ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ,
НАУКЕ И
ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
ОГБПОУ «СмолАПО»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по профессиональному
модулю «Осуществление кадастровых
отношений»
на тему: «Современный подход к определению
земельного налога»
Выполнил: студент 3-го курса,
специальность 120714 «Земельно
– имущественные отношения»,
группа 213 – Зс
Павлючкова Екатерина Евгеньевна
Подпись______________________
Руководитель: преподаватель
ОГБПОУ «СмолАПО»
Шустина Светлана Викторовна
Подпись____________________
Оценка _____________________
Дата _______________________
Смоленск 2013
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы современного подхода к определению земельного налога.
- 1.1. Земельного налога: основные понятия,
сущность земельного налога
- 1.2. Современный подход к определению земельного налога
- Глава 2.
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
Введение
Земельный налог занимает особе
место в налоговой системе Российской
Федерации. Формирование эффективных
норм законодательства о налогах оказывает
определенное влияние на экономику Российской
Федерации – это предполагает установление
надлежащего правового регулирования
налоговых отношений.
Несмотря на сравнительно невысокую
долю земельного налога в общем объеме
доходных поступлений, земельный налог
выступает в качестве важного источника
формирования местных бюджетов. Отсутствие
экономически обоснованного принципа
формирования налоговой ставки, а также
наличие значительного количества необоснованных
льгот не создавало стимулов к эффективному
использованию земель. Это вызвало многочисленные
судебные разбирательства, в том числе
в отношении ежегодного индексирования
ставок, а также дифференцирования ставок
по зонам различной градостроительной
ценности. Поскольку система налогообложения
земли уже не отвечала существующим в
стране экономическим условиям, было принято
решение изменить эту систему. Тем более,
что в условиях современной экономики
установление размера земельного налога
должно осуществляться на основе кадастровой
стоимости земельных участков.
Введение земельного налога,
основывающегося на кадастровой стоимости
земельного участка, является совершенно
новым подходом к налогообложению земель.
В соответствии со ст. 15 Налогового
кодекса Российской Федерации земельный
налог является одним из двух видов налогов,
100% поступлений от которого направляются
в местный бюджет (вторым подобным налогом
является налог на имущество физических
лиц).
Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным
законом N 141-ФЗ "О внесении изменений
в часть вторую Налогового кодекса РФ
и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании
утратившим силу отдельных законодательных
актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации" Налоговый кодекс
РФ был дополнен гл. 31 "Земельный налог".
С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон
РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю",
представительные органы местного самоуправления
в срок до 30 ноября 2005 г. должны принять
свои нормативные правовые акты, вводящие
земельный налог на территории соответствующих
муниципальных образований. Установление
и введение в действие на территории того
или иного муниципального земельного
налога зависит от местных законодательных
органов конкретного образования, соответственно
им предоставлено право решать, использовать
или нет возможность указанных налоговых
поступлений в качестве дохода муниципальной
казны.
Другие коренные изменения,
заложенные в основу указанной главы Налогового
кодекса РФ, касающиеся определения налоговой
базы земельного налога, вызвали ряд проблем
при их практической реализации. В соответствии
с НК РФ налоговая база при исчислении
земельного налога определяется теперь
как кадастровая стоимость земельных
участков, признаваемых объектом налогообложения
(ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы,
на территории которых устанавливается
земельный налог, обязаны произвести кадастровую
оценку своих земель. Однако на практике
собственники земель - физические лица
отказываются проводить ее за свой счет.
В целях необходимости проведения подобной
оценки муниципальные образования вынуждены
проводить ее за счет местных бюджетов
с последующей компенсацией этих расходов
или за счет дополнительных финансовых
ресурсов из федерального бюджета, что
несомненно представляет определенные
трудности. В то же время, по данным на
декабрь 2005 г., в подавляющем большинстве
регионов, предполагающих ввести на своей
территории земельный налог, в частности
в Ростовской области, кадастровая оценка
земель осуществлена в полном объеме.
Целью написания работы является
исследование основных теоретических
и практических основ, которые касаются
современного подхода к определению земельного
налога.
Глава 1. Теоретические
основы современного подхода к определению
земельного налога.
- Земельный налог: основные понятия, сущность земельного налога
Земельный налог – это налог на доходы с земли,
который уплачивается организациями и
физическими лицами, обладающими земельными
участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого
владения. Взимается с 1 января 2005 г. на
основании гл.31 НК РФ. Глава 31 НК РФ введена
Федеральным законом от 29 ноября 2004 г.
№ 141-ФЗ. До указанной даты земельный налог
взимался на основании Закона РФ от 11 октября
1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».
Налогоплательщики – это, согласно
статье 19 Налогового кодекса Российской
Федерации, организации и физические лица,
на которых в соответствии с настоящим
Кодексом возложена обязанность, уплачивать
соответственно налоги и (или) сборы.
Но статья 19 НК РФ не дает определение,
а указывает на тех лиц, которые признаются
на сегодняшний день налогоплательщиками.
Таковыми являются физические лица и организации.
При этом организации и физические лица
раскрываются в статье 11 НК РФ. И здесь
важно, что эта статья на самом деле воспроизводит
положение Гражданского кодекса. Отсюда
вытекает, что государственные органы
налогоплательщиками не являются и являться
не могут.
Объект
налогообложения – это земельные участки,
расположенные в пределах муниципального
образования, на территории которого введен
налог, за исключением земельных участков, изъятых из оборота
в соответствии с законодательством Российской
Федерации; земельных участков,
ограниченных в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
которые заняты особо ценными объектами
культурного наследия народов Российской
Федерации, объектами, включенными в Список
всемирного наследия, историко-культурными
заповедниками, объектами археологического
наследия; земельных участков,
ограниченных в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
предоставленных для обеспечения обороны,
безопасности и таможенных нужд;
земельных участков из состава земель
лесного фонда; земельных участков, ограниченных
в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятых
находящимися в государственной собственности
водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база (налогооблагаемая
база) в статье 53 НК РФ, принятой 2 ноября
2014г. Федеральным законом №127 представляет
собой стоимостную, физическую или иную
характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база и порядок ее определения,
а также налоговые ставки по федеральным
налогам и размеры сборов по федеральным
сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Налоговый (отчетный) период
– это календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате.
Сущность земельного
налога
Земельный налог относится
к местным налогам, обязательным к уплате
на территориях тех муниципальных образований,
представительные органы власти которых
приняли нормативный правовой акт о введении
налога. Земельный налог с 1 января 2006 г.
уплачивается по правилам гл. 31 «Земельный
налог» Налогового кодекса РФ, исходя
из кадастровой стоимости земельного
участка. В частности, устанавливаются
ставки по налогу в пределах, установленных
гл. 31 (в том числе дифференцированные в
зависимости от категорий земель и разрешенного
использования земельных участков), порядок
и сроки уплаты налога.
Кроме того, могут быть предусмотрены
налоговые льготы сверх установленных
ст. 395 НК РФ, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой
налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Налогоплательщики, а также
конкретные элементы налогообложения,
такие как объект налогообложения, налоговая
база, налоговый (отчетный) период и порядок
исчисления налога, установлены непосредственно
гл. 31 НК РФ. При этом под земельным участком
в качестве объекта налогообложения следует
понимать часть поверхности земли, в том
числе почвенный слой, границы которой
описаны и удостоверены в установленном
порядке.
Права на земельные участки
удостоверяются документами и подлежат
государственной регистрации, которая
осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии
с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ
«О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним»
(далее – Закон №122-ФЗ).
Налогоплательщики определяются
на основании государственных актов, свидетельств
и других документов, удостоверяющих права
на землю.
Основанием для признания организаций
и физических лиц налогоплательщиками
земельного налога являются документы,
удостоверяющие право собственности,
право постоянного (бессрочного) пользования,
в том числе акты, изданные органами государственной
власти или органами местного самоуправления
о предоставлении земельных участков.
- Современный подход
к определению земельного налога
Суд принял решение о признании
рыночной цены земельного участка в качестве
кадастровой стоимости, решение вступило
в силу с 03.06.2013 г. В связи с этим земельный
налог оплачивался до этого срока по старой
цене, а с 03.06.2013 г. по новой – рыночной.
С 1 января 2014 года внесены
существенные изменения в порядок определения
налоговой базы отдельных объектов для
целей исчисления налога на имущество
(Федеральный закон от 02.11.2013 № 307-ФЗ). Теперь
налоговая база по некоторому имуществу
определяется как его кадастровая стоимость
по состоянию на 1 января года налогового
периода.
Отметим, что данные
изменения коснулись балансодержателей
(это собственник соответствующего
имущества или юридическое лицо, которое
по договору с собственником содержит
на балансе соответствующее имущество
и заключило договор купли-продажи) следующих объектов
недвижимого имущества (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):
административно-деловых
и торговых центров;
нежилых помещений,
назначение которых предусматривает размещение
офисов, торговых объектов, объектов общественного
питания и бытового обслуживания либо
которые фактически используются для
размещения данных объектов;
объектов недвижимого
имущества иностранных организаций, не
осуществляющих деятельности в РФ через
постоянные представительства, а также
объектов, не относящихся к деятельности
данных организаций в РФ через постоянные
представительства.
При этом указанные
объекты недвижимого имущества подлежат
налогообложению по кадастровой стоимости
в случае принятия соответствующего
регионального закона в субъекте РФ и
включения их в Перечень объектов недвижимого
имущества для целей налогообложения,
размещенный на официальном сайте на очередной
налоговый период (ст. 378.2 НК РФ; письма Минфина
России от 27.01.2014 № 03-05-05-01/2832, от 18.12.2013 № 03-05-05-01/55962).
Соответствующий закон может быть принят
только после утверждения субъектом результатов
определения кадастровой стоимости объектов
недвижимого имущества (письмо ФНС России от 31.10.2013 № БС-4-11/19535).
Как следствие, после принятия такого
рода закона в субъекте РФ, определение налоговой базы объектов, исходя из среднегодовой
стоимости, будет недопустимым.
После указанных изменений
необходимо понимать, что же представляет
собой кадастровая стоимость в целях исчисления
объекта по налогу на имущество.
Закон об оценочной деятельности
определяет, что кадастровой стоимостью
признается стоимость, установленная
в результате проведения государственной
кадастровой оценки (ст. 3 Федерального закона
от 29.07.1998 № 135-ФЗ). При этом кадастровая
стоимость устанавливается как рыночная
стоимость объекта недвижимости, определенная
методами массовой оценки или индивидуально
для конкретного объекта недвижимости.
Результаты определения кадастровой стоимости
объекта недвижимости утверждаются заказчиком
работ (исполнительным органом субъекта
РФ или местного самоуправления), затем
подлежат передаче в Росреестр и официальному
опубликованию, после чего сведения о
проведенной оценке подлежат внесению
в государственный кадастр недвижимости
(ст. 24.17, абз. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ; ст. 7 Федерального закона
от 24.07.2007 № 221-ФЗ).