Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 14:53, контрольная работа
Термин «оборот» тех или иных объектов может пониматься в двух основных значениях — фактическо - юридическом и собственно юридическом.
В фактическо - юридическом значении оборот объектов понимается в качестве возмездного (купля-продажа, мена и т.д.) перемещения их в пространстве от одной территории к другой.
1. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения.3
2. Тест……………………………………………………………………………….17
3. Задача……………………………………………………………………………..21
Список используемых источников………………………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Бузулукский
гуманитарно-технологический
(филиал)
государственного
высшего профессионального образования
«Оренбургский
государственный университет»
Кафедра
гражданского права и гражданского
процесса
по дисциплине «Земельное право»
Вариант
4
Содержание
Список
используемых источников………………………………………………..
Термин «оборот» тех или иных объектов может пониматься в двух основных значениях — фактическо - юридическом и собственно юридическом.
В фактическо - юридическом значении оборот объектов понимается в качестве возмездного (купля-продажа, мена и т.д.) перемещения их в пространстве от одной территории к другой. Так, гарантируя право свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, Конституция РФ предусматривает возможность ограничения этой свободы, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 74 Конституции РФ). В чисто юридическом значении данный оборот понимается в сменах титулов прав на объект, который не перемещается в пространстве (недвижимость). Иначе говоря, при таком виде оборота происходит не перемещение объекта, а перемещение указанных титулов. И поскольку земля может находиться в частной, государственной и иной формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ), то «оборот» этих форм собственности осуществляется в порядке, определяемом федеральным законодательством (п. 3 ст. 36 и п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определяя в ст. 1 сферу действия этого Закона, устанавливает главным критерием регулируемых им земельных отношений именно результат в виде смены или изменения титула прав на земельные участки.
Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой сделки с земельными участками этой категории земель, направленные на смену титула прав на эти участки. И поскольку владение, пользование и распоряжение земельными участками осуществляется свободно, если это не нарушает прав или законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36 Конституции РФ), а земельные участки используются как основа жизнедеятельности проживающих на соответствующей территории народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), то в интересах российского народа закон устанавливает ограничения в обороте земель сельскохозяйственного назначения (п. 1ст. 260 ГК РФ), для определения критериев которого и принят указанный Федеральный закон.
Критерии ограничений в обороте земель сельскохозяйственного назначения обусловлены следующими объективными обстоятельствами:
1. Значимостью земель сельскохозяйственного назначения, представляющих собой основное средство производства пищевой энергии для человечества. В частности, пашня дает около 90% пищи в виде выращиваемой сельскохозяйственной продукции (овощи, картофель и т.д.), сырья для пищевой промышленности (зерно, льняное семя и т.д.), кормов для животноводства, обеспечивающего мясом и молоком и т.д.
Уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения до определенных критериев может явиться обстоятельством, создающим угрозу национальной продовольственной безопасности. Поэтому первым принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является принцип сохранения целевого использования продаваемых сельскохозяйственных угодий (п. 3.1 ст. 1 указанного Федерального закона). Кроме того, от качества выращиваемой на сельскохозяйственных угодьях продукции зависит состояние здоровья населения (потребителей), а поэтому при нерациональном использовании проданных угодий у государства появляется право принудительного возмездного отчуждения угодий, на которых существенно ухудшилось почвенное плодородие или произошло значительное ухудшение экологической обстановки (ст. 285 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ). Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного назначения допускается только при условии рационального их использования, поскольку сельскохозяйственные угодья имеют судьбоносное значение для российского народа.
2. Точной определенностью земель, обладающих статусом сельскохозяйственного назначения. В частности, их критерии определены ст. 11 ЗК РФ и исключают возможности необоснованного расширения действия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на сходные по правовому статусу земли. И поскольку п. 1 ст. 77 ЗК РФ не относит к этим землям сельскохозяйственные угодья на территории поселений (ст. 85 ЗК РФ), ст. 1.1 указанного Федерального закона также исключает из предмета своего оборота земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства и т.п.
Таким образом, продиктованные объективными потребностями ограничения в обороте земель сельскохозяйственного назначения не должны стать бюрократическими преградами в обороте тех сельскохозяйственных угодий, которые даже в условиях административно - командной системы управления общественными делами, пресекающей применение оборота земель, фактически были в ограниченном обороте (при продаже садовых домиков и дач, с которыми к покупателю переходило и право пользования соответствующими садовыми и дачными участками; при разделе этих участков между разводящимися супругами и т.д.).
3.
Необходимостью обеспечения рациональной
структуры земель сельскохозяйственного
назначения. На достижение этой цели направлено
действие законодательства практически
всех стран мира. В целях борьбы с концентрацией
земель в руках отдельных частных собственников
и установлением монополии собственности
на землях сельскохозяйственного назначения
в отдельных регионах РФ, установлен размер
общей площади земельных участков сельскохозяйственных
угодий, которые расположены на территории
одного административно-
В
целях борьбы с чрезмерной раздробленностью
земельных участков, порождающей
множество земельных
4. Необходимостью соблюдения требований п. 3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей субъектам земельных отношений осуществлять свои земельные права и свободы в нарушение земельных прав и свобод других лиц. В случае если рыночная стоимость выделенного для оборота земельного участка в расчете на единицу его площади превысит рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу его площади, то участник долевой собственности, осуществивший такой выдел участка, обязан выплатить компенсацию остальным участникам долевой собственности после выдела земельного участка (п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона).
Таким образом, законодательно созданы условия, направленные на охрану прав и охраняемых законом интересов субъектов земельных отношений при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения.
5. Приоритетом публичного интереса при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения, который проявляется в том, что: приоритетное положение для участия в этом обороте предоставляется российским физическим и юридическим лицам в сравнении с иностранными лицами.
В
частности, одним из принципов оборота
земель сельскохозяйственного
Информация о работе Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения