Контрольная работа по дисциплине: «Земельное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

В чем отличие императивного метода правового регулирования земельных отношений от диспозитивного метода?
При раскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод — как регулирует, т.е. метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Императивный метод правового регулирования земельных отношений…..4
2. Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений….5
3. Особенности методов правового регулирования земельных отношений….6
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы…………………...………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский государственный университет 

Кафедра «Гражданское право и процесс» 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине: «Земельное право»

Вариант №4: «В чем отличие императивного метода правового регулирования земельных отношений от диспозитивного метода?» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

группы ЮРз-431ВВО

заочной формы обучения

Борискина Ксения Александровна

Научный руководитель:

Сергеев Алексей Викторович 

«__»____________________20__ г. 
 
 
 
 

Тольятти 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Императивный метод правового регулирования земельных отношений…..4

2. Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений….5

3. Особенности методов правового регулирования земельных отношений….6

Заключение………………………………………………………………………..9

Список  литературы…………………...………………………………………….11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     При раскрытии сущности земельного права  нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод — как регулирует, т.е. метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.

     Метод — установленный законодательством  способ воздействия на поведение  и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях.

     Способ  воздействия — это установленное  законодательством положение, которое  изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования.

     Метод регулирования земельных отношений отражает специфику своего воздействия. В условиях формирования рынка земли и рыночных отношений необходимо выявить методы с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Методы правового регулирования обусловлены характером регулируемых отношений, для которых подбираются адекватные им приемы и способы правового воздействия.

     Структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях, когда этого требует обстановка, к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

     Для земельного права характерны два  вида методов: императивный и диапозитивный. 
 
 
 

1. Императивный метод правового регулирования земельных отношений. 

     Этот  метод правового регулирования  выражается в установлении субъектов  правоотношений и запретов, не подлежащих исполнению.

     Установление  обязанностей — это ведущий способ правового регулирования, поскольку он занимает значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм. Это — обязанности соблюдать субординацию органов власти в части регулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, порядок предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке и т.д. Введенная законом обязанность для субъектов земельно-правовых отношений исключает какие-либо отклонения в ее использовании. Например, если нарушается обязанность по целевому использованию земель, то может быть прекращено не только такое использование, но и само право на землю (ст. 44, 45 ЗК РФ).

     Установление  запретов в земельном праве —  это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений. Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы пресечь реализацию интересов субъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства. Так, в ходе осуществления промышленного, химического и иных видов производства пользователи земли неизбежно загрязняют окружающую среду и почву, химическими и бактериальными веществами, поскольку экологически чистое производство — это такая же утопия, как и вечный двигатель. Однако такое загрязнение не должно превышать предельно допустимую концентрацию этих веществ в почве, устанавливаемую земельным законодательством.

     Границы должного поведения определяются для  того, чтобы способы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют  свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государственным и общественным интересам и не наносили им вреда. Например, осуществляя строительство на земельном участке, всякий землепользователь обязан руководствоваться градостроительными стандартами и правилами, согласовывать это строительство с землеустроительными, пожарными, санитарными, природоохранительными и иными органами, осуществляющими государственный контроль за этой сферой хозяйственной деятельности.

     Соблюдение  правил должного поведения и ненарушение  запретов также жестко регламентируются и обеспечиваются действующим земельным законодательством. Например, за самовольное строительство, к которому относятся нарушение строительных норм и несогласование строительства с соответствующими органами, установлена административная ответственность для граждан и юридических лиц (ст. 9.4, 9.5 КоАП РФ).

     Императивный  метод правового'регулирования земельных  отношений исключает юридическое  равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения  власти и подчинения. 

2. Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений. 

     Диспозитивный метод правового регулирования  означает такой способ правового  воздействия, при котором субъектам  земельных правоотношений предоставляется  свобода (собственное усмотрение) в  реализации своих целей и задач.

     Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.1

     Рекомендательный  метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения. Например, экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает выделение средств местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли. Однако вопрос о том, в каких размерах, в какие сроки и кому выделять такие средства, решается местными органами.

     Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом. Так, материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заинтересованными "лицами, однако юридически значимыми они становятся лишь после утверждения соответствующими органами местного самоуправления.

     Делегирующий  метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий. Например, исключительно от воли гражданина — собственника земельного участка зависит передача земельного участка по наследству. Государство вправе вмешаться лишь в случае, если гражданином не было составлено завещание и отсутствуют наследники по закону. 

3. Особенности методов правового регулирования земельных отношений. 

     Особенности методов правового регулирования  в земельном праве на современном  этапе его развития диктуются  следующими обстоятельствами.

     Для правового регулирования определенных, групп земельных отношений, связанных с оборотом земли, применяется заново разработанная система экономического стимулирования и принятия экономико-правовых мер, установленная новым ГК РФ, задачами, стоящими перед государством и обществом в современных условиях.

     Период  перехода к регулируемым рыночным отношениям характеризуется тем, что главной  задачей является перераспределение  земли в интересах создания условий  для равноправного развития различных  форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики при обеспечении рационального использования и охраны земель.

     В силу этих особенностей в правовом регулировании земельных отношений применяется практически весь спектр вышеназванных методов:

  • обязательное требование целевого использования земельных участков;
  • запрещение нарушения почвенного плодородия и ухудшения экологической обстановки;
  • меры экономического стимулирования охраны земель;
  • санкционирование мелиоративных работ соответствующими государственными органами;
  • хозяйственная свобода на земле и т.д.

     Иначе говоря, в правовом регулировании  присутствуют как императивный метод  установления обязанностей и запретов, так и диспозитивный метод  рекомендаций, санкционирования, делегирования субъектам земельных правоотношений определенных прав.2

     Однако  в указанной системе методов неизбежно выделяются те или иные виды и подвиды. Например, в регулировании порядка использования земель преобладает диспозитивный метод, а в регулировании охраны — императивный. В частности, важность земли как места обитания и как источника естественного богатства порождает необходимость принятия специализированных законов в этой сфере. Например, Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 10.01.2003) устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков хозяйственной деятельности.

     Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель (ст. 12).

     В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия этих земель (ст. 13). Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований (ст. 21). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Суммируя  сказанное, можно сделать вывод, что метод земельно-правового регулирования, во-первых, включает в себя весь спектр правового воздействия на субъектов земельных правоотношений при безусловной гармонизации их интересов, во-вторых, он обусловлен особенностями предмета правового регулирования и задачами, стоящими перед обществом и государством на современном этапе. И здесь опять-таки актуально учитываются интересы отдельной личности, групповые интересы целых народов. Таким образом, метод правового регулирования в ЗП - совокупность императивных и диспозитивных способов правового воздействия государства на регулируемые земельные отношения, обусловленные государственными задачами, особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы.

     Определить  преобладание того или иного метода весьма сложно, ибо их соотношение может изменяться под влиянием социальной практики. Специального метода правового регулирования, присущего только ЗП, быть не может, так как метод земельно-правового регулирования:

     1.   включает в себя весь спектр правового воздействия на субъектов земельных отношений при безусловной гармонизации их интересов;

     2.   обусловлен предметом правового регулирования и задачами, стоящими перед обществом и государством на современном этапе (охрана земли, как основы жизни и деятельности общества).

     Земельное право является сложным образованием и обладает собственным методом правового регулирования. Его специфика заключается в том, что он сочетает в себе черты властно-авторитарные (власти и подчинения) и автономные (юридического равенства), характерные для методов гражданского права. Тем самым он получает новое содержание, свойственное только земельному праву и отличающее его от любой другой отрасли российского права.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Земельное право»