Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа
Самой многочисленной категорией землепользователей, которая может использовать земельные участки на различных титульных правах, являются физические лица. До недавнего времени права этих лиц на землю были ограничены не только целями использования земли, но и субъектным составом. В связи с принятием в 2008 г. нового Кодекса Республики Беларусь о земле права физических лиц на землю изменились с точки зрения соотношения различных прав и участия в этих правоотношениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………..6
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ…………………………………………………13
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ…………………………...20
ГЛАВА 4 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ………………………………………..............................25
ГЛАВА 5 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА АРЕНДЫ……… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………44
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОБЩИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………..6
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ…………………………………………………13
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ…………………………...20
ГЛАВА 4 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ……………………………………
ГЛАВА 5 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА АРЕНДЫ……… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………44
ВВЕДЕНИЕ
Самой многочисленной категорией землепользователей, которая может использовать земельные участки на различных титульных правах, являются физические лица. До недавнего времени права этих лиц на землю были ограничены не только целями использования земли, но и субъектным составом. В связи с принятием в 2008 г. нового Кодекса Республики Беларусь о земле права физических лиц на землю изменились с точки зрения соотношения различных прав и участия в этих правоотношениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В результате многочисленных изменений земельного законодательства, земельных реформ, обеспечивавших переходные этапы от социалистической собственности на землю к частной, в нашей стране сохранились множественные формы владения и пользования землей. В настоящее время наряду с правом собственности на земельные участки как земельное, так и гражданское законодательство Республики Беларусь предусматривает и такие права граждан на земельные участки как право пожизненного наследуемого владения, право временного пользования, право аренды. В то же время отдельные граждане имеют земельные участки на праве постоянного пользования, т.к. ранее земельное законодательство предусматривало такой вид права на земельный участок у физического лица. Существование различных прав на земельные участки порождает определенные сложности в правоприменении.
Таким образом, актуальность данного исследования предполагает глубокое, всестороннее изучение прав физических лиц на земельные участки в отечественном законодательстве, поиск путей решения теоретических и практических проблем, возникающих в связи с несовершенством действующего законодательства в данной области общественных отношений.
Земельным правоотношениям, а также правам физических лиц на земельные участки посвящены работы белорусских и российских авторов, среди которых можно назвать И.Ю. Антончик, О.А. Бакиновскую, С.А. Балашенко, Р. Галиеву, Ю. Гудкову, Д.М. Демичева, З. Залевскую, И. Ковалеву, И. Коваленко, Н.А. Кондратьеву, Е. Куделич, Н. Молчанову, А. Поправкина, И.С. Рудько, Т. Селедцову, Н.Г. Станкевич, Л.Я. Филимонихину, Е.В. Шаршун, Н.А. Шингель, Е. Шулейко и других.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступают общественные отношения, складывающиеся в области прав физических лиц на земельные участки.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие рассматриваемую сферу общественных отношений, в том числе: Кодекс Республики Беларусь о земле, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь «Об изъятии и предоставлении земельных участков», а также статьи, монографии и разделы учебников, посвященные рассматриваемой теме.
Целью настоящего исследования является анализ прав физических лиц на земельные участки в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, выявление пробелов и недостатков законодательства, определение круга мер, направленных на дальнейшее совершенствование норм о правах физических лиц на земельный участок.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
– провести общий обзор законодательства, регламентирующего права физических лиц на земельные участки в Республике Беларусь;
– рассмотреть и выявить особенности права собственности физических лиц на земельные участки;
– изучить право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
– проанализировать право пользования земельными участками граждан Республики Беларусь;
– дать характеристику договора аренды и права аренды на земельный участок.
Для достижения поставленной цели и решения указанных задач
применялись общие методы, а также частные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, исторический, теоретического анализа.
Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения списка использованных источников. В первой главе проводится общий обзор законодательства, регламентирующего права физических лиц на земельные участки в Республике Беларусь. Вторая глава посвящена праву собственности физических лиц на земельные участки. В третьей главе исследуется право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Четвертая глава посвящена праву землепользования физических лиц. В пятой главе анализируется право аренды на земельный участок.
ГЛАВА 1
ОБЩИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Система законодательства,
регулирующего земельные
Непосредственное закрепление в Конституции Республики Беларусь имеют земельно-правовые нормы, которые определяют некоторые базовые положения земельного строя. В ст. 13 Конституции закреплено две формы собственности в Республике Беларусь – государственная и частная. Также ст. 13 Основного закона устанавливает конституционные основы регулирования отношений собственности на природные компоненты, в том числе устанавливает нахождение земель сельскохозяйственного назначения только в собственности государства [14, с. 7].
Законодательство, регулирующее использование и охрану земель, развивается как кодифицированная отрасль. Кодификация данного законодательства позволила систематизировать основные земельно-правовые нормы в едином акте. Основным отраслевым источником, регулирующим все виды земельных отношений и обеспечивающим их системное регулирование, является Кодекс Республики Беларусь о земле 2008 г. [11]. Нормы Кодекса о земле упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения, которые произошли в земельных отношениях за период проведения земельной реформы с 1991 г.
