Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 20:47, контрольная работа
Задача 1.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, отказано в удовлетворении искового требования граждан К., Х. и других об определении местоположения земельного участка площадью 195 га, выделяемого в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения. Как установлено судом, размер земельного участка при отсутствии правоустанавливающих документов некоторых истцов не может быть определен в размере 195 га, а извещение о намерении выделить земельный участок в счет своих земельных долей не соответствует требованиям пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации К. и Х. оспаривают конституционность статьи 13 «Выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а кроме того, просят дать толкование пункта 4 данной статьи и внести представление в Государственную Думу о его изменении, а также разъяснить суду общей юрисдикции, главе районной администрации и ответчикам по делу заявителей, правомерны ли действия ответчиков и администрации и не противоречат ли они Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемая норма нарушает их права, гарантированные статьями 9 (часть 2), 35 (часть 2) и 36 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку она не предусматривает разумный период выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения во время согласительных процедур и рассмотрения спора в суде, в связи с чем нуждается в доработке.
Нарушены ли конституционные права граждан? Дайте ответ с учетом изменений, внесенных в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Задача 2.
Гражданину Орлов в пожизненное наследуемое владение в 1994 году был предоставлен земельный участок площадью 10 гектаров для организации крестьянского хозяйства рыбоводческого направления, а также разрешено строительство проточного пруда на данном земельном участке.
Право пожизненного наследуемого владения Орлова на земельный участок общей площадью 10 гектаров было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем была сделана соответствующая запись и выдано свидетельство. В течение длительного времени пруд функционировал и использовался для разведения рыбы.
В 2008 году крестьянское хозяйство Орлова было ликвидировано, а Орлов зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В 2010 году он обратился в регистрационный орган с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Решением от 31 июля 2010г. регистрационная служба отказала в государственной регистрации права собственности.
Правомерно ли регистрационная служба отказала в регистрации? Какие основания для отказа могли быть ею использованы?
ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»
Юридический факультет
Кафедра СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА
Контрольная работа по дисциплине «Земельное право»
Вариант 2
Выполнил: студентка 2 курса
ускоренной очно-заочной формы обучения
группы ЮЮС-121-Ю
Проверил:
доц.,
Омск
2012
ЗАДАНИЯ для выполнения контрольных
работ по Земельному праву студентами
2 курса очно-заочной формы обучения
на 2011-2012 учебный год (весна)
ВАРИАНТ № 2
Задача 1.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, отказано в удовлетворении искового требования граждан К., Х. и других об определении местоположения земельного участка площадью 195 га, выделяемого в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения. Как установлено судом, размер земельного участка при отсутствии правоустанавливающих документов некоторых истцов не может быть определен в размере 195 га, а извещение о намерении выделить земельный участок в счет своих земельных долей не соответствует требованиям пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации К. и Х. оспаривают конституционность статьи 13 «Выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а кроме того, просят дать толкование пункта 4 данной статьи и внести представление в Государственную Думу о его изменении, а также разъяснить суду общей юрисдикции, главе районной администрации и ответчикам по делу заявителей, правомерны ли действия ответчиков и администрации и не противоречат ли они Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемая норма нарушает их права, гарантированные статьями 9 (часть 2), 35 (часть 2) и 36 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку она не предусматривает разумный период выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения во время согласительных процедур и рассмотрения спора в суде, в связи с чем нуждается в доработке.
Нарушены ли конституционные права граждан? Дайте ответ с учетом изменений, внесенных в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В настоящее время действует редакция Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011г. Изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" и предусматривает главное изменение в процедуре выделения земельного участка в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а именно необходимость проведения межевания земельного участка.
Согласно п. 3. от 24.07.2002г.№ 101-ФЗ земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
В тоже время по п. 4 если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Такой проект согласно п. 5 указанного ФЗ утверждается либо решением общего собрания участников долевой собственности, либо решением собственника земельной доли или земельных долей (в случае, указанном в п. 4 ст. 13).
До внесения изменений в ФЗ № 101-ФЗ местоположение земельного участка, предназначенного для выделения, согласно п. 13, могло быть определено решением участников долевой собственности. А в случае отсутствия такого решения участник долевой собственности обязан был в письменной форме известить о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или же опубликовать сообщение в СМИ с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка. При этом согласно абз. 3 п. 13 старой редакции закона № 101-ФЗ размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. А, поскольку, согласно условиям задачи, правоустанавливающие документы некоторых истцов отсутствовали, то это и есть нарушение пункта 13 указанного Федерального закона, поскольку определение размера и местоположения такого земельного участка не представляется возможным. Требование об определении размера участка, выделяемого в счет земельной доли, на основании данных документов, устанавливающих право на эту долю, осталось и в новой действующей редакции закона (п. 5 ст. 13).
Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении искового требования граждан К., Х. и других об определении местоположения земельного участка площадью 195 га, выделяемого в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку нарушены требования ст. 13 Федерального закон № 101-ФЗ.
Согласно п. 4 закона в старой редакции 4. в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
Таким образом, порядок проведения согласительных процедур будет устанавливаться субъектом РФ. Следовательно, сам порядок, сроки и механизм согласительных процедур будет определяться нормативно-правовыми актами субъекта РФ, а не в Федеральном законе РФ. Разумные периоды выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения во время рассмотрения спора в суде не могут быть определены, поскольку в суде дело рассматривается на основе принципа состязательности сторон и с учетом всех его обстоятельств. Каждое индивидуально. Законодательством предусматривается установление и закрепление процедуры рассмотрения спора в судах в рамках гражданско-процессуального законодательства. Установление каких бы то ни было разумных периодов выделения доли в случае рассмотрения дела в суде, таким образом, некорректно.
В новой редакции Федерального закона № 101-ФЗ (ред. От 29.12.2010г.) п. 15 ст. 13.1. споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде. Таким образом, не только местоположение, но и размер участка становятся предметом судебного разбирательства.
По условиям задачи земельный участок находится в праве общей собственности. Согласно п. 1, 2 ст. 244 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Такое имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Статья 213 ГК РФ определяет, что в собственности граждан и юридических лиц, т.е. в частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. По Конституции (ч. 2 ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. Ч. 2 ст. 9 Конституции РФ в данном случае не нарушена. Так же как и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ (Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю). Ч. 3. ст. 36 Конституции РФ определяет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом № 101-ФЗ. В нем определен порядок выделения доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, что является формой распоряжения этим участком. Ч. 2 ст. 35 Конституции РФ не нарушена.
Таким образом, суд обоснованно отказал в иске. Для выделения доли земельного участка, находящегося в долевой собственности, необходимо производить с использованием правоустанавливающих документов и с соблюдением всех процедур, установленных Федеральным законом № 101-ФЗ. Положения Конституции РФ не нарушены.
Задача 2.
Гражданину Орлов в пожизненное наследуемое владение в 1994 году был предоставлен земельный участок площадью 10 гектаров для организации крестьянского хозяйства рыбоводческого направления, а также разрешено строительство проточного пруда на данном земельном участке.
Право пожизненного наследуемого владения Орлова на земельный участок общей площадью 10 гектаров было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем была сделана соответствующая запись и выдано свидетельство. В течение длительного времени пруд функционировал и использовался для разведения рыбы.
В 2008 году крестьянское хозяйство Орлова было ликвидировано, а Орлов зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В 2010 году он обратился в регистрационный орган с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Решением от 31 июля 2010г. регистрационная служба отказала в государственной регистрации права собственности.
Правомерно ли регистрационная служба отказала в регистрации? Какие основания для отказа могли быть ею использованы?
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. При этом такое хозяйство может образовать один гражданин, оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом, согласно ГК РФ (п. 2 ст. 23 ГК РФ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Ст. 5. ФЗ № 74-ФЗ определяет, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т.е., согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 (ред. от 22.12.2011) "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей..."), установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Право пожизненного наследуемого владения является одним из вещных прав на землю. Согласно ст. 21 Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. По условиям задача такое право предоставлено гражданину Орлову в 1994 году, т.е. до введения в действие Земельного кодекса. Распоряжение таким участком ограничено, возможна лишь передача прав на этот участок по наследству.
Исходя из природы данного права субъектом права пожизненного наследуемого владения может быть только гражданин.
Гражданину Орлову данный земельный участок был предоставлен для организации крестьянского фермерского хозяйства рыбоводческого направления. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В Федеральном законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012) установлено право оформлять в собственность граждан земельные участки, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение в установленных земельным законодательством случаях (п. 3 Федерального закона № 137-ФЗ).
Однако в п. 9.1 установлено следующее ограничение: если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Личное подсобное хозяйство не может рассматриваться в качестве крестьянско-фермерского, поскольку не требует регистрации и осуществляется в личных, а не предпринимательских целях. Таким образом, поскольку возможность оформления в собственность земельных участков, предоставленных гражданам для организации ведения крестьянского фермерского хозяйства законом не предусмотрена, суд отказал правомерно.
Задача 3.
Гражданин П. тщетно пытался продать свою земельную долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Выделять земельный участок в счет земельной доли он считал для себя материально и организационно обременительным. Но и нести обязанности, связанные с уплатой земельного налога, и другие он тоже не хочет.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Земельное право»