Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:48, шпаргалка
Земельное право как отрасль и как наука.
История развития земельного права (XIX в.- XXI вв).
Концептуальная политика России в сфере земельных отношений.
Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных правоотношений.
Метод правового регулирования земельных отношений.
Понятие и классификация норм земельного права.
Система отрасли земельного права.
Понятие и система источников земельного права.
Система земельного законодательства Российской Федерации.
Основные принципы земельного законодательства.
е) Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;
ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;
з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;
и) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
к) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;
л) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
указы Президента РФ:
а) Указ Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
б) Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14февраля 1996 г. 198;
постановления Правительства РФ:
а) постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;
б) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;
в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»;
нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
общие принципы права;
нормативные договоры;
международные договоры, заключенные с иностранными государствами;
некоторые обладающие юридической силой обычаи.
12. Конституционные основы и нормы гражданского законодательства,регулирующие земельные отношения.
Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.
Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.
Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).
Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.
Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.
Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции: ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
Статья 36 (ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).
Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ: о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19); об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.
14.Структура и содержание Земельного кодекса РФ.
Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.
В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии сост. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:
приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;
приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;
приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.
Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.
15.Федеральные земельные законы, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:
изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;
разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;
иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.
Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:
Закон Свердловской области о регулировании земельных отношений от 6 декабря 1995 г.;
Закон Воронежской области о регулировании земельных отношений от 25 мая 1995 г.;
Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;
Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.
16.Подзаконные акты — источники земельного права, иные акты органов государства.
Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят:
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
ведомственные акты;
нормативные акты организаций;
акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие Указы Президента РФ:
«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767 и от 24 декабря 1993г. № 2287;
«О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 7 декабря 1993г. 2118;
«О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
«О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 г. 198;
«О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. 337;
«О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от7 июня 1996 г. 819;
«О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16 мая 1997 г. 485.
Правительство РФ, во исполнение своих полномочий, также активно участвует в формировании земельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:
«Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"» от 3 августа 1996 г. 932;
«О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрения ми и химическими средствами защиты растений в 1997 г.» от 14 февраля 1997 г. 166;
«Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. 224;
«О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319.
К ведомственным актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Федеральная служба лесного хозяйства и др.).
Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:
Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» от 4 апреля 1997 г. (Бюллетень нормативных актов. 1997. 12);
Инструкция о ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 8 мая 1997 г.;
Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ» от 16 января 1997 г.
17.Акты органов местного самоуправления, нормативные договора — источники земельного права.
Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
18.Роль судебной практики в процессе регулирования земельных отношений.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Правоприменительная функция осуществляется судами в процессе рассмотрения споров, которые возбуждаются по искам заинтересованных лиц. Вырабатываемые общие подходы, принципы – практика деятельности судебных органов