начала нового  этапа в жизни России – процесса  приватизации государственного  и муниципального имущества. Разгосударствление  российской экономики было начато  с надеждой на скорейшее появление  широкого класса собственников  – эффективных управляющих, что  в рыночной экономике является  необходимым условием интенсивного  развития.

Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом  РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий  в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а  также Закон Российской Федерации  «О приватизации жилищного фонда  в Российской Федерации». Процесс  приватизации государственного имущества  можно условно разделить на три  этапа. Первый этап приватизации государственной  собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994г. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.

Однако именно этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективно управляющих  своей собственностью, а к возникновению  небольшой прослойки очень богатых  собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.

Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной купли-продажи  собственности, что зачастую приводило  к разрушению таких крупных предприятий, как ЗИЛ. Именно к первому этапу  приватизации в обществе возникло негативное отношение.

На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась  четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и  акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость  основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже  через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних  предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала  проводилось акционирование, затем  выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими  физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.

На первом этапе приватизации произошло  существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в  частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано  наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994гг. было приватизировано  почти 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных  объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму  порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% – за счет реализации муниципального имущества, 30% – регионального имущества  и 20% – федерального имущества. Основными  объектами приватизации на этом этапе  являлись предприятия торговли, общественного  питания, строительные организации, предприятия  нефтяного комплекса.

Начало второго этапа приватизации началось в 1994г. и продолжалось до начала 2002г. Этот этап приватизации носил качественно новый характер, поскольку главной его целью являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки эффективных собственников.

На данном этапе приватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994г. свыше 20 млн. рублей, за некоторым  исключением (казенные, запрещенные  к приватизации, с иностранным  участием), должны быть преобразованы  в акционерные общества открытого  типа. Все остальные предприятия  с балансовой стоимостью менее 20 млн. рублей должны приватизироваться на аукционе либо по коммерческому или  инвестиционному конкурсу.

На этом этапе было приватизировано  около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общего количества приватизированных  предприятий за последние 10 лет. При  этом в этот период происходило сокращение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом  в среднем на 50%.

Меньше всего приватизированных  предприятий было в 1999г. – 1536 единиц. Это связано с последствиями  финансового кризиса августа 1998г., в результате которого большинство  российских граждан и предприятий  оказались в тяжелом финансовом положении и не имели достаточных  средств на приобретение объектов недвижимости. В результате доходы от приватизации государственного имущества в этот и последующие годы были существенно  ниже по сравнению с предыдущими  годами. В 2000г. впервые за весь период процесса приватизации произошло увеличение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом.

Указанный показатель в 2000г. составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных  предприятий 1999г.

На втором этапе приватизации государство  получило более 100 млрд. рублей от приватизации государственного имущества. При этом большие средства от приватизации имущества  государство получило в 1997г. – 26 млрд. рублей. В общей сложности в  течение последних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов, из которых 20 тыс. –  объекты промышленной собственности, большинство из которых принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Менее всего в процесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, а также объекты электроэнергетики. К настоящему времени практически полностью завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали. За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.

 

3 Субъекты и объекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:

-разработка  и издание в пределах своей  компетенции нормативных правовых  актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;

-разработка  проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;

-принятие  решений о приватизации федерального  имущества в пределах своей  компетенции;

-преобразование  государственных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя  таких обществ от имени РФ;

-осуществление  от имени РФ прав акционера  (участника) хозяйственных обществ,  акции которого находятся в  федеральной собственности.

Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению  Правительства Российской Федерации  от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными  ему объектами приватизации до момента  их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных  обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества  денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

Покупателями  федерального имущества могут быть любые физические и юридические  лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также юридических  лиц, в уставном капитале которых  доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Установленные федеральными законами ограничения  участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороноспособности и безопасности государства обязательны при  приватизации федерального имущества.

Что касается объектов приватизации, то это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом. В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"