Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 08:45, контрольная работа
Земли сельскохозяйственного назначения являются второй по площади категорией земельного фонда страны. Они занимают более 39% всей территории России и имеют особую значимость в народном хозяйстве.
Основная цель правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения заключается в обеспечении нормального функционирования сельскохозяйственного товарного производства в России
Введение
1.1 Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного на-значения
1.2 Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения
1.3 Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
1.4 Особенности изменения правового положения земель сельскохозяйственного назначения. Прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения
Заключение
2. Практические задания
Список использованных источников
Содержание
1. Правовое положение земель сельскохозяйственного назначения
Введение
1.1 Понятие и общая
1.2 Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения
1.3 Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
1.4 Особенности изменения
Заключение
2. Практические задания
Список использованных источников
Введение
Земли сельскохозяйственного назначения являются второй по площади категорией земельного фонда страны. Они занимают более 39% всей территории России и имеют особую значимость в народном хозяйстве.
Основная цель правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения заключается в обеспечении нормального функционирования сельскохозяйственного товарного производства в России. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что земли данной категории представляют собой наиболее важную часть земельного фонда государства, вследствие чего и подлежат особой охране. К таковым отнесены ценные земли, обладающие плодородным слоем - почвой, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции.
Особый статус данной категории земель обусловлен не только необходимостью обеспечения функционирования товарного производства как такового, но и тем, что эффективное и рациональное их использование должно обеспечивать один из основных видов стратегической безопасности государства - продуктовую безопасность. С этой точки зрения правовое положение использования земель сельскохозяйственного назначения, включающий особый порядок перевода их в земли иных категорий, должен обеспечивать как их рациональное использование, так и сохранение самого земельного фонда в необходимых границах.
Земли данной категории по признакам функционального назначения и естественного состояния подразделяются на две группы: сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения) и несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и другие). Сельскохозяйственные угодья составляют наиболее ценную часть земель данной категории. Земли второй группы имеют обслуживающее сельскохозяйственное производственное значение.
До начала земельной реформы сельскохозяйственное землепользование характеризовалось деятельностью крупных аграрных кооперативных и государственных хозяйств (колхозов, совхозов и др.), основанных на государственной собственности на землю. Они были основными производителями сельскохозяйственной продукции в стране. Земельная реформа существенно изменила организационно-хозяйственную структуру аграрного сектора. Наряду с государственной введена частная форма собственности на землю. На базе колхозов и совхозов в процессе их реорганизации создана система коммерческих сельскохозяйственных организаций (производственных кооперативов, товариществ, акционерных обществ и т.п.). Часть сельскохозяйственных земель перешла к мелким индивидуальным предпринимательским структурам (крестьянским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и др.).
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что земли сельскохозяйственного назначения играют крайне важную роль в развитии государства и общества. И только всесторонний учет особенностей данной категории земель, понимание их значимости, позволяет формировать эффективную систему правового регулирования их использования и оборота.
1.1 Понятие и общая
В соответствии со ст.77 ЗК РФ1, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Таким образом, отнесение таких земель к категории сельскохозяйственного назначения возможно только в том случае, если указанные земли не находятся в пределах черты поселений. С момента включения их в черту поселений на эти земли распространяется правовой режим земель населенных пунктов. Необходимо отметить, что и в пределах границ населенных пунктов такие земли могут использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, однако лишь до того момента, пока они не будут востребованы для градостроительных целей. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения (главный приоритет - производство сельскохозяйственной продукции) такие земли называются землями сельскохозяйственного использования (главный приоритет - градостроительные цели).
Анализ содержания статьи 77 Земельного кодекса РФ позволяет определить наличие двух основных признаков данной категории земель: предназначенность и предоставленность земель.
Предназначенность означает, что земли признаются сельскохозяйственными, но при этом не вовлечены в сельскохозяйственный оборот. К таким землям, в частности, относятся земли фонда перераспределения (участки сельскохозяйственных земель, от которых отказались правообладатели; участки, принудительно изъятые у правообладателей; участки, оставшиеся без правообладателей вследствие несостоявшегося наследования).
В отличие от признака предназначенности, предоставленность земель для сельскохозяйственных целей обязательно предполагает указание об этом в соответствующем правоустанавливающем документе. Таким образом, сам по себе факт использования земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции не является достаточным основанием для отнесения такого участка к категории земель сельскохозяйственного назначения в правовом смысле. Достаточным и необходимым основанием будет являться указание о категории участка в правоустанавливающем документе. В качестве примера можно привести выращивание сельскохозяйственной продукции на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства. В данном случае такое право у собственника земельного участка имеется, но его обязанность в отношении данного участка - строительство жилья, так как именно это является целевым назначением данного участка, а не выращивание сельскохозяйственных культур. В то же время неиспользование земельного участка по целевому назначению, указанному в правоустанавливающем документе, является правонарушением и влечет применение санкций.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В связи с особенностями правового положения земель сельскохозяйственного назначения, их особой ценностью, законодателем предусмотрены гарантии, устанавливающие приоритет землепользования. Статья 78 Земельного кодекса РФ прямо указывает, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Строго ограничена возможность изменения целевого назначения этих земель и их изъятие из сельскохозяйственного оборота. При предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения главный приоритет у производителя сельскохозяйственной продукции. Законодатель не предусматривает первостепенность предоставления земельного участка в зависимости от того, для каких сельскохозяйственных форм ведения хозяйства собирается использовать эту землю претендент. Однако необходимо учитывать экономическую выгоду данного вида производства, а также насколько умело и рачительно будет использовать участок соответствующий претендент.
1.2 Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения
Субъектами прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть как физические, так и юридические лица. При этом как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц законодательно установлено обязательное условие, при котором они могут выступать вышеуказанными субъектами - земельные участки должны использоваться ими для целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
Юридические лица как субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть представлены как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
Коммерческие организации
К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается участие в качестве субъектов права на землю и иных коммерческих организаций, если основной их деятельностью является сельскохозяйственное производство, что должно быть прямо отражено в учредительных документах таких организаций.
Коммерческие сельскохозяйственные организации и предприятия являются наиболее многочисленной и экономически значимой группой субъектов права на земли сельскохозяйственного назначения. Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие сельскохозяйственные организации с разделенным на доли учредителей уставным (складочным) капиталом. Участниками товариществ и обществ могут быть как индивидуальные предприниматели (граждане), так и коммерческие организации (юридические лица).
Имущество, включая землю, может принадлежать хозяйственным товариществам и обществам на праве собственности или на праве аренды.
Производственные кооперативы (артели) - это добровольные объединения граждан, деятельность которых основана на личном труде их участников
Имущество кооператива, в том числе и земля, образуется за счет взносов его членов и является их собственностью.
Законодательство вводит условия ограничения предельных минимальных и максимальных размеров земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности юридического лица, в том числе и коммерческой сельскохозяйственной организации. Минимальные и максимальные размеры участков сельскохозяйственных земель устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Помимо земель, находящихся у них на праве собственности, негосударственные коммерческие сельскохозяйственные организации могут арендовать землю у иных собственников, включая государство и муниципальные образования. При этом площадь арендуемых земель законом не ограничивается.
Хозяйственные товарищества, общества и производственные кооперативы как юридические лица вправе совершать любые сделки с земельными участками, находящимися у них на праве собственности.
Помимо упомянутых выше коммерческих сельскохозяйственных организаций, основанных на частном капитале в предпринимательской деятельности, законодательством предусмотрена также возможность создания унитарных сельскохозяйственных предприятий, которые могут быть как государственными, так и муниципальными.
Земельный фонд этих предприятий образуется за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем предоставления их на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также в аренду. Распоряжение землями может осуществляться унитарными предприятиями лишь в тех пределах, которые определены собственником (соответствующим государственным или муниципальным органом) и допускаются законодательством. В свою очередь казенные предприятия, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, даже если бы на это было согласие собственника земли.
В настоящее время унитарные сельскохозяйственные предприятия существуют чаще всего в форме не реорганизованных государственных предприятий типа государственных конюшен, племенных заводов, селекционных опытных станций и т.п. Считается, что за ними закреплено около 14 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Некоммерческие организации
Другую группу юридических лиц, имеющих право на земли сельскохозяйственного назначения, составляют некоммерческие организации, примерный перечень которых приведен в статье 78 Земельного кодекса РФ. К ним, в том числе, относятся: потребительские кооперативы, религиозные организации, а также большая группа научных и образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений. Субъекты РФ праве законодательно относить к указанной группе иные организации.
Земельные участки некоммерческим организациям могут предоставляться для специальных целей, связанных с сельским хозяйством: проведение научных исследований, подготовка кадров и так далее. В число субъектов права на земли сельскохозяйственного назначения включены также такие общественные структуры, как казачьи общества и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Целевое назначение земель, предоставляемых вышеуказанным общественным организациям, состоит в сохранении и развитии традиционного образа жизни, хозяйствования и ведения промыслов.
Указанным некоммерческим организациям земельные участки могут предоставляться только в аренду, причем в особом порядке. В частности, к ним не применяется правило продажи на торгах права на заключение договора аренды. Решение о предоставлении в аренду принимается уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления по заявке соответствующей организации.
Запрет на предоставление земельных участков в собственность установлен и в отношении земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также отгонными пастбищами, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом конкретное использование предоставленных в аренду земельных участков может быть различным при одном принципиальном условии: оно должно быть связано с потребностями сельского хозяйства (подготовка кадров для сельского хозяйства, пропаганда передового сельскохозяйственного опыта, ведение промыслов, удовлетворение потребностей граждан в сельскохозяйственной продукции и так далее).
Деятельность некоторых некоммерческих организаций может иметь уникальный или особо важный характер, что может служить основанием для установления особого правового режима использования их земель. Так, законодательством не допускается такая реорганизация деятельности указанных субъектов, которая могла бы повлечь нецелевое использование предоставленных земель. Не допускается, например, изъятие земель научно-исследовательских и учебных заведений для государственных или муниципальных нужд, не связанных с деятельностью данных организаций, а также для включения этих земель в фонд перераспределения.
Информация о работе Правовое положение земель сельскохозяйственного назначения