Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:14, реферат
Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики.
На рубеже 1960—1970-х гг. такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха остро проявились не только в Беларуси, но и на всей территории СССР. Это потребовало срочного решения проблем охраны природы, разработки правовых основ охраны окружающей среды. В Беларуси в 1961 г впервые был принят Закон об охране природы. Появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.
Следует признать, что экологическое
законодательство в СССР являлось по
существу сводом политических деклараций
редко подкрепляемых
Важные шаги по заполнению
законодательного «вакуума» в сфере
экологии были сделаны в 1990-е гг.
За два последних десятилетия
приняты десятки
Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
Следует отметить, что 1990-е
гг. ознаменовались принятием в республике
ряда правовых актов, не имевших аналогов
в отечественной истории. Это
связано с формированием
Закон «О праве собственности
на землю» (1993) стал «рыночным» законом,
создавшим юридические
Особое место среди правовых актов экологического законодательства занимает Закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции, который охватывает весь комплекс правовых отношений, возникающих по поводу взаимодействия общества с окружающей средой, и механизмы реализации экологических мероприятий. Этот закон призван обеспечить правовые основы экологической безопасности, природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, Правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической политики, изложены основные требования в области охраны окружающей среды, установлена юридическая основа для проведения экологической экспертизы планируемой хозяйственной и иной деятельности, экологического мониторинга, экологического аудита, экологической сертификации, выделения природных охраняемых территорий и экологически неблагополучных территорий, ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление природопользования; предусмотрены создание фондов охраны природы для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, установление платежей за природопользование, меры экономического стимулирования, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.
Несомненно, законотворчество
последних лет явилось шагом
вперед в деле правового регулирования
природоохранной деятельности. Однако
рыночные преобразования в экономике
диктуют необходимость
Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность с обязательным возмещением вреда, причиненного природной среде.
Применение дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды регламентировано Трудовым кодексом.
Невыполнение служебных
обязанностей, связанных с охраной
окружающей среды, в частности указанных
в должностных инструкциях
В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности К физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности, применяются административные взыскания: предупреждения; штрафы; лишение права заниматься определенной деятельностью, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия); лишение специального права (например, права охоты); конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, или средств совершения административного правонарушения (например, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных).
Применение административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства регламентировано Кодексом об административных правонарушениях. В главе 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» приведен подробный перечень: нарушения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, требований экологической безопасности, порядка реализации проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе; режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий; порядка использования земель; требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов и их охране; правил лесопользования, лесоразведения, воспроизводства; правил заготовки, сбора или закупки грибов, дикорастущих растений или их частей; требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или мест их обитания и произрастания; правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных; правил охоты; требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках; порядка использования охранных зон станций, постов и других гидрометеорологических объектов государственной сети наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением; правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.
Административными правонарушениями
также считаются, незаконные вывоз
из страны и ввоз в нее диких
животных и дикорастущих растений;
уничтожение редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов
животных; незаконные изготовление, приобретение,
хранение или сбыт орудий добычи рыбы
и других водных животных; незаконное
уничтожение или повреждение
древесно-кустарниковой или
Уголовная ответственность наступает за представляющие общественную опасность правонарушения против экологической безопасности и природной среды.
Общественная опасность
уголовно наказуемого деяния определяется
характером наступивших последствий:
совершение нарушений в течение
года после наложения
В Уголовном кодексе (далее
— УК) имеется глава 26 «Преступления
против экологической безопасности
и природной среды», устанавливающая
уголовную ответственность за следующие
преступления: умышленное уничтожение
либо повреждение особо охраняемых
природных объектов; нарушение режима
особо охраняемых природных территорий
и объектов; нарушение требований
экологической безопасности; прием
в эксплуатацию экологически опасных
объектов; непринятие мер по ликвидации
последствий нарушений
В статьях главы 26 признается крупным размер ущерба на сумму, превышающую в 250 раз и более размер базовой величины, установленный на день совершения преступления; особо крупным — в 1000 раз и более превышающую размер такой базовой величины.
В уголовном кодексе впервые
введено понятие «экоцид» — умышленное
массовое уничтожение растительного
или животного мира, либо отравление
атмосферы или водных ресурсов, либо
совершение иных умышленных действий,
способных вызвать
Привлечение лиц к ответственности
за нарушение законодательства об охране
окружающей среды не освобождает
их от возмещения в полном объеме вреда,
причиненного в результате вредного
воздействия на окружающую среду. Порядок
определения размера возмещения
устанавливается Советом
Надзор за исполнением природоохранного законодательства осуществляют органы прокуратуры на уровне Генеральной прокуратуры и соответствующих областных, городских и районных управлений и отделов. Кроме того, эта обязанность возложена на органы внутренних дел, в частности, на службу экологического надзора управления ГАИ - экологическую милицию. Она контролирует соответствие выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта установленным нормам, делая замеры СО и СН в бензиновых двигателях и дымности — в дизельных (акция «Чистый воздух") Экологической милицией организован постоянный контроль за доставкой твердых бытовых отходов к местам их складирования и захоронения; ликвидацией выявленных несанкционированных свалок мусора; выполнением правил землепользования; благоустройством и содержанием улиц, дворовых территорий, гаражных массивов, промышленных и строящихся объектов населенных пунктов, животноводческих ферм, территорий пригородных зон; соблюдением природоохранного законодательства в местах массового отдыха граждан и на прилегающих территориях. Например, несанкционированное выбрасывание мусора влечет наложение штрафа в размере от 1 до 2 базовых величин; загрязнение почвы нефтепродуктами в результате мытья автомобиля — от 5 до 50 базовых величин; передвижение автомобиля по зеленой зоне — до 3 базовых величин.
Важную роль в пресечении экологических правонарушений играют и общественные организации.
Проблему сохранения природной
среды нельзя решить одними мерами
запретительного характера. Огромное
значение имеет воспитание у граждан
бережного отношения к
Информация о работе Механизмы управления природопользованием