Механизмы управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.80 Кб (Скачать файл)

В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается степень вмешательства  государственных структур в хозяйственную  деятельность производителей, расширяется  свобода действий хозяйствующих  субъектов в реализации экологических  и производственных проектов, сужается область применения управленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление (в трактовке, изложенной выше) развертывается на уровне производственного объекта и  сводится в основном к планированию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений, выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п.

На макроуровне воздействие  властных структур приобретает характер регулирования, что предполагает снижение степени "зарегламентированности" природоохранной деятельности отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность субъектов хозяйствования, от безусловного приоритета командно-распорядительных методов и административного давления.

Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия  с целью экологизации общественного развитая, гармоничное сочетание механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно- хозяйственных) и экономического стимулирования. Только союз экономических и административных методов управления, исключающий прежнюю сверхрегламентацию природоохранной деятельности, способен создать действенный хозяйственный механизм природопользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные структуры управления

Важнейшим звеном механизма  управления являются его организационные  структуры — система органов  власти и управления в области  охраны окружающей среды и природопользования. К управлению причастны все ветви  власти: президентская, представительная (законодательная), исполнительная и  судебная. Каждая из них выполняет  свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования  сферы природопользования. Организационно управление природопользованием и  природоохранной деятельностью  осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.

Окружающая среда как  объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать  и система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность  природы, с другой — ее региональное своеобразие. Именно такой подход к  проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей  стране следующим образом.

Глава государства — президент  в соответствии с Конституцией издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся экологических  проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Президент лично  или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение экологического законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.

Парламент — Национальное собрание, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной  экологической политики, принимает  законодательные акты в области  охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет  территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального  собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная  форма принимаемых экологических  законов.

Правительство — Совет  Министров является центральным  органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Он, в частности, реализует  государственную экологическую  политику: обеспечивает разработку и  выполнение экологически программ и  крупных природоохранных мероприятий; координирует деятельность министерств  и иных республиканских органов  управления в части охраны окружающей среды и природопользования; определяет направления международного экологического сотрудничества.

На местах территориальный  принцип управления реализуется  областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а  также их исполкомами, которые несут  ответственность за состояние окружающей среды и выполнение государственных  экологических программ, прочих природоохранных  мероприятий на подведомственных территориях, разрабатывают и утверждают местные  программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение.

Отраслевой принцип управления проявляется в осуществлении  государственного контроля за состоянием окружающей среды и принятии мер по ее охране со стороны органов специальной компетенции — отраслевых министерств и ведомств, которые уполномочены выполнять природоохранные функции.

Основным государственным  органом управления в области  охраны окружающей среды и природопользования является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. На него возложены следующие функции:

  • разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;
  • государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;
  • нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду;
  • мониторинг окружающей среды;
  • проведение государственной экологической экспертизы»
  • обеспечение органов государственного управления, юридических лиц и населения экологической информацией; участие в создании системы экологического образования;
  • взаимодействие с общественными природоохранными организациями;
  • осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции и др.

Подведомственными Минприроды органами управления природопользованием  на местах являются 5 областных, Минский  городской комитеты и 118 гор(рай)инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют меры административного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде (налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр.).

В систему Минприроды также  входят:

  • департамент гидрометеорологии — проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха и почв, радиоактивного загрязнения природной среды;
  • департамент по геологии — выполняет геологоразведочные функции, организует мониторинг состояния подземных вод, в том числе в связи с воздействием на них аварии на ЧАЭС;
  • Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР);
  • Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт (БелНИГРИ);
  • Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир»;
  • Белорусский научно-исследовательский центр «Экология».

В число специально уполномоченных органов госуправления в области охраны окружающей среды входит ряд министерств и государственных комитетов.

Министерство по чрезвычайным ситуациям решает задачи, связанные  с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, радиоактивного загрязнения и последствий, вызванных стихийными бедствиями, производственными  авариями и катастрофами. При министерстве функционируют четыре департамента: по надзору за безопасным ведением работ в промышленности; по ядерной  и радиационной безопасности; по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС; по материальным резервам.

Министерство здравоохранения, а конкретно — его санитарно-эпидемиологическая служба ведает вопросами гигиены  труда, осуществляет контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.

Министерство лесного  хозяйства контролирует состояние, использование, воспроизводство и охрану лесов, осуществляет их государственный учет, ведет государственный лесной кадастр.

Министерство сельского  хозяйства и продовольствия отвечает за качество используемой для орошения воды, применение пестицидов и их воздействие  на экологическое состояние почв.

Министерство жилищно-коммунального  хозяйства осуществляет координацию  и методическое руководство деятельностью  местных органов власти по эксплуатации источников водоснабжения, канализационно-очистных систем и систем удаления и переработки  твердых отходов.

Министерство внутренних дел обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия  транспортных средств, оказывает иное содействие природоохранным органам  при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды. В его составе имеются и подразделения экологической милиции.

Государственный таможенный комитет предотвращает вывоз  животных и растений, занесенных в  Красную книгу, препятствует незаконному  ввозу товаров, представляющих экологическую  опасность.

Государственный комитет  по имуществу занимается вопросами  учета земель, ведет государственный  земельный кадастр, контролирует использование  и охрану земель, руководит землеустроительной службой.

Управление делами президента осуществляет руководство природоохранной  деятельностью на территории национальных парков и заповедников.

Государственная инспекция  по охране растительного и животного  мира при президенте обобщает информацию о состоянии ресурсов животного  и растительного мира; обеспечивает государственный контроль за использованием охотничье-промысловых видов животных, промысловых запасов рыб и водных беспозвоночных; осуществляет рыбоохранную деятельность.

Значительную роль в организации  контроля за качеством окружающей среды и обеспечением экологической безопасности хозяйственной деятельности выполняют общественные организации и объединения: Белорусское общество охраны природа, Белорусское общество охотников и рыболовов, Белорусский социально-экологический союз, Белорусская экологическая партия «зеленых» и др.

Следует признать, что сложившаяся  в республике система управления в области охраны окружающей среды  и природопользования не обладает необходимой  гибкостью, но главное — обеспечивает в первую очередь отраслевые, а  не природоохранные интересы: одни и те же министерства совмещают производственные функции с контролем за качеством и потреблением природных ресурсов.

Многообразие горизонтальных связей на уровне региона, тесное взаимодействие природных и социально-экономических  систем обусловливают необходимость  обеспечения приоритета территориального (регионального) подхода в управлении природопользованием, расширения полномочий Советов депутатов, которые ориентировали  бы природопользователей всеми доступными методами на решение актуальных экологических проблем.

Оценивая сложившуюся  структуру управления в области  охраны окружающей среды и природопользования в целом, нельзя не отметить ее излишнюю дробность и наличие параллельно  работающих подразделений. Это приводит к размытости границ ответственности  конкретных органов, так что требуется  дальнейшее совершенствование организационной  структуры управления в целях  повышения ее действенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование  природопользования и природоохранной  деятельности

Основой государственного регулирования  природопользования является экологическое  законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование  природоохранной деятельности и  рационального использования природных ресурсов осуществляется на базе совокупности нормативных правовых актов, к которым относятся законы, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.

Началом государственного регулирования  правовых норм природопользования следует  считать принятие в 1588 г. Статута  Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим  законом и составлял основу всей правовой системы. Раздел десятый Статута  «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах» включал 18 артикулов, которые не только защищали права  феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и  растительного мира от хищнического уничтожения.

Формирование современной  системы правового регулирования  природопользования связано с установлением  советской власти, при которой  основные виды природных ресурсов стали  общенародной (государственной) собственностью. Было принято немало административных правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной  деятельности, среди них — декреты  о земле, о лесах, о недрах, о  рыбных ресурсах, о заповедниках и  др.

Индустриализация страны, Великая Отечественная война  и послевоенное восстановление народного  хозяйства вызвали все возрастающие нагрузки на окружающую среду. Вопросы  рационального использования природных  ресурсов рассматривались под углом  зрения всемерного ускорения темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда  будет создан необходимый экономический  потенциал.

Информация о работе Механизмы управления природопользованием