Контроль в сфере использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Земельное законодательство наделяет граждан и юридических лиц - участников земельных отношений достаточно широкими правами по владению и пользованию землей. Самостоятельное, без вмешательства со стороны иных лиц ведение хозяйства на земле - один из главных принципов рыночной экономики. Однако это вовсе не означает бесконтрольности такой деятельности земельных правообладателей. С увеличением прав увеличивается и обязанность правильно, без ущерба для окружающей среды пользоваться ими.

Содержание

Введение……………………………………..……………………….…………....
3
1
Виды земельного контроля…………..…………………………….…………..
4

1.1 Государственный земельный контроль…………………………………...
4

1.2 Муниципальный земельный контроль…..………………………..............
9

1.3 Производственный земельный контроль..……….………………..............
10

1.4 Общественный земельный контроль………...……………………………
11
2
Государственные органы контроля за использованием и охраной земель, их полномочия…………………………………….……………………………..

14

2.1 Органы государственного земельного контроля….………………….......
14

2.2 Ответственность за правонарушения……………….………………..……
18

2.2.1 Административная ответственность…….……………………….……
18

2.2.2 Уголовная ответственность….……………………………………... ...
23
Заключение…………………………………………………………………..........
25
Список литературы…………………….…………………..

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!почти готова.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Общественный земельный  контроль

Законодательством (ст. 72 ЗК РФ) предусмотрен особый вид  земельного контроля - общественный контроль, осуществляемый органами территориального общественного самоуправления, иными  общественными организациями и  отдельными гражданами. Особенность  этого вида земельного контроля заключается  в том, что он осуществляется не только за деятельностью земельных правообладателей, но и за деятельностью государственных  и муниципальных органов в  сфере регулирования земельных  отношений. Таким образом, роль общественного  земельного контроля имеет двоякий  характер: с одной стороны, это  помощь официальным органам контроля, с другой - деятельность, связанная  с защитой земельных прав конкретных субъектов [2, c. 109].

Целью такого контроля наряду с установлением  соответствия действий земельных правообладателей требованиям законодательства является также контроль за соблюдением органами управления земельными ресурсами порядка  подготовки и принятия решений по земельным вопросам, затрагивающих  права и законные интересы граждан и юридических лиц. При этом субъектами общественного земельного контроля могут быть не только общественные организации и объединения, но и сами граждане. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предусматривает возможность объединения заинтересованных граждан в организации для осуществления экологического контроля.

Следует отметить также независимый характер общественного  контроля. Так, в соответствии со ст. 17 ФЗ "Об общественных объединениях" [9] вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти, не допускается. Общественные организации вправе выступать с собственными инициативами по различным земельным вопросам и вносить соответствующие предложения в органы государственной власти. В целях привлечения широкой общественности к осуществлению контроля за использованием и охраной земель официально назначается общественный инспектор, как правило, из числа лиц, хорошо знающих земельное законодательство, имеющих опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды. Общественные инспекторы осуществляют свою деятельность под руководством органов государственного земельного контроля и обеспечиваются ими законодательными актами, рекомендациями и иными правовыми источниками по организации и ведению земельного контроля.

Общественные  инспекторы обладают достаточно высоким  уровнем полномочий. В частности, они могут беспрепятственно посещать и обследовать землевладения  любой формы собственности, составлять протоколы о земельных правонарушениях  и направлять их в органы государственного земельного контроля, вносить в органы управления земельным фондом предложения  о приостановлении строительства  объектов, добычи полезных ископаемых или эксплуатации объектов в том  случае, если они совершаются с  нарушением земельного законодательства [2, c. 111-112].

 

В ходе земельного контроля проверяется законность предоставления земельных участков, их размеры, правильность использования земли в соответствии с целевым назначением. Контроль охватывает также систематическую  проверку соблюдения всеми землепользователями  земельного законодательства, условий  и порядка эксплуатации земель. Проверяется  правильность ведения государственного учета земель и регистрация землепользовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственные органы контроля  за использованием и охраной  земель, их полномочия

 

2.1 Органы государственного земельного  контроля

Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г.

Как и все  органы государственного управления земельным  фондом, органы государственного земельного контроля подразделяются на органы общей  компетенции и органы специальной  компетенции.

К первым относятся: Правительство РФ, органы власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления. Решая проблемы социально-экономического развития соответствующих территорий, они выполняют одновременно и  функции государственного контроля в области использования и  охраны земель. Компетенция этих органов  и их деятельность регулируются соответствующими законами и положениями о них. Их полномочия сводятся к организационно-управленческой деятельности: определение задач  контроля, установление порядка его  проведения, разработка и принятие нормативных актов и положений, касающихся вопросов осуществления  контроля, организация контрольной  деятельности, принятие решений по результатам проведения земельного контроля и т.п.

К группе органов  специальной компетенции, осуществляющей земельный контроль, относятся:

- Департамент земельного контроля Федерального агентства регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Росприроднадзор) и ее органы на местах;

-    Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ (Россельхознадзор) и ее территориальные органы [2, c. 109].

Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти.

Так органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости взаимодействуют:

  • с Министерством природных ресурсов и его органами на местах в части осуществления государственного контроля за охраной земель; сохранения и воспроизводства плодородия почв и улучшения природной среды; определения ущерба, нанесенного уничтожением или ухудшением качественного состояния земель; проведения экспертизы, программ, схем и проектов использования земельных ресурсов; подготовки предложений по консервации загрязненных и деградированных земель;
  • с департаментом Министерства природных ресурсов РФ и его органами на местах в части разработки и осуществления программ использования земель лесного фонда;
  • с Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ и его территориальными органами в части осуществления контроля над градостроительной деятельностью, связанной с земельными отношениями в городах.

Органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном законом, взаимодействуют с прокуратурой, органами суда, финансовыми, налоговыми органами в целях повышения эффективности  земельного законодательства.

Органы государственного контроля вправе давать всем землепользователям предписания об устранении нарушений  правил пользования землей и в  случае надобности привлекать виновных к ответственности. Из подконтрольности всех землепользователей вытекает их обязанность допускать представителей уполномоченных на то органов государства  к проверке использования земли  и безоговорочно подчиняться  требованиям об устранении обнаруженных нарушений.

Местная администрация  не только осуществляет непосредственный государственный контроль за использованием земли, но и предоставляет и изымает  земельные участки, дает заключения о предоставлении и изъятии земельных  участков, производимых вышестоящими органами, выдает землепользователям государственные акты на право пользования  землей; принимает решения о предоставлении во временное пользование различным  землепользователям земли сельскохозяйственного  назначения; организует проведение работ  по землеустройству, контролирует осуществление  указанными субъектами мероприятий  по повышению плодородия, борьбе с  эрозией, загрязнением и заболачиванием почв.

Главным государственным  инспектором по использованию и  охране земель Российской Федерации  является руководитель Федерального агентства  кадастра объектов недвижимости, а  его заместители и начальник  Управления государственного контроля за использованием и охраной земель Федерального агентства являются заместителями  Главного государственного инспектора. Все эти должностные лица несут  персональную ответственность за организацию  и осуществление земельного контроля в Российской Федерации, а государственные  инспекторы по использованию и охране земель соответствующих территорий и их заместители – на этих территориях. Названные должностные лица имеют право самостоятельно рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства и принимать по ним решения.

В равной мере это относится к председателям  соответствующих комитетов субъектов  РФ, городов и районов.

Специально  уполномоченные органы государственного контроля за использованием и охраной  земель осуществляют его в соответствии со своей компетенцией, которая определена Положением [4] о нем. Они:

  • организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;
  • принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
  • участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;
  • вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;
  • информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
  • участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиоративных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

В указанном  Положении определены права и  обязанности должностных лиц  органов, осуществляющих государственный  контроль за использованием и охраной  земель. Эти лица несут ответственность  за своевременное принятие мер к  нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.

Убытки, причиненные  землепользователям неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих земельный  контроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством.

Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих земельный контроль, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.

 

 

 

 

 

2.2 Ответственность за правонарушения

2.2.1 Административная ответственность

В статьях Земельного кодекса  и Кодекса об административных правонарушениях  установлено, что данный вид ответственности  наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных  участков, загрязнение земель химическими  и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о  состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Наложение штрафов на виновных не снимает с них обязанности  по устранению нарушения [7].

В Положении [4] определены сроки наложения штрафов за нарушения земельного законодательства специально уполномоченными на то органами государства, осуществляющими земельный контроль, – двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных случаях – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости налагают штрафы:

  • за самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель;
  • нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  • использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;
  • систематическое невнесение платежей за землю;
  • захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
  • нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • искажение сведений о состоянии и использовании земель;
  • нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;
  • уничтожение межевых знаков;
  • уклонение от исполнения и несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов, осуществляющих земельный контроль, предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Органы Министерства природных ресурсов РФ налагают штрафы за следующие нарушения:

  • самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения;
  • захламление земель;
  • загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
  • порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и охрану почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  • невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, а также за нарушение установленного режима использования указанных земель с особыми условиями использования;
  • уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Министерства и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Органы Федерального агентства по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству  налагают штрафы:

  • за самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель городов и других поселений;
  • самовольное строительство;
  • использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
  • проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами агентства и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства;
  • нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.

Информация о работе Контроль в сфере использования и охраны земель