Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:48, шпаргалка
Земельное право как отрасль и как наука.
История развития земельного права (XIX в.- XXI вв).
Концептуальная политика России в сфере земельных отношений.
Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных правоотношений.
Метод правового регулирования земельных отношений.
Понятие и классификация норм земельного права.
Система отрасли земельного права.
Понятие и система источников земельного права.
Система земельного законодательства Российской Федерации.
Основные принципы земельного законодательства.
Судебная практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Постановление ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей среды»
Пленума ВС РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»
Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ обязательны для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Арии достаточном распространении судебная практика служит основанием для ее обобщения законодателем и издания соответствующей правовой нормы, восполняющей пробел в законодательства
На развитие земельного законодательства влияют постановления Конституционного Суда РФ. Постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга 1995 «О Ставках земельного налога в С-Петербурге в 19945 г.»
19.Нормативные акты организаций, правовые обычаи — источники земельного права, нормативные технические акты.
Корпоративные акты, т.е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Корпоративные акты, хотя и находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т. е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее являются самыми массовыми, приносящими наибольшее количество нарушений законности и посягательств на права граждан, в том числе земельные, источниками земельного права.
Рассматриваемые нормативные акты могут быть двух видов:
рассчитанные на работающих на данном предприятии, т.е. обращенные внутрь предприятия;
либо направленные субъектам права, находящимися вне предприятия.
Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия). Сюда же относятся внутриколхозные, например, правила вспашки зяби, одобренные на колхозном собрании. Общий характер они носят потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни осуществлял предусмотренные этими правилами работы в случаи выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их должность.
Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов - законов, указов, постановлений, приказов и т.п., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.
Нельзя не отметить, что четкой границы между этими видами нормативных актов организаций порой нет: правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены внутрь организации, однако не могут не учитываться обращающимися в лесничество гражданами; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в организации, являются обязательными для работников этой организации.
Правовой обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования земельных ресурсов в контексте традиционного природопользования.
Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.
20.Структура земельных правоотношений.
Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.
Особенности земельных правоотношений:
особое содержание и предмет;
особый субъектный состав;
значительное число видов.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.
Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.
Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).
Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:
норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
субъекты права, т. е. участники земельных отношений;
объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
Виды земельных правоотношений:
по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:
а) в процессе сельскохозяйственного производства;
б) при использовании земли в промышленности и строительстве;
в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.
по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.
Регулятивные правоотношения - отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.
Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Они, как правило, возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.
Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:
по критерию содержания - на имущественные и неимущественные;
по критерию определенности состава субъектов - на абсолютные и относительные;
по степени взаимной обязанности их участников - на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.
21.Возникновение и прекращение земельных правоотношений.
Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике.
Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты.
Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).
Возникновение земельных правоотношений: Основания приобретения прав на земельные участки (ст. 8 ГК РФ):
договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;
акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;
судебное решение;
в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Например: при купле-продаже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки.
Основанием возникновения иных прав на землю, на основании которых лица - не собственники вправе ее использовать, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом.
Изменение земельных правоотношений:
в процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств;
изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды.
Прекращение земельных правоотношений:
основанием прекращения земельных правоотношений могут быть такие юридические факты, как смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли, добровольный отказ от земельного участка;
основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд;
прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров.
В целом земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.
22.Понятие права собственности на природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.
Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.
Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.
Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.
Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.
Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.
Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.
Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:
право частной собственности;
право государственной собственности:
а) федеральная собственность;
б) собственность субъектов Федерации;
право муниципальной собственности.
Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.