Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении инвестиционного климата России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить понятие иностранных инвестиций;
2. рассмотреть их источники;
3. оценить их состояние на сегодняшний момент;
4. выявить основные проблемы, пути их решения.
Объект исследования – инвестиционный климат России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА……………………………………………………………………..1
1.1. Инвестиции: понятие и классификация……………………………….1
1.2. Понятие инвестиционного климата…………………………………...4
1.3. Инвестиционная привлекательность: что это такое………………….7
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ……………...10
2.1. Особенности инвестиционного климата в России………………….10
2.2. Анализ современного состояния инвестиционного климата ……...12
2.3. Привлечение иностранных инвестиций в Россию: медленный прогресс………………………………………………………………..18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ………………………………………………………..24
3.1. Проблемы инвестиционного климата в России……………………..24
3.2. Пути улучшения инвестиционного климата в России……………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ РФ.docx

— 730.38 Кб (Скачать файл)

Реальные (капиталообразующие) инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Первые включают инвестиции в осязаемые объекты — в здания, сооружения, машины, оборудование и т.д., вторые (потенциальные, иногда называемые интеллектуальными) — это вложение средств на приобретение патентов, лицензий, оплату научно-исследовательских работ, реализацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров и т.п. В статистической практике реальные инвестиции именуют инвестициями в нефинансовые активы, учет которых ведется по сектору нефинансовых предприятий в соответствии с методологией Международного валютного фонда.

Рисунок 1. Классификация инвестиций по объектам инвестирования

Финансовые инвестиции - это вложение капитала в акции, облигации, банковские вклады, инвестиционные сертификаты и другие ценные бумаги. Финансовые инвестиции подразделяют на прямые (в реальные активы), портфельные и прочие. К первым относятся вложения в акции акционерных обществ с целью получения дивидендов и приобретения права на участие в управлении. Это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала организации. К портфельным относятся инвестиции в разные виды ценных бумаг, принадлежащие разным эмитентам, с целью повышения вероятности получения дохода от вложенных средств. К ним относится покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10 % в уставном (складочном) капитале организации. Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.

    1. Понятие инвестиционного климата

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Инвестирование за рубеж является одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов любой страны. При этом очень важно правильно оценить куда и в какие проекты стоит вкладывать деньги. Прежде чем рассматривать конкретные инвестиционные проекты, необходимо определить степень благоприятности региона (территории), в который было решено инвестировать. Роль и значение менеджера при принятии решения о вложении средств трудно переоценить. На его плечах лежит задача оценки инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона. Для этого нужно разбираться в основных понятиях регионального инвестиционного анализа и иметь представление о методах оценки инвестиционного климата. 

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны. Баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяют инвестиционный климат в той или иной стране, регионе, территории. Основой же инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции направляются в первую очередь в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного климата следует проводить по оценке инвестиционных рисков.3

К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относят:

  • высокий потенциал внутреннего рынка;
  • высокую норму прибыли;
  • низкий уровень конкуренции;
  • стабильную налоговую систему;
  • низкую стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
  • эффективную поддержку государства.

К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и, тем самым, ухудшающим инвестиционный климат в стране относятся:

  • политическая нестабильность в стране;
  • социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т.д.);
  • высокий уровень инфляции;
  • высокие ставки рефинансирования;
  • высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
  • дефицит бюджета;
  • пассивное сальдо платежного баланса;
  • неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
  • высокие трансакционные издержки.

Инвестиционный климат по сравнению с другими экономическими категориями характеризуется определенной статичностью и инерционностью, он не подвержен быстрым изменениям и колебаниям. Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью. 

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.4

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путем  развития многообразных форм  собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений  предприятий для финансирования  их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка предприятий  за счет централизованных инвестиций;

- размещение ограниченных централизованных  капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных  проектов производственного назначения  строго в соответствии с федеральными  целевыми программами и исключительно  на конкурентной основе;

- усиление государственного контроля  над целевым расходованием средств  федерального бюджета;

- совершенствование нормативной  базы в целях привлечения иностранных  инвестиций;

- значительное расширение практики  совместного государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов.

    1. Инвестиционная привлекательность: что это такое

В докладе Всемирного банка о мировом развитии за 2010 г. «Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех» констатируется, что играют главную роль в формировании инвестиционного климата,  определяя гарантии прав собственности, создание инфраструктуры,  функционирование финансовых рынков и рынков труда, уровень коррупции. Характеризуя основные проблемы инвестиционного климата в России, руководитель группы экспертов по подготовке доклада У. Смит сообщил, что в отношении России более 75% фирм – респондентов, участвовавших в исследовании (исследование проводилось в 30 тыс. компаний из 53 стран мира), отметили непредсказуемость интерпретации нормативно-правовой базы в России 5, что является политическим фактором в сфере правоприменения.

Опросы показали, что затраты, связанные с ненадежностью инфраструктуры, неисполнением договорных обязательств, преступностью, коррупцией и госрегулированием, могут составлять более 25% от объемов продаж, т.е. значительно превысить сумму налогов, взимаемых с компаний. Рост предсказуемости в политике может повысить вероятность новых инвестиций более чем на 30%. Компании, уверенные в том, что их права собственности защищены, реинвестируют в развитие производства на 25-40% больше средств из своей прибыли по сравнению с теми, у которых такой уверенности нет.6

В России экономически активное население под изменением инвестиционного климата понимает, прежде всего, создание правого пол, которое способствовало повышению предпринимательской активности. Согласно опросу представителей бизнеса, который был проведен во второй половине 2011 г., 47% респондентов заявили, что деловой климат не изменился по сравнению с 2010 г., 12% сказали, что климат – улучшился, а 19% - ухудшился. Ухудшение климата связывают с налоговой нагрузкой на бизнес.7 Так, в последние годы существенно выросли ставки страховых взносов во внебюджетные фонды. Это особенно сильно ударило по перерабатывающему сектору, где доля расходов на зарплату (с которой и платятся налоги) существенно выше, чем, например, в добывающем секторе, что свидетельствует о необходимости повышения налогов на потребление, таких как недвижимость, роскошь, природные ресурсы, и снижения – на производство.

Классификация факторов политической стабильности, оказывающих влияние на всю оценку системы инвестиционной привлекательности, различны. Одну из наиболее полных сформулировал в ходе методологического исследования Ч. У. Байгускаров, выделяя:

  • политическую стабильность и предсказуемость;
  • компетентность всех уровней публичной власти;
  • ориентированность на удовлетворение общественного интереса;
  • уровень конфликта интересов в структурах власти;
  • определенность и защищенность прав собственности;
  • уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции;
  • уровень технологий социального проектирования;
  • уровень технологий связей с общественностью в политической сфере.8

Иными словами, власть должна обеспечивать правовое поле на уровне, соответствующим пожеланиям инвесторов с точки зрения гарантий, устранения законодательно нерегулированных вопросов,  беспрепятственного прохождения информации о потребностях общества от «низов» к «верхам» и обратно. При слабом или противоречащем интересам рынка регулировании будет возникать коррупция, станут удовлетворяться интересы участников, не имеющих непосредственного отношения к инвестиционным процессам, и в конечном счете произойдет удорожание проекта инвестиций. Так, по оценке объединения «Опора России» в 2011 г., конфликт интересов между бизнесом и властью обходится малому и среднему бизнесу удорожанием объекта производства и услуги примерно на 80% от его первоначальной стоимости.9

Поскольку административные барьеры характерны не только для России, но и для других стран, а это является фактором, определяющим состояние теневой экономики, изложенную выше классификацию системы инвестиционной привлекательности следует дополнить мерами ответственности, которые возникнут у субъектов отношений при нарушении законности прав и интересов. Данный показатель больше интересен для оценки макроэкономических объектов, например, страны или региона, однако может применяться и для оценки стратегически важных отраслевых предприятий. При этом под мерами ответственности следует понимать не только имущественные гарантии, которые получает инвестор при заключении  инвестиционного контракта, но и личные – от персональной административной ответственности являются важным параметром гарантии необезличенного участия представителей государственных органов власти в инвестиционных процессах и понимания необходимости обеспечения благоприятных условий благодаря законодательной основе, а не вопреки ей.

Информация о работе Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