Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрен вопрос правового режима земель сельскохозяйственного назначения в РФ. Отличительная особенность работы заключается в том, что она разработана практически одновременно с принятием в Российской Федерации одного из важнейших нормативных актов относительно нашей страны, обладающей одними из самых больших запасов земель пригодных для сельскохозяйственного использования на планете, Земельного кодекса РФ. Именно вокруг земель сельскохозяйственного назначения велись все эти годы споры в политических и законодательных структурах нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Формы собственности и права на землю в Российской Федерации..........................................................................................................6
Глава 2. Земли сельскохозяйственного назначения в земельном законодательстве РФ.............................................................................................19
Глава 3. Государственное регулирование обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения........................................................32
Заключение................................................................................................39
Список использованной литературы.........................................................41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Земельное право.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я        Р А Б О Т А

 

 

 

 

 

По дисциплине: Земельное право

 

Тема: «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ивченков Андрей Сергеевич

 

Студент 4 курса

 

8 семестр

 

 

 

 

 

 

Тарко-Сале

     2014 год

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Формы собственности и права на землю в Российской Федерации..........................................................................................................6

Глава 2. Земли сельскохозяйственного назначения в земельном законодательстве РФ.............................................................................................19

Глава 3. Государственное регулирование обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения........................................................32

Заключение................................................................................................39

Список использованной литературы.........................................................41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       В  данной  работе   рассмотрен   вопрос   правового   режима   земель сельскохозяйственного назначения  в  РФ.  Отличительная  особенность  работы заключается в том, что она разработана практически одновременно с  принятием в Российской Федерации одного из важнейших  нормативных  актов  относительно нашей страны, обладающей одними из самых больших  запасов  земель  пригодных для сельскохозяйственного использования на планете, Земельного  кодекса  РФ. Именно вокруг земель сельскохозяйственного назначения велись  все  эти  годы споры в  политических  и  законодательных  структурах  нашей  страны.  Итак, попытаемся ответить на вопросы: «в чем же предмет  споров  и  разногласий?», «что нужно России и населению занятом в сельском  хозяйстве  и  АПК?»,  «что реально дал нам новый Земельный кодекс РФ?».

       Аграрные  реформы в 19-20 вв. были проведены  в большинстве стран мира. Их  целью  является  перераспределение  земельной  собственности  в   пользу непосредственных  производителей,   увеличение   их   заинтересованности   в результатах  труда,  рост  объемов   производства.   Экономическая   история человечества знает несколько основных видов аграрных  реформ.  Один  из  них ставил целью создание частного землевладения за счет  приватизации  общинных земель или раздела крупных поместий. По такому пути шли реформы Столыпина  в России (1910-1911гг.),  и  преобразования  частного  сектора  в  большинстве развивающихся  стран.  Ликвидация  крупного   экстенсивного   землевладения, являющегося  тормозом  в  развитии  сельскохозяйственного   производства   и фактором   социальной   нестабильности   (при   наличии   малоземельного   и безземельного крестьянства), осуществлялась посредством выкупа  государством латифундий у их владельцев с последующим  разделом  на  участки  и  продажей крестьянам в частную собственность. Таким образом,  формировался  фермерский сектор в сельском хозяйстве. В  ряде  стран  аграрные  реформы  сводились  к национализации   земли,    созданию    государственных    и    кооперативных (коллективных) хозяйств.

       Рассматривая аграрные  реформы  прошлых  лет,  и  настоящего  времени несложно заметить, что главным вопросом  и  основным  «камнем  преткновения» всегда являлся вопрос  собственности  земли  и  ее  распределения.  Наиболее важное значение для выявления территориальных различий  в  аграрном  секторе имеют социальные показатели, и в первую очередь, системы землевладения.  При общинной - земля принадлежит крестьянской общине, члены которой имеют  право на обработку участка и на урожай, но не на землю.  В начале  90-х  гг.  эта система практиковалась в труднодоступных  малонаселенных  районах  постоянно влажных тропических лесов Азии и Латинской Америки, в  саваннах  Тропической Африки. Наиболее распространена частная собственность на землю, при  которой производится большая часть  товарной  сельскохозяйственной  продукции  мира.

