Установлено, что основными
причинами систематического сокращения
площади сельскохозяйственных земель
являются: необоснованный перевод их в
другие категории в связи с изъятием для
нужд, не связанных с сельскохозяйственным
производством, и деградация земель в
результате нерационального, бесхозяйственного
использования. В связи с этим установленный
законодательством особый правовой режим
земель сельскохозяйственного назначения
имеет ярко выраженный целевой характер:
максимальное сохранение сельхозугодий
в сфере сельскохозяйственного производства
и недопущение их деградации. Для осуществления
указанного режима предусматриваются:
Особый порядок изъятия сельскохозяйственных
земель для использования в иных целях;
Специальный механизм компенсации
ущерба, связанного с уменьшением их площадей
и ухудшения их качества;
Обязательные меры по восстановлению
нарушенных земель сельскохозяйственного
назначения;
Особые меры ответственности
за нарушение законодательства по использованию
и охране земель.
Особый порядок изъятия сельскохозяйственных
земель заключается в следующем:
Земли, пригодные для сельскохозяйственных
целей, должны предоставляться прежде
всего для этих целей;
Предоставление продуктивных
сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных
целей может иметь место лишь только в
исключительных случаях и должно быть
обосновано достаточно вескими причинами;
Изъятие для не сельскохозяйственных
целей, имеющих особую ценность, законодательством
не допускается;
Установлены конкретные и практически
легко и однозначно определяемые критерии разграничения
земель по степени их значимости в качестве основного средства
производства через показатели кадастровой
оценки производительной способности
земель;
Введен двухстадийный порядок
изъятия сельскохозяйственных угодий,
дающий возможность минимизировать ущерб,
причиняемый таким изъятием.
Особый правовой механизм компенсации
возникающего при изъятии сельскохозяйственных
земель ущерба заключается:
В возмещении собственниками
земли и землепользователями не только
их действительных и реальных затрат,
связанных с изымаемыми землями, но и упущенной выгоды
за весь период, необходимый для восстановления нарушенного изъятия
производства;
В обязательном возмещении
обществу (в лице государства) потерь сельскохозяйственного
производства в размере, необходимом для
полного сельскохозяйственного
освоения новых земель.
Обязательные меры по восстановлению
деградированных или нарушенных сельскохозяйственных
угодий выражается:
В закрепленном в законодательстве
порядке осуществления мероприятий по рекультивации
нарушенных земель и возврата их в сферу
производства;
В консервации деградированных
или загрязненных сельскохозяйственных угодий с выводом
их на восстановительный период из хозяйственной эксплуатации.
Рациональное
использование земли обеспечивает:
· наибольшую
эффективность в достижении целей, для
которых она предоставлена;
·
оптимальное взаимодействие её с другими
природными факторами;
· надёжную
и всестороннюю охрану земель.
Осуществление
перечисленных целей может быть достигнуто
как экономическим, так и правовым путём.
Проблемы
рационального использования земель решаются
путём осуществления следующих основных
мер:
1. Высокопроизводительное
использование и повышение плодородия
земли - мероприятия по улучшению земель;
2.
Интенсивное использование сельскохозяйственных
угодий;
3. Вовлечение
в сельскохозяйственное использование
новых земель;
4. Борьба
с эрозией почв.
2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАЛАНС
МУНИЦИПАЛЬНОГЬО ОБРАЗОВАНИЯ Ж
2.1 Регулирование земельных
отношений на территории муниципального
образования Ж
2.1.1 Нормативно-правовые
акты, действующие на территории муниципального
образования Ж
На территории муниципального
образования (Ж) действует ФЗ «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля
2002 г.: Федеральный закон
регулирует отношения, связанные с владением,
пользованием, распоряжением земельными
участками из земель сельскохозяйственного
назначения, устанавливает правила и ограничения,
применяемые к обороту земельных участков
и долей в праве общей собственности на
земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения - сделкам, результатом совершения
которых является возникновение или прекращение
прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения и доли в праве общей собственности
на земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения, определяет условия предоставления
земельных участков из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, а также
изъятия их в государственную или муниципальную
собственность [5] .
Проект землеустройства
муниципального образования (Ж) включает
себя документы, в том числе карту муниципального
образования, по созданию новых форм организации
территории, их экологическому, экономическому,
техническому и юридическому обоснованию
обеспечивающих организацию рационального
использования и охраны земель (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Карта муниципального
образования Ж
2.1.2 Экономическая
оценка сельскохозяйственных угодий
Общая площадь муниципального
образования Ж составляет 3553,68 га. Из них
земли населенных пунктов занимают 261,75
га, земли водного фонда составляют 31,88
га.
При различных видах
анализа состояния земель и для удобства
управления земельными ресурсами их классифицируют
в соответствии с разнообразными критериями.
