Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:45, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда. Задачи исследования:
- разобрать понятие правового режима земель водного фонда;
- разобрать классификацию земель водного фонда по различны основаниям;
- рассмотреть вопрос права собственности на земли водного фонда;
- рассмотреть государственное управление землями водного фонда;
- рассмотреть правовую охрану водных объектов.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда 5
1.1.Общие положения 5
1.2.Классификация земель водного фонда 7
Глава 2. Государственное управление землями водного фонда 13
Глава 3. Правовая охрана водных объектов 14
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Федеральное
государственное бюджетное
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ
РАНХиГС
Центр переподготовки специалистов
Кафедра Теории и истории государства и права
Контрольная работа
По дисциплине Земельное право
Тема: Правовой режим земель водного фонда
Выполнил: студент
Олейник Елена Викторовна
Специальность Юриспруденция
Группа 10313
Проверил: доцент кафедры
Шишкина Надежда Васильевна
Новосибирск
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда 5
1.1.Общие положения 5
1.2.Классификация земель водного фонда 7
Глава 2. Государственное управление землями водного фонда 13
Глава 3. Правовая охрана водных объектов 14
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Актуальность контрольной работы. Одним из важнейших прав человека, провозглашенных Конституцией РФ1, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится все труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает особенно острые формы. Причины кроются в сохранившемся потребительском отношении к природе.
Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных и водных ресурсов. Водные ресурсы – это пригодные для использования в народном хозяйстве воды рек, озер, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, ледники, водяные пары атмосферы. Россия занимает 1/6 всей земной суши и по величине водных ресурсов стоит на ведущем месте в мире, имеет 20% мирового запаса пресных поверхностных и подземных вод. В стране свыше 2,5 млн. рек, но, к сожалению, практически все реки подвержены антропогенному воздействию, возможности водозабора исчерпаны, а тысячи малых рек по вине человека полностью прекратили свое существование. Вода многих рек загрязнена и непригодна для питьевых целей. В России более 2 млн. озер, которые содержат свыше половины всей пресной воды страны. В стране сотни тысяч болот, которые способствуют естественному самоочищению речных вод от многих атмосферных и антропогенных загрязнений. Почти ¼ запасов пресной воды находится в ледниках, сосредоточенных на арктических островах и высокогорных районах Кавказа, Камчатки и Алтая. Основой водного фонда являются подземные воды – это источник чистой воды, они лучше защищены от загрязнений чем поверхностные. Атмосфера содержит в себе воду в виде водяного пара, тумана, облаков, капель дождя и кристаллов снега. У нас самая протяженная в мире береговая линия, обладающая громадными шельфовыми ресурсами. При общей обеспеченности гидроресурсами наша страна страдает от дефицита воды, вызванного как природными, так и искусственными факторами (истощение, загрязнение, засорение). И здесь важную роль играет охрана и правильное использование земель водного фонда страны. Решение задач обеспечения населения должным качеством и количеством водных ресурсов во многом зависит от эффективности норм водного и земельного законодательства.
Проблема использования земель водного фонда интересовала ученых еще в советские времена. Особая заслуга принадлежит профессору А.М. Турубииеру, что отразилось в земельном законодательстве 1968 г., которое официально установило категорию земель водного фонда. Также следует выделить труды ученых в области экологического и земельного права: С.А.Боголюбова, М.М. Бринчука, Г.Е. Быстрова, М.И. Васильевой, В.В. Вербицкого, Ю.Е. Винокурова, Г.А. Волкова, Е.А. Галиновской, А.К.Голиченкова, Д.Б. Горохова, O.JI. Дубовик, Б.В. Ерофеева.
Цель контрольной работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда. Задачи исследования:
- разобрать понятие правового режима земель водного фонда;
- разобрать классификацию земель водного фонда по различны основаниям;
- рассмотреть вопрос права собственности на земли водного фонда;
- рассмотреть государственное управление землями водного фонда;
- рассмотреть правовую охрану водных объектов.
Объект и предмет исследования. Объектом контрольной работы является законодательство о землях водного фонда, а предметом – особенности правового режима земель водного фонда.
Структура контрольной работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы, объем работы 25 листов.
Исходя из этимологии слова «режим» (в переводе с французского «порядок») под ним можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию земель. Этот режим может быть общим для всех земель РФ, а может быть особенным для определенных категорий земель и местностей, также он может быть и специальным, присущим конкретным земельным участкам.
Итак, правовой режим земель – это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны, установленный законодательством.2
Земля – важнейшая часть окружающей среды. Она является пространственно-операционным базисом всех находящихся на ней как естественных, так и искусственных предметов материального мира. В том числе на ней располагается вода. Вообще вода – это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода, находящаяся в жидком состоянии покрывает почти три четверти поверхности земли. Вода появилась много миллионов лет назад, в ней зародилась жизнь. Это, можно сказать, первейший после земли компонент окружающей природной среды.
Вода играет
и будет играть важнейшую роль
в жизни общества, без нее невозможно
существование животного и
Вода является
важнейшим компонентом
Впервые земли
водного фонда в
В соответствии с Водным кодексом РФ3 водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории РФ.
Водные объекты, в свою очередь, понимаются как природные или искусственные водоемы, водотоки и иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых характеризуется определенным уровнем, расходом и объемом воды (водным режимом).
Таким образом, водный объект представляет собой земли, покрытые водами, что обусловливает особенности правового режима земель водного фонда.
Все водные объекты в зависимости от их водного режима, физико-географических, морфометрических (количественные характеристики рельефа суши и дна) и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.4
К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.
К подземным водным объектам относятся: 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты, правовой режим которых регулируется законодательством о недрах5.
Важное значение для осуществления правового режима земель водного фонда имеет установление их границ. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, которая и является границей водного объекта.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: 1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; 3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; 4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Береговая линия отделяет земли водного фонда от земель иных категорий, при этом разграничивает распределение норм, регулирующих правила использования, охраны, управления и т.п. различных по целевому назначению земель. Практическое значение установления границ водного объекта выражается в присвоении ему одного из элементов индивидуализации, позволяющего идентифицировать конкретный водный объект. При этом законодатель устанавливает необходимость определения береговой полосы и водоохранных зон именно от береговой линии водного объекта.
В целях правового регулирования
земли водного фонда
По техническому признаку к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Правовой режим земель первой категории, непосредственно покрытых водой, регулируется нормами земельного и водного законодательства.
Правовой режим второй
категории земель водного фонда,
занятых гидротехническими и
иными сооружениями (для водоснабжения,
мелиорации и т.п.), регулируется ЗК
РФ, иными специальными законами и
нормативными правовыми актами. Вопросы
права собственности на указанные
сооружения регламентируются гражданским
законодательством; условия и порядок
эксплуатации указанных сооружений
как орудий водопользования
По форме собственности
земли водного фонда имеют
особенность, заключающуюся в принципе
федеральной государственной
Право собственности Российской Федерации распространяется на земельные участки, в пределах которых находятся:
- все водные объекты
в пределах государственной
- пруды и обводненные
карьеры, если они находятся
на территориях двух и более
субъектов Российской
В собственности субъектов РФ могут находиться земельные участки, в границах которых расположены пруды и обводненные карьеры, если указанные водные объекты:
- находятся на территории одного субъекта РФ;
- находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов;
- указанные земельные
участки отнесены федеральными
законами к собственности
Земельные участки, в границах которых расположены пруды и обводненные карьеры, являются собственностью муниципальных районов, если они:
- не находятся в собственности
Российской Федерации,
- находятся на территориях двух и более поселений;
- находятся на территориях
муниципальных районов вне
Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов, если они:
- не находятся в собственности
Российской Федерации,
- расположены в границах поселений, городских округов.
«По условиям доступа водные объекты подразделяются на объекты общего пользования и обособленного пользования. Водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, являются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Каждый гражданин, в том числе иностранный гражданин, лицо без гражданства, вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным законодательством РФ»6.
Водные объекты, находящиеся
в частной собственности
Согласно ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ"8 водные объекты исключены из состава объектов недвижимости. В качестве объектов вещных и обязательственных прав, в том числе возникающих из гражданско-правовых сделок, они могут выступать только в составе земельных участков. Установлен прямой запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Такие земельные участки разделу не подлежат, если в результате их раздела требуется раздел водного объекта. Законодательство четко установило, что в этом случае идет речь о прудах и обводненных карьерах, так как только данные водные объекты могут быть объектами гражданско-правовых сделок. Право собственности на земельные участки, в границах которых расположены водные объекты, определяет и право собственности на данные водные объекты.
Приватизация9, т.е. отчуждение из государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых находятся водные объекты, регламентируется не водным, а земельным законодательством, с учетом Указа Президента РФ "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ"10.
В пункте 2 ст. 261 "Земельный участок как объект права собственности" ГК РФ предусмотрено, что, "если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения".