Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:11, доклад
Анализируя нормы главы 5 ЗК РФ ("Возникновение прав на землю"), можно сделать вывод, что существуют следующие основания возникновения права собственности на землю: - решения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-договоры и иные сделки с земельными участками; -
-приобретательная давность;
- судебные акты(право частной собственности на земельный участок может возникнуть из судебного решения. Таким решением, в частности, может быть решение о признании права на земельный участок.
Основания
возникновения права
Основания возникновения прав на землю
земельным законодательством
Анализируя нормы главы 5 ЗК РФ ("Возникновение прав на землю"), можно сделать вывод, что существуют следующие основания возникновения права собственности на землю: - решения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-договоры и иные сделки с земельными участками; -
-приобретательная давность;
- судебные акты(право частной собственности на земельный участок может возникнуть из судебного решения. Таким решением, в частности, может быть решение о признании права на земельный участок. Возможность такого способа защиты предусмотрена п. 1 ст. 8 ГК и п. 1 ст. 59 3К РФ. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки являются административные правовые акты (решения компетентных органов о предоставлении земельных участков) и сделки.
Административный правовой акт. Решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления осуществляется предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися соответственно в федеральной собственности, в собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. По общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц предоставляются за плату. Бесплатно они могут предоставляться в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и региональными законами. Так, в соответствии с ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" тем, кто проходит военную службу по контракту общей продолжительностью 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы передаются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или садоводства. Право на бесплатное получение в собственность земельных участков в установленных размерах имеют и Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются только за плату (п. 5 ст. 28 3К РФ).
Максимальные размеры
Земельные участки
Законодательством установлен
различный порядок принятия
Предоставление земельного участка
для строительства. Не допускается
отказ в предоставлении гражданам
и юридическим лицам земельных
участков, находящихся в государственной
или муниципальной
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
((((Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют граждан о возможном (предстоящем) предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы граждан, связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Результаты таких сходов (референдумов) учитываются исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления))))).
Орган местного самоуправления информирует
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства;
Положительное решение служит основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Если по истечении этого срока решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых ограничили, вправе требовать (от соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления) возмещения понесенных убытков, даже если срок действия решения о предварительном согласовании был продлен. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
Упрощенный порядок установлен для переоформления прав на земельный участок.
Применение упрощенной
а) для закрепления права
б) для приобретения юридическими
лицами земельных участков, которые
до введения в действие ЗК РФ были предоставлены
им на праве постоянного (бессрочного)
пользования (юридические лица, за исключением
государственных и
в) при купле-продаже зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования. В этих случаях покупатель может (по своему выбору) переоформить это право на право аренды или приобрести участок в собственность;
г) в случае приватизации земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений или приобретения несколькими лицами - собственниками здания (помещения в нем) неделимого земельного участка, на котором находится это здание, в общую долевую собственность.
В последних трех случаях
порядок приобретения
Порядок определения цены земельных
участков, находящихся в государственной
или муниципальной
Сделки. Сделками являются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей. В отношении земельных участков действуют общие гражданско-правовые положения о порядке заключения сделок, об условиях действительности сделок и последствиях их недействительности и др.
Одним из принципов
Во-первых, земельные
участки могут свободно
До введения в действие
ФЗ об обороте земель
при переходе права на земельный участок от одного собственника - землевладельца, землепользователя, арендатора -к другому категория и целевое назначение такого участка изменению не подлежат;
иностранные граждане, лица без гражданства,
иностранные юридические лица могут
владеть и пользоваться земельным
участком сельскохозяйственного
приватизация земельных
участков сельскохозяйственного
Если до введения в действие
ЗК РФ оборот земель
Информация о работе Основания возникновения права собственности на землю