Главной задачей землеустройства является организация
рационального использования земель всех
категорий, в том числе и сельскохозяйственного
назначения.
Землеустройство включает
в себя правовые, организационно-хозяйственные,
экономические, технологические и технические
мероприятия.
Основные направления социально-экономического
развития России на период до 2010 г.: предпосылки
и возможные варианты развития страны
Социальная политика направлена
на решение следующих задач:
1) стабилизация уровня
жизни население и недопущение
массовой бедности;
2) сдерживание роста
безработицы и материальная поддержка
безработных, а также подготовка
трудовых ресурсов такого размера
и качества, которые соответствуют
потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного
уровня реальных доходов населения путем
проведения антиинфляционных мер и индексации
доходов;
4) развитие отраслей
социальной сферы (образование, здравоохранение,
жилищное хозяйство, культура и
искусство).
Таким образом, суть социальной
политики заключается в поддержании отношений как между социальными
группами, слоями общества, так и внутри
них, в обеспечении условий для повышения
благосостояния, уровня жизни членов общества,
в создании социальных гарантий для участия
в общественном производстве.
Поэтому важной задачей социальной политики является
адресная (т.е. предназначенная для конкретных
групп населения) социальная поддержка
со стороны государства, в первую очередь,
слабо защищенных слоев населения. Решение
этой задачи имеет целью поддержание оптимальных
соотношений между доходами активной
(занятой) части населения и нетрудоспособных
граждан через механизм налогов и социальных
трансфертов.
Практика проведения социальной
политики в развитых странах выработала
несколько направлений в ее реализации:
- регулирование занятости населения;
- политика государства
в формировании доходов;
- социальная защита
граждан;
- политика в области
образования, здравоохранения, жилищного
хозяйства и т.д.
Необходимо заметить, что
данный перечень по сути является отражением
основных задач социальной политики государства
К основным государственным
институтам, осуществляющим социальную
политику в России, относятся [22]:
- Президент Российской
Федерации;
- Государственный совет;
- Государственная Дума;
- Совет Федерации;
- Федеральные органы
исполнительной власти (министерства,
службы, агентства, фонды), осуществляющие
государственную политику в социальной
сфере в рамках их полномочий и областей
компетенции;
- Общественная палата
Российской Федерации;
- Общественный совет
по жилищной политике при Министерстве Регионального
развития РФ.
Кроме того, в России существует
большое количество исследовательских
организаций, занимающихся вопросами
социальной политики; ниже приведены лишь
некоторые из них [20]:
- Всероссийский центр
уровня жизни (ВЦУЖ);
- Институт социально-политических
исследований РАН (ИСПИ РАН);
- исследований Уфимского
научного центра РАН (ИСЭИ Уф
НЦ РАН);
- Институт социально-экономических
проблем народонаселения РАН (ИСЭПН
РАН);
- Институт социологии
РАН (ИС РАН);
- Институт сравнительных социальных исследований
(ЦЭССИ);
- Независимый институт
социальной политики (НИСП) и др.
Плюс ко всему в обществе
постепенно растет роль некоммерческих
организаций (НКО), как активных участников
социальной политики.
Предприятия как основные
хозяйствующие субъекты в экономике
также могут по праву рассматриваться
в качестве участников социальной политики
на микроуровне.
Зарубежный опыт прогнозирования и планирования
охраны земельных ресурсов
Основная цель управления
земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых
на основе использования свойств земли.
Цель отражает перспективное состояние
земельных ресурсов и процесса их использования.
Само использование земли возникает при
непосредственном воздействии общества
или отдельных субъектов на землю. При
этом у каждого такого воздействия имеется
определенная цель, связанная с потреблением
конкретных свойств земли. Общество не
в состоянии полностью контролировать
цели отдельных субъектов земельных отношений
из-за их массовости и разнообразия, поэтому
управление этими процессами означает
установление общих правил и границ использования
земли. Такие границы создают согласно
установленным и юридически оформленным
(в виде правовых норм) правилам использования,
регламентирующим земельные отношения
и системы землепользования. Важнейшие
элементы государственного управления
земельными ресурсами - проведение рационального
землеустройства, организация и ведение
государственного земельного кадастра,
регистрация прав на землю и формирование
земельного оборота, кадастровая оценка
земли, информационное обеспечение и подготовка
кадров, государственный земельный контроль.
Прогнозирование - это процесс разработки
прогнозов, или научная деятельность,
направленная на выявление и изучения
возможных альтернатив будущего развития.
Прогнозирование является важным звеном
между теорией и практикой во всех отраслях
жизни общества. Прогнозирование использования
земельных ресурсов позволяет решать
задачи эффективного и рационального
использования земель, дает возможность
обеспечивать баланс спроса и предложения
на землю.
Задача прогнозирования с
одной стороны - выявить перспективы ближайшего
и более отдаленного будущего в использовании
земель, и с другой стороны - способствовать
выработке оптимальных и перспективных
планов, опираясь на составленный
прогноз.
Прогнозирование использования
земельных ресурсов носит комплексный
характер и включает в себя:
1) Экономический прогноз
- исследуют перспективы развития
отдельных элементов производительных
сил и производственных отношений: производительности
труда; использование и воспроизводство
трудовых ресурсов и основных фондов;
объектов инвестиций; темпов экономического
роста; определение объемов, состава и
качества получаемой продукции; земля
экономика охрана
2) Прогнозирование использования земельных
ресурсов дает анализ современного использования
земельных ресурсов, ведется перераспределение
и освоение новых земель, перераспределение
земель между собственниками;
3) Социальный прогноз -
включает потребление населением
продуктов питания и непродовольственных
товаров, розничный товарооборот, развитие
отраслей непроизводственной сферы: общее
и непрофессиональное образование, культуру
и искусство, здравоохранение и жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание населения.
4) Прогнозирование демографической
ситуации охватывают движение народонаселения
и воспроизводство трудовых ресурсов,
уровень занятости трудоспособного населения,
его квалификационный и профессиональный
состав. Они включают показатели численности
и естественного движения населения (рождаемость,
смертность), соотношение по половому
и возрастному составу и др.
Прогнозирование использования
земельных ресурсов дает анализ современного
использования земельных ресурсов, ведется
перераспределение и освоение новых земель, перераспределение земель
между собственниками.
Все экономически развитые
и цивилизованные страны мира в управлении
земельными ресурсами, их использовании
и охране отдают приоритет землям сельскохозяйственного
назначения, среди которых главное место
занимают продуктивные сельскохозяйственные
угодья.
Объясняется это тем, что
сельскохозяйственные угодья, и прежде
всего пашня, служат не только сферой жизненного
пространства и средой обитания людей,
но и основным источником продовольствия
для растущего населения, кормов для животноводства,
сырья для перерабатывающей промышленности,
а их рациональное и эффективное использование
обеспечивает продовольственную безопасность
и независимость государств, занятость
и поддержание традиционного уклада жизни
сельского населения, создает условия
для стабильного развития и повышения
устойчивости экономики.
Учитывая происходящие во
всем мире процессы деградации почв, опустынивания
земель, изъятия угодий для несельскохозяйственных
целей, происходящие на фоне усиливающихся
стихийных бедствий (наводнений,
лесных пожаров, тайфунов и др.), охрана
сельскохозяйственных угодий, воспроизводство
почвенного плодородия являются наиважнейшими
задачами в области экологии и защиты
окружающей природной среды.
Во всем мире уже давно возникло понимание того, что сельскохозяйственные
угодья не могут бесконтрольно изыматься
и использоваться для развития населенных
пунктов, промышленных, транспортных,
энергетических и других несельскохозяйственных
целей, а их предоставление с изменением
целевого назначения, правового режима
и разрешенного использования сопряжено
со значительными затратами, обеспечивающими
восстановление сельскохозяйственного
потенциала территории, возмещение убытков,
потерь и упущенной выгоды сельскохозяйственным
землевладельцам и землепользователям.
