Правовое положение земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 08:45, контрольная работа

Краткое описание

Земли сельскохозяйственного назначения являются второй по площади категорией земельного фонда страны. Они занимают более 39% всей территории России и имеют особую значимость в народном хозяйстве.
Основная цель правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения заключается в обеспечении нормального функционирования сельскохозяйственного товарного производства в России

Содержание

Введение
1.1 Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного на-значения
1.2 Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения
1.3 Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
1.4 Особенности изменения правового положения земель сельскохозяйственного назначения. Прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения
Заключение
2. Практические задания
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Земельному праву.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

        В случае если поданы два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

        Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в уполномоченный орган государственной власти либо местного самоуправления.

        Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

         Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

        Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее 5 лет.

Помимо рассмотренных выше особенностей, необходимо так же рассмотреть сделки с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом положений Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

        Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, передать долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

        Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом.

        Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.

        Аренда, купля-продажа или другая сделка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, совершается или участниками долевой собственности, или лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности.

 

1.4 Особенности изменения правового положения земель сельскохозяйственного назначения. Прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения

Перевод земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в иные категории регулируется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) созданием особо охраняемых  природных территорий или с  отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) установлением или изменением  черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных  объектов на землях, кадастровая  стоимость которых не превышает  средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

5) включением непригодных для  осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты), при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) выполнением международных обязательств  Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) добычей полезных ископаемых  при наличии утвержденного проекта  рекультивации земель;

9) размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов  здравоохранения, образования, при  отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

       Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию не допускается, за исключением случаев, указанных в пунктах 3, 6, 7 вышеприведенного перечня.

      Прекращение прав на земельный участок сельскохозяйственного назначения осуществляется в основном в соответствии с общими правилами, установленными земельным законодательством.

      Основаниями для прекращения прав на землю служат:

- сделки по отчуждению земельных  участков (купля-продажа, дарение, мена, наследование);

- изъятие земельного участка  для государственных или муниципальных нужд;

- конфискация земельного участка  на основании судебного решения;

- принудительное прекращение прав  на земельные участки в случае  ненадлежащего их использования;

- добровольный отказ от прав  на земельный участок.

       Все перечисленные основания и порядок прекращения прав на землю предусмотрены соответствующими статьями Земельного и Гражданского кодексов РФ. Закон об обороте земель лишь несколько конкретизирует основания и порядок принудительного изъятия сельскохозяйственных земель.

В частности, пунктом 1 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливается исчерпывающий перечень случаев, которые следует квалифицировать как ненадлежащее использование земель. К ним относится:

- использование земель не в  соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

- использование земельных участков  способами, приводящими к деградации, засорению, загрязнению, захламлению земель; отравлению, порче, уничтожению почвенного плодородия.

      Вышеуказанным Законом также предусмотрен особый порядок прекращения права собственности на землю лиц, суммарная площадь которых превышает установленную предельную норму. Превышающая норму часть земельного участка должна быть отчуждена самим собственником в течение года со дня вступления в силу вышеуказанного закона. В случае нарушения собственником указанных требований сверхнормативная часть земельного участка подлежит отчуждению принудительно по судебному решению. При отсутствии покупателя земельный участок выкупается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Заключение

     

Правовое положение земель сельскохозяйственного назначения устанавливает целый ряд особенностей их использования, оборота, а также регулирует субъектный состав лиц, которые могут обладать правами и обязанностями в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо отметить, что наличие особенностей и использования и оборота сельскохозяйственных земель непосредственно обусловлено особым их статусом в качестве крайне важного и одного из основополагающих направлений народного хозяйства и обеспечения безопасности государства.

Правовой режим можно охарактеризовать как совокупность нескольких элементов: объекта регулирования - земель определенной категории; системы специально уполномоченных государственных органов федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления; субъектного состава - совокупности лиц, обладающих (либо имеющих право на обладание) правами и обязанностями в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения; совокупности прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. При этом права и обязанности субъектов зависят как от особенностей земли - используемого объекта, так и от правового статуса самих субъектов.

Взаимодействие элементов между собой в рамках соответствующих правоотношений урегулировано совокупностью специальных правовых норм:

обеспечивающих приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйственного назначения, а также не допускающих изъятие ценных сельскохозяйственных земель;

устраняющих условия, способствующие нарушению режима земель (запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта, решения суда -- при возникновении спора и так далее);

устанавливающих наказания за нарушение правового режима земель (ответственность в виде штрафов за уничтожение межевых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и так далее); позволяющих устранить имеющие место нарушения режима использования земель и возвратить в первоначальное состояние (в качестве примера можно привести самовольно занятые земельные участки, возвращенные по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования).

Таким образом, правовое положение земель сельскохозяйственного назначения обладает как общими элементами регулирования, присущими иным категориям земель (возможность приобретать и отчуждать права владения, пользования и распоряжения земельными участками; включение в субъектный состав как физических, так и юридических лиц; наличие системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих нормативное и нормативно-правовое регулирование отношений в области землепользования и ряд других), так и специальными элементами регулирования (особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения; специальные случаи и основания изъятия таких земель; закрытый перечень оснований для перевода земель данной категории в иные и ряд других, рассмотренных в настоящей работе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое  задание

1. По решению местной администрации  был выделен земельный участок для строительства зоопарка. Население микрорайона добилось проведения научной экспертизы, выводы которой оказались отрицательными. Тем не менее, строительство зоопарка началось. Общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экспертизы, просило отменить решение администрации о строительстве зоопарка.

Какие принципы земельного права нарушены?

 

Обратимся к п.1,2 ст.11 ЗК РФ2 «Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности», и п.2 ст.15 ЗК РФ «Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности», таким образом из ФЗ ЗК РФ согласно Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», к таким земельным участкам относятся земли, согласно ст. 27 ЗК РФ.

Информация о работе Правовое положение земель сельскохозяйственного назначения