Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Договор является основной формой разнообразных экономических связей всех сельскохозяйственных, как впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры охватывают все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.1
В настоящее время договор занял центральное место среди правовых средств, необходимых для нормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации, что является безусловным требованием при участии любой коммерческой организации в рыночных отношениях.

Содержание

1. Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве. 3-4

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 4-7

3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
7- 23

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 23-26

5. Задача 27-29

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрное контрольная.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)


Магаданский филиал

Московской  Государственной

Юридической Академии

факультет «правоведение»

 

 

Панферова Мария Николаевна

 

 

Курсовая работа

 

 

по теме: Правовое регулирование  договорных отношений в сельском хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

студентки 3 курса, 35 группы 

Преподаватель:

 

 

 

Дата сдачи: 09.11.04

Дата рецензирования:

Дата защиты:     Оценка:

 

 

 

 

 

 

Магадан 2004 г.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. Общая характеристика  договорных отношений в сельском  хозяйстве.          3-4

 

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 4-7

 

3. Договоры в сфере реализации  сельскохозяйственной продукции.

             7- 23

 

4. Договоры в сфере материально-технического  обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).           23-26

 

5. Задача           27-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика договорных  отношений в сельском хозяйстве.

 

Договор является основной формой разнообразных  экономических связей всех сельскохозяйственных, как впрочем, и любых иных коммерческих организаций.

Договоры охватывают все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.1

В настоящее время договор занял  центральное место среди правовых средств, необходимых для нормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации, что является безусловным требованием при участии любой коммерческой организации в рыночных отношениях.

Общие тенденции характерны для  развития договорных связей в самых различных отраслях экономики. В этом смысле сельское хозяйство не является исключением – здесь имеются те же тенденции, которые проявляются и в других отраслях хозяйства.

К таким тенденциям можно отнести, прежде всего, появление новых объектов договорных отношений, и прежде всего это относится к земельным участкам, предприятиям как единым имущественным комплексам, объектам интеллектуальной и промышленной собственности, ценным бумагам, информационным ресурсам.

Заметно возросло разнообразие договоров, появились новые институты договорного права, такие как доверительное управление, лизинг, коммерческая концессия, факторинг.

Важное место среди договоров  заняли учредительные договоры, которые  заключаются при создании большинства  сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Основным принципом договорного  права является принцип свободы  договора, закрепленный ст. 420 ГК РФ.2 Это означает важнейшую для всех сельскохозяйственных коммерческих организаций возможность самостоятельно выбирать контрагентов для заключения всех договоров и самостоятельно определять условия договоров.

Важнейшим нововведением явилась  передача договорных споров с участием всех сельскохозяйственных коммерческих организаций, в том числе колхозов, на рассмотрение арбитражных (а в случае включения в договор арбитражной оговорки - третейских) судов. Таким образом, все сельскохозяйственные коммерческие организации независимо от своей организационно-правовой формы находятся в одинаковом положении в сфере судебной защиты своих прав и интересов.

Система договорных связей в агропромышленном комплексе к целом и в его  центральной части – сельском хозяйстве состоит из 3 групп договоров.3

Во-первых, это общегражданские  договоры, которые широко используются во всех отраслях экономики. Это купля – продажа, поставка, подряд, в том числе строительный подряд, аренда имущества, банковский кредит и т.д. К этой же группе относятся учредительные договоры, заключаемые при создании сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Во-вторых, это договоры, специфические именно для сельскохозяйственного сектора экономики. К числу таких договоров относятся прежде всего аренда сельскохозяйственных земель, различные подрядные договоры и договоры об оказании услуг, применяемые только в сфере аграрного производства: производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатация водохозяйственных и гидротехнических и мелиоративных систем, агротехническое обслуживание и т.д.

Третья важная группа договорных связей в аграрном секторе – это договоры, регулирующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях.

 

 

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения  сельскохозяйственных коммерческих  организаций (предприятий).

 

Правовую основу договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций составляют, прежде всего нормы, закрепленные в ГК РФ. Гражданское законодательство отнесено к предмету ведения федеральных властей. Это положение чрезвычайно важно, поскольку нередко как законодательные, так и исполнительные власти субъектов Федерации или муниципальных образований стремятся ввести свои «правила игры» на местном рынке, издавать какие-то особые инструкции и распоряжения, рекомендации и типовые формы договоров. Подобная деятельность, чем бы она не мотивировалась, не соответствует действующему законодательству, и в случае рассмотрения споров в арбитражном суде приоритет всегда принадлежит федеральному законодательству.

Среди актов гражданского законодательства главную роль играет ГК РФ. Все иные нормативные акты, составляющие гражданское законодательство, должны соответствовать ГК, а в случае противоречия с ним действуют норма ГК РФ. Это также важно иметь в виду, т.к. нередко встречаются противоречия в различных актах гражданского законодательства. При разрешении подобных коллизий приоритет отдается нормам ГК. Так, например, есть ряд нормативных актов, изданных до введения в действие той или иной нормы ГК и посвященных тем же договорам, которые урегулированы новым общегражданским законодательством. Это относится, в частности, к лизингу в сферах материально-технического снабжения и обеспечения животноводческой продукцией в АПК. Специальные нормативные акты о лизинге в этих сферах приняты до введения в действие второй Части Гражданского Кодекса, содержащей общие нормы о лизинге, и поэтому в случае противоречия между этими нормами должны применяться нормы Гражданского Кодекса, а правила специальных нормативных актов – в части, не противоречащей Гражданскому Кодексу.