Главным признаком при классификации земель служит их целевое
назначение и характер использования
(таблица 2.1).
Таблица
2.1
Классификация земель.
Категория земель |
Наименование объекта |
Площадь |
Земли населенных пунктов |
Населенный пункт |
261,75 га |
Земли водного фонда |
Реки |
16,75 га |
Земли транспорта |
Дороги |
31,88 га |
Земли сельскохозяйственного
назначения |
Севообороты |
2383 га |
Сенокосы |
16,9 га |
Пашни |
110,1 га |
Пастбища |
713,3 га |
Итого: |
|
3553,68 га |
На данной территории наибольшую
площадь занимают севообороты (2383 га),
относящиеся к первой категории земель,
т.е. к землям сельскохозяйственного назначения.
Второе место по площади занимают пастбища
(713,3 га), так же относящиеся к первой категории
земельного фонда РФ. Третье место занимает населенный
пункт (261,75 га), который относится к землям
второй категории, к землям населённых
пунктов. Наименьшую площадь занимают
реки (16,75 га), относящиеся к шестой категории
земельного фонда, к землям водного фонда
.
Земли сельскохозяйственного
назначения неоднородны по качеству почв
и ландшафтным характеристикам. Земельные
участки различаются по климатическим
и другим природным условиям, местоположению,
удаленности от дорог, других объектов
инженерно-транспортной и производственной
инфраструктуры.
На территории муниципального
образования (Ж) преобладают темно-серая
оподзоленная и серая скрыто оподзоленная
почвы.
Урожайность сельскохозяйственных
культур зависит от множества факторов.
Помимо уровня потенциального плодородия
почв, величина которого в земельно-оценочных
работах выражается совокупным почвенным
баллом, существенное значение играет
достигнутый в хозяйстве уровень интенсификации
сельскохозяйственного производства,
культура земледелия (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Урожайность сельскохозяйственных
культур и окупаемость затрат
|
Оценка по нормальной урожайности,
балл |
|
Окупаемость затрат
(руб / руб) |
кукуруза |
|
85-100 |
|
> 4,0 |
|
54-68 |
Урожайность сельскохозяйственных
культур на почвах рабочих участков зависит
от типа почв, преобладающих на каком либо
из этих участках.
2.2 Функциональное
деление муниципального образования Ж
На территории муниципального
образования Ж, в пределах указанных
территорий, выделяют следующие функциональные
зона, представленные в таблице 2.3
Таблица 2.3
Функциональная организация
территории
Функциональные зоны |
Наименование объекта |
Площадь выделенной территории
(га) |
Селитебная зона |
Жилая застройка |
235,05 га |
Производственная зона |
Производственное подразделение
Дороги |
26,7 га
31,88 га |
Ландшафтно-рекреационная зона |
Реки
Сельскохозяйственные земли
(севообороты, сенокосы, пастбища, пашни) |
16,75 га
3223,3 га |
На территории муниципального
образования наибольшую площадь занимает
ландшафтно-рекреационная территория
(рис 2.3), включающая зоны преимущественного
функционального использования: водоемы
(реки, болота) и земли сельскохозяйственного
использования (севообороты, пастбища,
пашни, сенокосы). Земли, занятые водоемами
могут служить для обеспечения полива
угодий, рыбного хозяйства и в самом общем
случае - для поддержания экологического
баланса.
Рис. 2.3 Ландшафтно-рекреационная
зона
Селитебная зона данного
муниципального образования включает
в себя населенный пункт (рис.2.4).
Рис. 2.4 Селитебная
зона
Производственная
зона включает в себя производственное
подразделение (рис 2.5).
Рис. 2.5 Производственная
зона
2.3 Состав
земель сельскохозяйственного назначения
муниципального образования Ж
Земли сельскохозяйственного
назначения - это земли за чертой поселений,
предоставленные для ведения сельского
хозяйства. К ним относят как сельскохозяйственные
угодья, так и участки, занятые дорогами,
лесополосами и хозяйственными постройками.
Пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли,
занятые многолетними насаждениями подлежат
особой охране (являются наиболее ценными,
в т.ч. и в стоимостном выражении).
Сельскохозяйственные
угодья используются для выращивания
сельскохозяйственных культур, выпаса
скота, заготовки кормов. К ним относятся
пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища.
Самостоятельную категорию угодий составляют
оленьи пастбища, обладающие самостоятельным
правовым режимом и подлежащие особой
охране. К угодьям относятся также залежные
земли, т.е. пашня, которая более одного
года, начиная с осени, не используется
для посева сельскохозяйственных культур
и не подготовлена под пар. Сельскохозяйственные
угодья – наиболее ценные земли, характеризуемые
высоким естественным плодородием, либо
мелиорированные земельные участки. Они
закрепляются за сельскохозяйственными
предприятиями различного типа, фермерскими
хозяйствами, учебными и научно-исследовательскими
организациями.