Выполнение данных требований
и условий обеспечивается созданием в
государствах системы управления земельными
ресурсами, которая обязательно включает
в себя следующие функции: учет земель,
планирование развития землепользования,
организацию рационального использования
земель и их охраны, земельный контроль.
Данные функции реализуются в системе
землеустройства, охватывают все земли,
независимо от формы собственности, вида
(категории, угодья) и принадлежности хозяйствующим
субъектам. При этом система землеустроительных
мероприятий функционально, технологически
и иерархически увязывается с проведением
земельного кадастра, государственной
кадастровой оценки и мониторинга земли.
Планирование использования
и охраны земель в зарубежных странах
разделяется на два основных
вида: пространственное (территориальное)
и городское.
Пространственное (территориальное)
планирование осуществляется землеустроительными
организациями и решает вопросы устройства
территории на больших пространствах
не только в интересах развития производительных
сил общества, но и в целях поддержания
устойчивого развития сельской местности,
выполнения ландшафтно-экологических
и природоохранных требований.
Городское планирование осуществляют
архитектурно-планировочные организации
в целях регулирования планировки
и застройки населенных пунктов и последующего
архитектурно-строительного проектирования
и строительства.
Если в нашей стране в настоящее
время вопросы организации рационального
использования земель в больших городах
решаются достаточно обоснованно,
то использование межселенных (сельских)
территорий практически остается вне
сферы государственного регулирования
и охраны. Действующее в данный момент
территориальное планирование как составная
часть градостроительной деятельности
не обеспечивает организацию рационального
использования земель сельскохозяйственного
назначения и их охрану.
Это объясняется тем, что
градостроительные регламенты как составные
части правил землепользования и застройки
согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации
не устанавливаются для земель лесного
и водного фондов, земель запаса, большей
части особо охраняемых природных территорий
(за исключением земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов), сельскохозяйственных
угодий в составе земель сельскохозяйственного
назначения. Поэтому более 90% всех земель
страны не могут быть охвачены соответствующими
нормами и правилами землепользования,
а, следовательно, и находиться в сфере
территориального планирования и градостроительного
зонирования. В связи с этим для всех вышеназванных
категорий земель, не охватываемых градостроительными
регламентами, планирование использования
земель и их охраны должно являться областью
землеустроительной деятельности и осуществляться
на основе землеустроительной документации.
Руководствуясь действующим
Земельным кодексом Российской Федерации,
нормами Федерального закона от 18 июня
2001 г. №78-ФЗ «Землемлеустройстве», а также
отечественным и зарубежным опытом планирования
и организации рационального использования земель и их охраны,
рекомендуют следующую схему землеустроительного
обеспечения управления земельными ресурсами.
Первым этапом такой деятельности
является восстановление действовавшей
ранее системы учета и оценки качества
земель сельскохозяйственного назначения, которая включает
в себя мероприятия по изучению наличия,
фактического состояния и использования
данной категории земель, в том числе:
геодезические и картографические работы;
почвенные, геоботанические, агрохимические
и другие обследования и изыскания; инвентаризацию
земельных участков; оценку качества земель
сельскохозяйственного назначения не
только как территориального базиса, объекта
имущественных отношений, но и как главного
средства производства в сельском и лесном
хозяйстве. Результатом данных работ должна
являться информация о количественном
и качественном состоянии этих земель,
их пригодности для использования в сельском
хозяйстве и потенциальных возможностях.
На втором этапе осуществляется
планирование использования земель на
межселенных территориях. Целью данного
вида работ является установление правил
землепользования применительно к землям
сельскохозяйственного назначения, в
которых определяются территориальные
зоны и землеустроительные регламенты,
а также порядок применения и изменения
этих правил.
При этом под землеустроительным
регламентом понимаются устанавливаемые
в границах соответствующих территориальных
зон виды разрешенного использования
земельных участков, предельные (минимальные
и максимальные) размеры земельных участков, а также ограничения на использование
земельных участков.