Правовые основы мониторинга окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Содержание

Глава 1. Сущность мониторинга окружающей среды 5
Глава 2. Виды мониторинга окружающей среды 11
2.1. Мониторинг земель 11
2.2. Государственный мониторинг вод 14
2.3. Мониторинг растительного мира 18
2.4. Лесной мониторинг 19
2.5. Мониторинг животного мира 22
2.6. Мониторинг озонового слоя 23
2.7. Мониторинг атмосферного воздуха 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мониторинг.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Физические  лица признаются также субъектами права  специального природопользования, осуществляемого в виде хозяйственной или иной деятельности, например, землевладение в целях ведения крестьянского фермерского хозяйства, осуществление личного подсобного хозяйства, аренда природных ресурсов и др. При этом объем правомочий граждан Республики Беларусь и иностранных граждан (лиц без гражданства) различен. Например, право частной собственности на земельные участки признается только за гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 11 КоЗ).

В установленных  в законодательстве случаях, например, для осуществления видов природопользования, подлежащих лицензированию, правом природопользования наделяются физические лица, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности последних применяются правила Гражданского кодекса Республики Беларусь, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Юридические лица как субъекты экологических отношений. Юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица как субъекты отношений в области охраны окружающей среды, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, т. е. в соответствии со ст. 44 ГК быть организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели  могут иметь экологические права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Субъектами  отношений по охране окружающей среды  признаются также международные организации. Перечень таких организаций (организаций, не являющихся юридическими лицами), признанных субъектами отношений в области охраны окружающей среды на территории Республики Беларусь определен постановлением правительства.

В экологической сфере Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет сотрудничество с: Всемирной метеорологической организацией, Комитетом по экологической политике ЕЭК ООН, Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Министерство иностранных дел Республики Беларусь осуществляет сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры через Межправительственный совет по программе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Информация для всех» (ЮНЕСКО). Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет сотрудничество Республики Беларусь с Межгосударственным советом по промышленной безопасности, Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров. Министерство сельского хозяйства  
и продовольствия Республики Беларусь сотрудничает с Международным советом по пшенице; Международным союзом по охране новых сортов растений; Международным эпизоотическим бюро; Организацией защиты растительного мира Европы и Средиземноморья; Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь — Комитетом по лесоматериалам ЕЭК ООН.

Иностранные государства признаются субъектами экологических отношений в случаях, установленных законодательством, например, ст. 5 ВК  включает иностранные государства в круг субъектов водных отношений в качестве водопользователей. Согласно ст. 9 ЛК иностранные государства выступают субъектами лесных отношений. Статья 12 КоЗ рассматривает в качестве субъектов права собственности на землю на территории Республики Беларусь иностранные государства, которым земельные участки передаются в собственность в порядке ст. 37 КоЗ для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если: в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства; одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей. Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключаемого с Советом Министров Республики Беларусь.

Республика  Беларусь осуществляет международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды с иностранными государствами как субъектами экологических правоотношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовой основой для такого сотрудничества являются международные договоры Республики Беларусь.

Объектами экологических  отношений в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, право природопользования.

 

 

    1. Национальная система мониторинга окружающей среды

 

Состояние природной  среды является одним из важнейших  факторов, определяющих жизнедеятельность  человеческого общества. Вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов рассматриваются в числе приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь, которые во многом определяют особенности устойчивого развития страны.

Оптимальное управление природоохранной деятельностью  может быть обеспечено только при наличии полной, достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях изменения природной среды в целом или отдельных ее объектов, например, атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы и т.д. Такой системой, обеспечивающей все уровни управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, является мониторинг окружающей среды.

Само понятие  «мониторинг окружающей среды» сформулировано в статье 1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 ноября 1992г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» и в статье 1 закона «О гидрометеорологической деятельности».

Анализ этих 2-х определений одного и того же понятия показывает, что на сегодняшний день отсутствует четкая трактовка понятия «мониторинг окружающей среды».

На мой взгляд, наиболее полное определение содержится в Законе «О гидрометеорологической деятельности», т.к., помимо наблюдения за состоянием окружающей среды и прогноза, предусматривается обеспечение заинтересованных организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды.

Итак, под мониторингом окружающей среды понимается система  наблюдений за состоянием окружающей среды и техногенным воздействием на нее, с целью своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, принятия мер по ликвидации вредных последствий, обеспечения заинтересованных организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды и техногенном воздействии на нее.

В 1993 году Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О создании национальной системы мониторинга  окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)» была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), которая должна в масштабах республики обеспечивать наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, на нее воздействующими, оценку фактического состояния природы и прогноз предполагаемых изменений, а также обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией.

До принятия этого нормативного акта на законодательном  уровне существовал лишь мониторинг земель, который регулировался Постановлением Совета Министров РБ от 31 декабря 1991 г. N 508 «О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель».

На сегодняшний  день национальная система мониторинга  окружающей среды представляет собой  совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений, а также биологических откликов на изменения окружающей среды под влиянием естественных и техногенных факторов с организацией сбора, обработки и представления мониторинговой информации органам управления и хозяйствования для решения общегосударственных задач рационального природопользования и регулируется Положением о Национальной системе мониторинга окружающей среды.

НСМОС включает в себя одиннадцать организационно-самостоятельных  видов мониторинга:

        • мониторинг земель;
        • мониторинг поверхностных вод;
        • мониторинг подземных вод;
        • мониторинг атмосферного воздуха;
        • мониторинг озонового слоя;
        • мониторинг растительного мира;
        • мониторинг лесов;
        • мониторинг животного мира;
        • радиационный мониторинг;
        • геофизический мониторинг;
        • локальный мониторинг окружающей среды.

В основу классификации  видов мониторинга окружающей среды  положено деление окружающей среды на природные компоненты, представляющие собой элементы природной среды.

В рамках Национальной системы мониторинга также осуществляется наблюдение изменений окружающей среды  не только под воздействием природных факторов, но и антропогенных, таких, как радиационный и локальный мониторинг.

Каждому из перечисленных  видов мониторинга присуща своя система управления, во главе которой  стоит государственный орган, осуществляющий координацию деятельности головных учреждений и институтов, осуществляющих сбор, анализ, оценку информации о состоянии природного компонента, как объекта мониторинга. Деятельность по организации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Общее управление НСМОС и координация работ по Программе НСМОС осуществляет Межведомственный координационный Совет, созданный при Министерстве природы.

Итак, в  соответствии с приведенными определениями и  возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:

- наблюдения  за факторами воздействия и  состоянием среды; 

- оценку фактического  состояния среды; 

- прогноз состояния  окружающей природной среды и  оценку прогнозируемого состояния.

 

 

Глава 2. Виды мониторинга окружающей среды

2.1. Мониторинг земель

 

 

Интенсивный характер землепользования и особая роль земли как компонента природной среды определили потребность постоянного контроля за ее состоянием путем организации и ведения мониторинга земель. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земель, включая земли, расположенные в зонах радиоактивного и других видов загрязнения, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Главная задача мониторинга  земель состоит в получении объективной  и полной информации об изменении  параметров их состояния в региональном и локальном масштабах как  единственной основы для принятия решений  по защите земельных угодий от нежелательных, главным образом антропогенных, воздействий. В этой связи существенным моментом, который необходимо учитывать при организации мониторинга земель, является то, что все виды антропогенных воздействий имеют территориально выраженный характер и получаемые результаты наблюдений распространяются на определенную территорию. За основную территориальную единицу мониторинга принимается тип (класс) земель.

Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет структуру системы мониторинга земель, которая включает разделы, различающиеся спецификой параметров и методов наблюдения, а также способом обобщения (оценки) данных. Ими являются:

- мониторинг земельного  фонда;

- агропочвенный мониторинг;

- мониторинг техногенного  загрязнения земель.

В рамках территориальной  единицы и всей системы мониторинга  земель осуществляется обобщение первичной информации, оценка состояния земель, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране. Результаты наблюдений оформляются в виде текстовых, табличных и графических материалов, ежегодно включаются в отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Мониторинг земель также выполняет функцию обеспечения законодательной и исполнительной властей, органов местного управления и самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и граждан сведениями о состоянии земель в целях организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием. Мониторинг земель ведется по единой для республики методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь. Он обеспечивается проведением аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохимических съемок, использованием комплекса наземных, стационарных и дистанционных наблюдений за проявлением процессов эрозии, потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными, в том числе радиоактивными веществами, переуплотнения и других негативных изменений качественного состояния земельных участков, а также за динамикой степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие. Проведение работ, связанных с ведением мониторинга земель, осуществляет Госкомимущество и его органы на местах. Мониторинговые наблюдения за состоянием земель, выполняемые предприятиями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, ведутся по методикам и программам, утвержденным Госкомимуществом.

Информация о работе Правовые основы мониторинга окружающей среды