Вступивший в силу с 1 января 2009 г. новый Кодекс о земле (далее – КоЗ) установил для землепользователей следующие права: право государственной и частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования и аренды (субаренды). В нем сохраняется вариант получения земельных участков в пожизненное наследуемое владение для граждан Республики Беларусь, четко урегулированы вопросы по вступлению в наследство: установлен предельный срок для оформления документов на земельный участок при его наследовании – не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Сохраняется право временного и постоянного пользования участком. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукционов. За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду без проведения аукциона, взимается плата [9, с. 56].
Граждане являются самостоятельной категорией землепользователей, права которых на земельные участки не совпадают с правами юридических лиц. Но в интегрированном понятии «землепользователи» (ст. 1 КоЗ), которое охватывает всех лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, и которое используется в тех случаях, когда в земельном законодательстве имеются нормы, общие для всех субъектов, например, при установлении прав и обязанностей по использованию и охране земель (ст.ст. 69, 70 КоЗ), предоставлению земельных участков (ст. 35 КоЗ), граждане упоминаются только применительно к частной собственности на землю, поэтому определить действительный круг физических лиц – субъектов земельных правоотношений можно только исходя из того, каким правом на землю эти лица обладают.
В связи с этим Н.А. Шингель обращает внимание на терминологические различия понятия «граждане», используемого в земельном и гражданском законодательстве, что может вызывать коллизии при осуществлении прав на землю и несовпадение в понимании отдельных норм [32, с. 64].
Называя физических лиц субъектами земельных правоотношений, следует уточнить, что эта категория землепользователей в земельном законодательстве гражданско-правовым понятием физические лица не обозначается, поскольку имеются существенные отличия между правами граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, связанные с тем, что иностранцам «национальный режим» в использовании земельных участков не предоставляется, а также между «обычными» гражданами и индивидуальными предпринимателями [32, с. 65].
Статья 4 КоЗ называет среди субъектов земельных правоотношений следующие категории физических лиц, отнесенных главой 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) [5] к гражданам (физическим лицам): граждане Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели [11].
Первые две категории землепользователей обозначаются в данной статье общим понятием «граждане», если иное не предусмотрено КоЗ, и в таком значении используются в тех нормах земельного законодательства, которые распространяются на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в равной степени. Например, в ст. 17 КоЗ где речь идет об арендаторах земельных участков, употребляется термин «граждане» без каких-либо уточнений (в отличие от юридических лиц), аналогичным образом строятся правовые нормы, связанные с отчуждением земельных участков гражданами (ст. 51 КоЗ) и наследованием земельных участков, находящихся в частной собственности (ст. 52), и другие.
Индивидуальные
Более узкая трактовка понятия граждан в земельных правоотношениях связана с тем, что существует четкое соотношение между субъектом земельных прав и титульным правом на земельный участок, который ему принадлежит.
В соответствии с ч. 1 КоЗ
земельные отношения
Таким образом, вторым по значимости видом нормативных правовых актов ч. 1 ст. 4 КоЗ называет акты Президента Республики Беларусь, которые согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» издаются в форме декретов и указов, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь [22]. Данные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, принимаются в процессе реализации полномочий Президента Республики Беларусь по регулированию земельных отношений, закрепленных в КоЗ (ст. 24), а также для устранения пробелов, которые образуются в законодательстве по мере изменения земельных отношений и представлены в виде указов [12, с. 36].
Для совершенствования
регулирования отношений в
В данной норме названы только виды земельных прав, которыми могут обладать граждане, кроме индивидуальных предпринимателей, без уточнения, какой именно категории граждан какое право принадлежит. Вид вещного права, по которому может быть предоставлен земельный участок, определяется в соответствии с законодательными актами в зависимости от целей его использования и с учетом требований Указа № 667.
Необходимо разграничивать права граждан Республики Беларусь, которые могут быть субъектами всех прав, названных в п. 1 Указа № 667, и иностранцев, которые не обладают равными правами на землю с гражданами Республики Беларусь. Разграничение проводится по каждому праву, так как для иностранцев в большинстве случаев аренда земельных участков является единственной правовой формой использования земли, и лишь при определенных условиях они могут иметь земельные участки в частной собственности (ст. 12 КоЗ) или пожизненном наследуемом владении (ст. 14 КоЗ). Единственное право, которое ни при каких условиях не предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, – право временного землепользования (ст. 16 КоЗ).
На усиление защиты прав землепользователей, развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь был направлен Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков», в соответствии с которым землепользователи земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры, ведения личного подсобного хозяйства, получили право на основании решения местного исполнительного комитета одновременно использовать эти участки как по установленному целевому назначению, так и для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности [20]. В целях дальнейшего вовлечения земельных участков в гражданский оборот гражданам Республики Беларусь предоставлено право приобретать у негосударственных юридических лиц земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры, которые находятся у них на праве частной собственности, а негосударственным юридическим лицам – у граждан, являющихся собственниками земельных участков, предоставленных для названных целей. В соответствии с нормами данного Указа граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право передавать в залог капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, расположенные на арендованном земельном участке, независимо от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка. В целях предотвращения возможных случаев перепродажи земли, полученной на льготных условиях, Указом введены ограничения права граждан, получивших земельные участки как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, отчуждать такие участки до истечения восьми лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов (за исключением отчуждения местным исполнительным комитетом) [20].
Информация о работе Физические лица, как субъекты земельного права