Существуют также частная, государственная,  кооперативная  собственность  на землю. Действительно, вопрос  собственности  на  землю  и  ее  купли-продажи актуален и сейчас во многих странах мира, в  свете  того,  что  рынок  земли является неотъемлемой  частью  экономики  любого  развитого  государства.  В развитых странах принимаются законы, которые  стоят  на  защите  любых  прав собственности, в том числе и земельной.       Землю можно свободно покупать и  продавать,  конечно  в  рамках  этих законодательств. Например,  в  США  сейчас  насчитывается  более  630  тысяч фермерских хозяйств.  Они  владеют  огромным  количеством  земли  на  правах собственников и производят примерно 80% всей сельскохозяйственной  продукции в стране. К примеру, в России фермерами производится всего 6  -  8%.  Так  в чем же здесь дело?  Все  дело  в  том,  что  у  нас  в  стране  рынок  земли фактически  отсутствует,  хотя  право  приобретения  земли  в собственность конституционно закреплено за жителями  государства.  Это  происходит  не  от того,  что  люди  не  хотят  покупать  землю,  а  из-за  отсутствия   четкой законодательной базы по этому вопросу. Ведь мало кто  согласится  вкладывать в  землю  немалые  денежные  средства,  не  являясь  ее   собственником.   В результате мы имеем на нашем рынке «засилье» импортных продуктов питания  (в некоторых случаях не качественных), хотя сами можем  производить  продукцию, намного превышающую по качеству импортную, а по цене в 1.5 -2 раза  ниже  (в районах, где все же  складываются  земельные  отношения  -  Н.  Новгородская область и др., цены именно такие).

       Итак,  становится  очевидным,  что  вопрос  правового  режима  земель сельскохозяйственного  назначения архиважен для современной  России  и  всего мира в целом, т.к.  за  1960-1992  гг.  во  всех  странах  мира  наблюдалось снижение удельного  веса  занятых  и  доли  сельского  хозяйства  в  ВВП.  В промышленно развитых странах в  среднем  доля  занятых  в  аграрном  секторе снизилась - с 13 до 7%, а в развивающихся с 65 до 57%.  Соответственно  доля сельского хозяйства в ВВП сократилась в  развитых  странах  с  7  до  4%,  а развивающихся с 46 до 21% .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формы собственности и права на землю в Российской Федерации.

       Необходимо установить, кто же в  Российской  Федерации  является собственником земли, в том числе и сельскохозяйственного  назначения  и  кто обязан обеспечивать развитие  этих  земель  и  обеспечивать  необходимое  их плодородие. Новый  Земельный  кодекс  РФ  оперирует следующими понятиями:

    «собственники  земельных  участков  -  лица,  являющиеся  собственниками земельных участков;

    землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся  земельными  участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на  праве  безвозмездного срочного пользования;

    землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся  земельными участками  на праве пожизненного наследуемого владения;

    арендаторы  земельных  участков  -  лица,   владеющие   и   пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

       обладатели  сервитута - лица, имеющие право ограниченного  пользования чужими земельными участками (сервитут).

       Кто  же эти лица, и какими реальными правами  обладают,  вот  один  из основных вопросов раскрываемых в новом Земельном кодексе РФ. Так как все нормативные акты принимающиеся в Российской Федерации не должны противоречить основополагающему закону  страны  –  конституции  РФ,  в котором закреплены права частной собственности, в том числе и на землю,  как на любую  другую  собственность  граждан  Российской  Федерации,  все  главы нового земельного кодекса были составлены в соответствии с конституцией  РФ. Данному вопросу посвящена третья глава нового земельного  кодекса  РФ «Собственность на землю», приведем статьи этой главы:

«Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц»

    1. Собственностью  граждан и  юридических  лиц  (частной  собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и  юридическими  лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    2.  Граждане  и  юридические  лица  имеют  право  на  равный  доступ   к приобретению  земельных  участков  в   собственность.   Земельные   участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности,  могут  быть предоставлены в собственность граждан  и  юридических  лиц,  за  исключением земельных  участков,  которые   в   соответствии   с   настоящим   Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

    3. Иностранные  граждане, лица без гражданства  и иностранные  юридические лица  не  могут  обладать  на  праве  собственности  земельными   участками, находящимися на приграничных территориях, перечень  которых  устанавливается Президентом   Российской   Федерации   в    соответствии    с    федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных  особо  территориях  Российской  Федерации  в  соответствии  с федеральными законами.