Говоря о том, что Гражданский Кодекс РФ – фундаментальная база всех договорных отношений в сельском хозяйстве, то, прежде всего, имеется в виду нормы общегражданского законодательства о юридических лицах, собственности, сделках, договорах, ответственности, т.е. те, которые сосредоточены в Части первой Гражданского Кодекса РФ. Значение этих норм состоит не только в том, что на их основе формируются специальные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров, но и в том, что они являются практически единым правовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства, например, не включенных в качестве глав или параграфов в Гражданский Кодекс РФ или не урегулированных специальными нормативными актами.

Вторую группу правовых норм, регулирующих договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций, составляют специальные нормы, содержащиеся как в общегражданском, так и в специальных законодательных и подзаконных актах, и посвященные отдельным договорным институтам: залогу, купле – продаже, аренде, контрактации и т.д. Среди норм этой группы наиболее важны для сельскохозяйственных коммерческих организаций нормы о договорах купли – продажи, поставки, поставки для государственных нужд, а также нормы об аренде, залоге, хранении, страховании, банковских операциях, сделках с ценными бумагами.

Значение подобных норм общегражданского законодательства состоит в том, что они являются нормами прямого  действия, поскольку никаких специальных  нормативных актов, посвященных, например, купле – продаже, в гражданском законодательстве нет. При заключении договоров купли - продажи сельскохозяйственной продукции или при приобретении по таким же договорам техники и оборудования для сельскохозяйственных коммерческих организаций, в случаях аренды имущества, при получении банковских кредитов – во всех этих ситуациях стороны руководствуются именно нормами ГК. Никаких типовых или примерных форм для такого рода контрактов в официальном порядке не издано.

Редким исключением является Типовой  договор купли – продажи земельного участка (купчая). Если сравнить соотношение диспозитивных и императивных норм в нормативных актах общегражданского законодательства, то мы увидим, что для законодательных актов характерно преимущественное значение диспозитивных норм, а для подзаконных нормативных актов, которые в ГК РФ именуются «иные правовые акты», большее значение имеют нормы императивные. То есть в целом чем более высок уровень нормативного акта в иерархической структуре законодательства, тем больший удельный вес занимают в нем диспозитивные нормы и, наоборот, чем более низкую ступень в этой иерархии занимает нормативный акт, тем больше в нем императивных норм.

С другой стороны, чем более специальный  характер имеет тот или иной нормативный  акт, тем больше в нем императивных норм и меньше диспозитивных.

Примером может служить специальное  законодательство о закупках и поставках  сельскохозяйственной продукции для  государственных нужд и правила  о размещении госзаказов на такие  закупки и поставки на конкурсной основе. В специальном законодательстве, регулирующем эти сферы, подробно определены условия заключаемых договоров, причем степень детализации и императивность содержащихся здесь правил резко контрастирует с нормами параграфов 4 и 5 гл. 30 ГК РФ4, которые посвящены соответственно поставкам для государственных нужд.

Важной особенностью сельскохозяйственного  законодательства является существование  третьей, достаточно специфической  именно для этой сферы группы норм – рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативного сектора, где основным нормативным актом является ФЗ № 193 – ФЗ от 08.12.1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» с изменениями от 07.03.1997 г., от 18.02.1999 г.5, в ст. 38 которого указанно, что «Кооператив и его члены могут при необходимости заключать договоры, обязывающие членов кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать исключительно кооперативу или создаваемым им филиалам всю производимую мим сельскохозяйственную продукцию или ее часть. В договоре могут быть предусмотрены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору».

В правоприменительной практике как  при заключении договоров, так и  при рассмотрении соответствующих  споров, центром внимания становятся специальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.

Среди этих актов следует отметить параграфы 5 и 4 гл. 30 ГК РФ6, посвященные контрактации, нормы Земельного кодекса о купле – продаже и аренде земель, а также его нормы, определяющие общие принципы и особенности правового статуса субъектов всех договорных отношений по поводу земельных участков.

Следует также отметить, что в  практике широко используются такие нормативные акты, которые были приняты задолго до нового гражданского законодательства и, хотя они и утратили в основной своей массе прежнее императивное значение, могут быть применены по соглашению сторон при заключении ими договора – в качестве примерных форм, о которых говориться в ст. 427 ГК РФ.

К таким актом могут быть отнесены Положения о поставках продукции  и товаров, утвержденные постановлением Совета Министров СССР в 1988 г., Положение  о порядке заключения и исполнения договоров контракции сельскохозяйственной продукции, утвержденное Приказом Госагропрома СССР 15.04.1987 г. № 300 (в ред. Приказа Госагропрома СССР от 27.12.1987 г. № 880), Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 06.07.1987 г. № 523. На основе всех названных выше положений были разработаны примерные и типовые формы договоров. Все они могут быть использованы и в современной договорной практике, однако следует учесть, что значение этих документов – рекомендательное, ни один из них не может рассматриваться как обязательный к применению нормативный акт. Вместе с тем стороны при разработке конкретного соглашения вполне могут использовать эти документы как макет, образец, включив какие-то их разделы в свое соглашение, или просто сделать ссылку в тексте своего договора на то, что по всем вопросам, не урегулированным их соглашением, они будут руководствоваться упомянутыми документами.

При подготовке проектов договоров  в коммерческой практике следует  учесть указание ст. 427 ГК РФ7 о том, что если ни законодательство, ни содержание конкретного договора не позволяют установить характер каких-либо его условий, то следует в качестве обычаев торгового оборота прибегать к использованию типовых форм или рекомендаций, если они опубликованы в печати.

Именно в качестве таких обычаев  торгового оборота и могут  рассматриваться указанные выше Положения и изданные в соответствии с ними примерные договоры.

 

 

3. Договоры  в сфере реализации сельскохозяйственной  продукции.

 

Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это  купля – продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ.

Обращаясь к правовой природе договоров купли – продажи, поставки, поставки для государственных нужд и контрактации, следует руководствоваться, прежде всего, современным гражданским законодательством.

Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве