Автоматизированная система управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития. Данное определение было зафиксировано уже в ГОСТ 24.702-85 «Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения». Кроме того, в ГОСТ 24.702-85 отмечается, что «Оценку эффективности АСУ проводят при:
формировании требований, предъявляемых к АСУ;
анализе создаваемых и функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям;
выборе наилучшего варианта создания, функционирования и развития АСУ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2
Автоматизированная система управления предприятием………………………..4
Экономическая эффективность……………………………………………………..5
Принципы оценки экономической эффективности………………………..6
Основные показатели экономической эффективности……………………8
Литература…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные технологии (1).doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….2

  1. Автоматизированная система управления предприятием………………………..4
  2. Экономическая эффективность……………………………………………………..5
    1. Принципы оценки экономической эффективности………………………..6
    2. Основные показатели экономической эффективности……………………8

Литература………………………………………………………………………………10

Введение

Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития. Данное определение было зафиксировано уже в ГОСТ 24.702-85 «Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения». Кроме того, в ГОСТ 24.702-85 отмечается, что «Оценку эффективности АСУ проводят при:

формировании требований, предъявляемых к АСУ;

анализе создаваемых и функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям;

выборе наилучшего варианта создания, функционирования и развития АСУ;

синтезе (формировании) наиболее целесообразного варианта построения АСУ по критерию «эффективность-затраты».

Нерационально рассматривать АСУП без связи ее с понятием предприятия. Предприятие (enterprise) – одна или более организаций, перед которыми стоят определенная миссия, цели и задачи для предложения в качестве результата продукции или услуги (см. ГОСТ Р ИСО 19439- 2008 «Интеграция предприятия. Основа моделирования предприятия»). 

В соответствии с тем же стандартом интеграция предприятия (enterprise integration) – процесс обеспечения взаимодействия между сущностями (объектами) предприятия, необходимого для выполнения целей домена предприятия.

Модель предприятия имеет 3 размерности:

- фаза модели предприятия;

- представление модели предприятия;

- общность.

Для нас наибольший интерес представляет размерность – «представление модели предприятия».

Выделяются 4 представления модели предприятия:

- функциональное представление;

- информационное представление;

- ресурсное представление;

- организационное представление.

Информационная технология - приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных. (см. ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы. Термины и определения»)

В соответствии с ГОСТ 24.103-84 «Автоматизированные системы управления. Основные положения» в состав АСУ входят следующие виды обеспечений (подсистем): информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое. В процессе создания АСУ используют математическое обеспечение.

Одно из наиболее четких определений корпоративной «Архитектуры ИТ» дано в Сobit. Ядром ИТ-архитектуры предприятия является АСУ.

Управление ИТ, включая оценку эффективности используемых информационных технологий, –  важная задача для тех предприятий, которые ориентированы на значительные капиталовложения в ИКТ, включая создание ИТ-сервисов. Одним из важных документов в этой части является ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «Процессы жизненного цикла программных средств». В перечень процессов жизненного цикла включен процесс совпровождения программных средств, стандартизованный в ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 «Сопровождение программных средств». Преимущество ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 в том, что он не зависит от используемой модели жизненного цикла программной системы.

В соответствии с последним из указанных стандартов, одним из принципов организации процесса сопровождения, является оценка характеристик программного средства:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002, п. 6.5: Оценка (измерение) характеристик программного средства. Качество программного средства является важным аспектом сопровождения программного продукта. Сопроводители должны иметь программу обеспечения качества программного средства, охватывающего шесть характеристик качества, установленных в ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 «Оценка программной продукции». При сопровождении программного средства должен быть реализован соответствующий процесс для определения, описания, выбора, применения и совершенствования методик оценки (измерения) характеристик данного средства. В качестве части процесса, связанного с оценкой характеристик программного средства, сопроводитель должен предпринять определенные действия при корректирующем, профилактическом, адаптивном и полном сопровождении (в рамках используемых ресурсов). Должны быть собраны, проанализированы и интерпретированы соответствующие данные, способствующие усовершенствованию процесса сопровождения и пониманию методов снижения стоимости сопровождения. Должны быть собраны соответствующие эмпирические данные об оценках, способствующие снижению затрат на жизненный цикл.

Эффективность АСУ будем понимать с точки зрения принципов создания АСУ определенных в ГОСТ 24.103-84 «Автоматизированные системы управления. Основные положения».  Схожие принципам создания

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 «Оценка программной продукции» ориентирован на программное обеспечение, которое представляет только часть всей системы – АСУП, которая помимо программного обеспечения включает техническое обеспечение

Всё больше компаний интересуются организацией работы  
ИТ подразделений.  Руководители понимают, что эффективная служба ИТ является конкурентным преимуществом. Об этом свидетельствует увеличение спроса на рынке ИТ-услуг. В этой связи, грамотное   управление информационными технологиями становится одним из приоритетных направлений организации. Включая формирование квалифицированного ИТ-персонала, организации ИТ-подразделения и его эффективного функционирования.

Теоретическую основу организации эффективной ИТ-службы составляют методические принципы управления информационными технологиями выделенные из российских и зарубежных стандартов управления в сфере ИТ. В большинстве используемых стандартов особое внимание уделяется процессам мониторинга, аудита и оценки процессов управления и объектов управления.

Курс ориентирован на формирование представлений о методах моделирования объектов и органов управления, средствах и методах управления основанных на развитой системе оценки качества процессов управления и объекта управления. Основная цель – описать технологии формирования и исполнения требований на ИТ-архитектуру предприятия. Имеющиеся ГОСТы в которых описываются стадии создания АСУ конкурируют в глазах ИТ-специалистов, а зачастую и уступают модным SCRAM-aм и другим подходам к разработке программного обеспечения. С другой стороны, хорошо известна статистика провальных решений в крупных компаниях – порядка 70-80% внедрений не признаются успешными. 

Определенная сложность возникает если учесть, что ИТ, ядром которых является АСУ – автоматизированная система управления, в частности, предназначены для обеспечения эффективного функционирования объекта управления путем автоматизированного выполнения функций управления (ГОСТ 24.103-84 Автоматизированные системы управления. Основные положения.). Объектами управления являются организационно-управленческие и технологические процессы предприятия. ИТ-архитектура сама представляет собой систему, со специфичными для нее процессами. ИТ-архитектура – открытая система – элемент системы управления предприятием.

Требуется выделять качественные критерии  и количественные показатели  эффективности системы управления информационными технологиями и функциональной эффективности ИТ-архитектуры предприятия.

 

Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд действий:

  1. вырабатываются цели оценки;
  2. обосновываются критерии оценки;
  3. определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;
  4. вырабатываются требования к критериям оценки;
  5. выбираются методы расчета критериев;
  6. проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.

 

 

Автоматизированная система управления предприятием

 

Автоматизированная система (АС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

В зависимости от вида деятельности выделяют следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и др. В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ делят, например на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т.д.

Функциями автоматизированной системы является совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели.

Цель функционирования автоматизированной системы управления полностью совпадает с целью функционирования экономического объекта. Например, для автоматизированных систем управления материально техническим  обеспечением она определяется как обеспечение предприятий и организаций необходимыми средствами производства и ресурсами, включая материальные ресурсы при минимуме затрат на их доставку, складирование, хранение.

Для достижения сформулированных в каждом отдельном случае целей система должна реализовать функции прогнозирования, планирования, учета, регулирования производственных и хозяйственных процессов с применением технических средств управления и экономико-математических методов.

Цели функционирования экономического объекта определяются стратегией предприятия. Таким образом, цель функционирования автоматизированной системы управления информационными технологиями соответствует стратегии организации.

Задачей автоматизированной системы является функция или часть функции АС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида.

 

2. Экономическая эффективность

 

Положения данного раздела соответствуют ГОСТ 24.702-85 «Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения» и распространяются на автоматизированные системы управления (АСУ) всех видов и назначений и их части, вводимые в эксплуатацию для всех уровней управления, кроме общегосударственного, и устанавливает основные положения по определению эффективности АСУ и принципы оценки экономической эффективности АСУ.

Для каждой конкретной АСУ цель ее создания состоит в обеспечении наиболее полного использования потенциальных возможностей объекта управления для решения поставленных перед ним задач.

Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития.

Критерий эффективности АСУ определяют на множестве (системе) показателей, каждый из которых описывает одну из сторон рассматриваемой системы. В зависимости от используемого математического аппарата критерий может быть выражен в виде целевой функции или порядковой меры, устанавливающей упорядоченную последовательность сочетаний показателей.

При определении результатов от функционирования АСУ задают универсальную систему обобщенных показателей, таких, как оперативность (своевременность), устойчивость, качество управления и др. Используемые показатели должны быть развернуты применительно к характеристикам конкретной АСУ (например:    оперативность-вероятностно-временные   характеристики элементов   процесса управления;  устойчивость-показатели надежности, помехозащищенности и т. п.).

К показателям затрат ресурсов относят материальные, людские, финансовые, временные и др. затраты.

Оценку эффективности АСУ проводят при:

формировании требований, предъявляемых к АСУ;

анализе создаваемых и функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям;

выборе наилучшего варианта создания, функционирования и развития АСУ;

синтезе (формировании) наиболее целесообразного варианта построения АСУ по критерию «эффективность-затраты».

Целесообразные варианты построения АСУ выбирают путем балансирования показателей приращения эффективности Э, получаемой за счет создания или совершенствования АСУ, и затрат Q.

Математически эту задачу формируют в виде:

max Э при Q = const

или в виде обратной задачи:

min Q при Э = const.

В тех случаях, когда приращение эффекта представлено в денежном выражении, определяют экономическую эффективность АСУ.

      1. Принципы оценки экономической эффективности

Оценку (определение) экономической эффективности АСУ проводят для:

анализа и обоснования целесообразности создания функционирования и развития АСУ;

установления основных направлений применения АСУ;

выбора наиболее экономически эффективного варианта разработки и внедрения АСУ;

отражения показателей экономической эффективности АСУ в нормах, нормативах и планах предприятий, объединений, министерств;

Информация о работе Автоматизированная система управления предприятием