«Статья 16. Государственная собственность на землю»

    1. Государственной  собственностью  являются  земли,  не  находящиеся  в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

    2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную  собственность),  собственность  субъектов Российской   Федерации    и   собственность    муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в  соответствии  с  Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

«Статья 17. Собственность Российской  Федерации  (федеральная  собственность) на землю»

    1. В федеральной  собственности находятся земельные  участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право  собственности  Российской  Федерации  на  которые  возникло   при разграничении государственной собственности на землю;

 - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    2. В федеральной  собственности могут  находиться  не  предоставленные  в частную  собственность  земельные  участки  по  основаниям,  предусмотренным Федеральным  законом  "О  разграничении  государственной  собственности   на землю".

«Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации»

    1. В собственности  субъектов Российской  Федерации  находятся  земельные участки:

    - которые признаны таковыми федеральными законами;

    - право собственности субъектов Российской Федерации на  которые  возникло при разграничении государственной собственности на землю;

    - которые  приобретены  субъектами  Российской  Федерации  по  основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    2. В собственности  субъектов Российской Федерации  могут  находиться  не предоставленные в частную собственность земельные участки:

    - занятые недвижимым имуществом,  находящимся  в  собственности  субъектов Российской Федерации;

    - предоставленные  органам  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  государственным   унитарным   предприятиям   и   государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

    - отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий  регионального значения,  землям  лесного  фонда,  находящимся  в  собственности  субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям  водного фонда, занятым водными объектами,  находящимися  в  собственности  субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;

    - занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

«Статья 19. Муниципальная собственность на землю»

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    - которые  признаны  таковыми  федеральными   законами   и   принятыми   в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

    - право муниципальной собственности на которые возникло при  разграничении государственной собственности на землю;

    - которые   приобретены   по   основаниям,    установленным    гражданским законодательством.

    2. В муниципальной  собственности могут находиться  не  предоставленные  в частную  собственность  земельные  участки  по  основаниям,  предусмотренным Федеральным  законом  "О  разграничении  государственной  собственности   на землю".

    3. В собственность  муниципальных образований для  обеспечения их развития могут  безвозмездно  передаваться  земли,  находящиеся   в   государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

    4. В субъектах  Российской  Федерации  -  городах  федерального  значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки  в  муниципальную  собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

    Право муниципальной  собственности на земельные участки  в этих  субъектах Российской  Федерации  возникает  при   передаче   земельных   участков   из собственности   городов   Москвы   и   Санкт-Петербурга   в    муниципальную собственность  в  соответствии  с   законами   этих   субъектов   Российской Федерации.

       Итак, видно, что новый  земельный  кодекс  признает  собственность  на землю  граждан  РФ,  юридических   лиц,   федеральную,   государственную   и муниципальную собственности, а  так  же  собственность  на  землю  субъектов Российской Федерации. Земли     сельскохозяйственного     назначения,     согласно выше приведенной главе нового  Земельного  кодекса  РФ,  могут  находится  в любой из возможных форм  собственности  возможных  в  РФ,  так  как  никаких ограничений на собственность сельскохозяйственных земель в данном законе  не приведено, хотя нужно отметить, что в  настоящий  момент  не  все  категории земель запрещенных для свободной купли-продажи однозначно  определены,  т.е. для нормальной работы данного Федерального закона еще  не  подготовлены  все необходимые подзаконные акты, ссылки на которые, однако,  уже  существуют  в Земельном кодексе.

       Необходимо   оговорить,   какими   правами    пользования    обладают вышеперечисленные собственники, т.к. новый земельный кодекс,  трактует  эти права  очень  неоднозначно,  т.е.  приоритетной   пока   остается   все   же государственная,   муниципальная   и   федеральная   формы    собственности. Следовательно, до введения в  силу  изменений,  дополнений  и  сопутствующих подзаконных актов  можно  сделать  вывод,  что  нынешняя  аграрная  реформа, несмотря  на  международный  опыт  в  сфере  частных  фермерских   хозяйств, играющих одну из решающих ролей  во  многих  сельскохозяйственных  и  просто развитых  странах,  делает  упор  на  развитие  государственного   сельского хозяйства.  Правительство  Российской   Федерации,   являющееся   фактически единственным на  данный  момент  собственником  имеющим  достаточные  права, продолжает держать контроль над всеми сельскохозяйственными  угодьями  нашей страны, предоставляя лишь арендаторам права  схожие  со  своими.  Рассмотрим для наглядности Главу Четвертую нового  Земельного  кодекса  РФ  «Постоянное (бессрочное)  пользование,  пожизненное  наследуемое   владение   земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками  (сервитут), аренда земельных  участков,  безвозмездное  срочное  пользование  земельными участками»:

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения